Факторы влияющие на здоровье детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:50, доклад

Краткое описание

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. Обучение дошкольников гигиене: задача не только родителей, но и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований ДОУ и семьи ребенка. Важно выработать общие критерии оценки отдельных действий, и в саду, и дома четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи.

Файлы: 1 файл

Mediko.docx

— 299.03 Кб (Скачать)

Различают несколько периодов нервно-психического развития детей 1-ого года жизни:от рождения до 2,5 – 3 месяцев;

от 2,5 – 3 месяцев до 5-6 месяцев; 

от 5-6 до 9-10 месяцев;

от 9-10 месяцев до 1 года.

От 5-6 месяцев до 9-10 месяцев жизни ребенка, ведущими линиями его развития является формирование навыков ползанья, понимание речи взрослого, подражание звукам, слогам и действиям взрослого.

Сроки контроля за нервно-психическим развитием детей

 Контроль за динамикой нервно-психического развития в группах детей 1-ого года жизни проводит воспитатель под (контролем) руководством старшего воспитателя.

Близко к дате рождения, каждый месяц (15 дней) воспитатель проверяет развитее ребенка: с конца периода новорожденности и до 2,5 – 3 месяцев – это развитие зрительных и слуховых ориентиров и положительно эмоциональных реакций, подготовительные этапы развития речи. 

От 2,5 -3 до 5-6 месяцев – движение рук, активная речь.

От  5-6 до 9-10 месяцев – развитие общих движений, действий с предметами.

От  9-10 месяцев до 12 месяцев – развитие общих движений, понимание речи и активная речь, развит навыков и умений в процессах.

На 2-ом году жизни уровень развития детей, близок к дате рождения(+- 15 дней):

В 1 год 3 месяца, 1 году 6 мес., 1 год 9мес., 2 года – с учетом развития понимания речи; развитие актив. речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развития движений; формирование навыков. 

На 3 году жизни уровень нервно-психического развития определяется в сроки +-30 дней по отношению к дате их рождения; в 2 года 6  месяцев и 3 года по следующим ведущим линиям:

В первом полугодии – актив речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие навыков, развитие движений.

Во втором полугодии – активная речь, игра, изобразительная  деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие навыков.

Признаки заболевания ребенка.

1.Нарушение поведения  ребенка.

- беспокойство

- беспричинные слезы

- снижение аппетита

- плохой сон

- капризность

2. Боль

- в животе (воспаление желудка), наличие паразитов, заболевание  почек и мочеиспускательных путей, нервная боль, нарушения деятельности. Кишечника, острые боли (аппендицит).

3. Повышенная температура (36,6 – 36,9) – норма.

- субфебрильная (37,2 – 37,7)

- средняя (37,8 – 38,6)

- высокая (38,7 - 41)

Повышение при:

- гриппе

-  простудных заболеваниях

-  инфекционных заболеваниях

-  воспалительных заболеваниях

- термоневрозе

4. Жалобы.

- на головную боль (повышено черепное давление, инфекционные заболевания, нейроинфекции (менингит), интоксикация, гайморит, синусит, водянка головного мозга, переутомление, нервные напряжение – стресс, онкологические заболевания (опухоль голов. мозга))

 - боль сердца (порок сердца, переутомление ребенка, критичные периоды)

Признаки сердечной недостаточности: боль в сердце, отдышка, аритмичность пульс.

Поведение: часто отдыхает, присаживается на корточки, не любит активные шумные игры, спокойный.

- боль в горле (простудные, ангина, тонзиллит)

- боль в суставах (боль роста (6-7 лет), боль при ревматизме, артриты (воспаление суставов), ревматоидный артрит).

- боль при мочеиспускании (заболевания мочевого пузыря)

Изменение кожи.

Кожа должна быть: розоватого цвета, без: сыпи, каких либо повреждений, отечности.

Бледность кожи:

анемия – малокровие

Желтизна крови:

желтуха – нарушение печени и желез. Вывод. Путей

Синева кожи:

цианоз – нарушение системы кровообращения

Кожаный зуд:

аллергические реакции, укусы насекомых, инфекционное заболевание

Кожаная сыпь:

мелкоточечная (сгущается в сгибах), по типу крапивницы, наполненная жидкостью 

Оттеки: - под глазами (заболевание почек)

- верхние веки (заболевание сердца)

Конечности (заболевание сердечно сосуд.)

Насморк: Простуд заболев.: грипп, инфекц. заболев., хронич. заболев., воспол. носа, аденоиды в носу (ткань), гайморит, синусит.

Кашель: Простуд. заболев.: кашель, инфекц. заболев., заболев. сердца, при бронхите (воспол. легких), астма – бронхиал., туберкулез.

Частое мочеиспускание: заболев. мочев. системы: сахар. диабет, невротической реакции, переохлаждение, температура в помещении, редкое мочеиспускание.

Ухудшение аппетита: заболевание, глисты, прием лекарств, нарушение режима питания.

Рациональное использование условий внешней среды, сообщение детям элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе навыков личной гигиены, способствующих укреплению здоровья детей, воспитание культуры поведения основные задачи этого раздела работы. Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении это непрерывный и планомерный процесс.

 С первых месяцев жизни  ребенка постоянно повторение  в течение суток одних и  тех же процессов, содержащихся всегда в определенной последовательности, постоянство условий их проведения все это способствует формированию многих условных рефлексов. Поэтому при правильных воспитательных воздействиях у детей легко формируются культурно-гигиенических навыки.

К ним следует отнести: навыки личной гигиены любить чистоту, следить за опрятностью своей одежды, обуви, пользоваться только индивидуальными предметами туалета, не есть из чужой тарелке, есть только предварительно вымыв руки, ежедневно заниматься утренней гимнастикой, выполнять закаливающие процедуры, правильно ухаживать за зубами и полостью рта, уметь пользоваться туалетной бумагой и др.; 

Навыки культурного поведения - не кричать,  а вежливо попросить то, что нужно, поблагодарить за полученное, не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальне при раздевании; входя в помещение с улицы, вытирать ноги; класть на место игрушки, книжки после занятий с этими предметами; здороваться и прощаться и др. 

К средствам гигиенического воспитания в дошкольных учреждениях следует отнести: соблюдение режима дня, правильного питания, достаточного пребывания на свежем воздухе, проведение физического воспитания и закаливания ,правильная организация занятий, а также организация условий внешней среды в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Основными правилами гигиенического воспитания детей в дошкольного учреждении являются: систематичность, постепенность, последовательность в обучении, в соответствии с возрастами и индивидуальными особенностями ребенка; согласованность действий, единство требований всего персонала дошкольного учреждения и родителей. При правильном гигиеническом воспитании ребенок к концу первого года жизни должен уметь; пить из чашки, удерживая ее самостоятельно; есть корочку хлеба; выполнять по просьбе взрослого активные действия и движения (дай руку, повернись, поверни голову, открой рот и др.)при умывании, раздевании, обещании, кормлении.

К 1 году 6 месяцев: есть самостоятельно ложкой, понимать речь взрослого, связанную с процессами еды, туалета и выполнять по просьбе воспитателя доступные действия, связанные с этими процессами, проситься на горшок.

К 2 годам: есть самостоятельно все виды пищи, знать свое место за столом, самостоятельно садиться за стол и выходить из-за стола после еды, пользоваться салфеткой, отрицательно относиться к неопрятному виду костюма или окружающей обстановки, знать свой шкаф для одежды, вешалку для полотенца, спокойно относиться к процессам умывания, закаливания, начинать с помощью взрослого чистить зубы.

К 3 годам: эти навыки еще больше закрепляются и расширяются. Ребенок почти самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой, ест самостоятельно, не обливаясь, пользуется салфеткой во время еды, исправляет непорядок в одежде, почти самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду, может вытереть платком нос, самостоятельно чистит зубы, поласкает рот.  

К 4 годам: ребенок начинает более активно участвовать в хозяйственно почти бытовом труде по поддержанию чистоты и порядка в помещении группы, на участке, по уборке игрушек, строительного материала, по содержанию в порядке детских книг, находящихся в группе, начинает осознавать значение коллективного труда и взаимопомощи. 

К 5 годам: должны тщательно без напоминаний умываться и чистить зубы, мыть руки по мере загрязнения, уметь пользоваться носовым платком, салфеткой и закрывать рот и нос при чихании и кашле, аккуратно есть правильно пользоваться столовыми приборами.

На 6-7 годах: дети должны быть обеспечены индивидуальными предметами личной гигиены (зубные щетки ,расчески, мочалки),постельные принадлежностями и полотенцами, при обязательной смене их не реже одного рада в неделю. 

САНИТАРНЫЙ РЕЖИМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Включает комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения острых инфекционных заболеваний и профилактику их дальнейшего распространения среди детей и персонала.

Утром детей принимают воспитатели. Они допрашивают родителей о состоянии здоровья ребят, осматривают зев и кожу, изменяют температуру тела (в ясельных группах всем детям, в дошкольных по показаниям). Детей, подозрительных на заболевание, в группу не принимают, а при инфекционных заболеваниях направляют к врачу.

САНИТАРНЫЙ РЕЖИМ ПОМЕЩЕНИЙ.

Важным элементом санитарного режима является правильная организация уборки помещений, мытье посуды, обработка предметов личного обихода, хранение детского белья др., т.е. санитарное содержание помещения, оборудования, инвентаря.

Уборка помещений, мебели, игрушек, физкультурного оборудования проводится ежедневно влажным способом-горячей водой с мылом, дезинфицирующими растворами. Туалетные комнаты упираются чаще,2-3 раза в день, унитазы ежедневно моют горячей водой с применением дезинфицирующих средств. Детские горшки после каждого употребления моют проточной водой щеткой, смоченной 1%-ном осветлённом растворе хлорной извести.

Один раз в неделю проводят генеральную уборку всех помещений: вытирает стены, моют осветительную арматуру, окна, двери, мебель.

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ДНЯ В ДОУ

Это рациональное распределение во времени и правильная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка(в активном бодрствование, сне, пищи) а также правильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

 Значение режима дня в том, он способствует нормальному функционированию внутренних органов. Правильный режим обеспечивает уравновешенное бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления. 

СОСТАВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1)установление на каждом возрастном этапе длительности бодрствования, соответственно пределу работоспособности нервной системы.

2)установление необходимо суточного количества часов сна и правильное распределение отрезков сна в течение суток, чтобы обеспечить своевременный и полноценный отдых центральной нервной системы.

3) установление правильной последовательности кормления, сна и бодрствования.

4)установление правильного ритма кормления.

5)обеспечить правильной смены разных видов деятельности, учитывая выносливость нервной системы, не допуская переутомления от однообразных, длительных ,одних и тех же действий. 

Больной ребенок, оказание помощи.

Случаи экстренного вызова помощи:

1)судороги

2)неотвратимая рвота и жидкий стул

3) высокая температура 39 и выше особенно у детей до 1 года

4) осиплость голоса, затруднение дыхание на вдохе (ложный круп, удушье)

5)симптомы дыхательной и сердечной недостаточности

6) бессознательное состояние ребенка

7)тяжелые приступы бронхиальной астмы

Посещение врача в поликлинике

резко изменилось поведение ребенка, он стал другим, ребенок начал часто мочиться, употреблять много жидкости, жалуется на боли в животе, в груди, головные боли. Перед походом к врачу с мамой надо психологически подготовить ребенка.  

Боль в животе: нельзя давать пить и таблетку.

Если ребенок больной дома: 

1)до вызова врача не давать  лекарство (таблетку).

2)ребенка уложить в постель, при наличии температуры (38,5), прохладное питье, чай с лимоном, включенный морс, чай и з шиповника, минеральная вода(боржоми),малиновое варенье. 

Питание ребенка: если аппетит низко снижен питание должно быть дробным (фруктовые пюре, каши, бульоны, фрукты, свежо выбитые соки с водой, кисель) при повышенной температуре и лихорадке (тепло укрыть ребенка, при повышенной температуры, необходимо уксус с водой "яблочный", при снижении температуры ребенок сильно потеет, менять одежду по мере необходимости).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это процесс взаимодействия макро и микроорганизмов.

Микроорганизмы бывают:

1) патогенные (способные вызвать заболевание).

2) условнопотогенные (вызывает заболевание при определенных условиях)

3) непатогенные (они живут в человеке, в кишечнике, в волосах, на кожи, они способствуют нормализации деятельности организма). 

Способы передачи инфекции:

1. Воздушно-купальный (аэрогенный), грипп, ОРВИ, ОРЗ, аденовирусная инфекция, детские инфекционные заболевания, краснуха, ветрянка, туберкулез; фекально-оральный (кишечный, гепатит, холера, дизентерия, брюшной тик, полиомиелит, гельминтозы (глисты), трансмиссивный путь передачи, комар, клещ, ключевой энцефалит (заражение мозга) мухи, тараканы, муравьи, клопы, вши, зоонозы, от животных к человеку. Бешенство, гельминтозы, глисты, стригущий лещай, короче бешенство, сибирская язва, свиной и птичий грипп, орнитоз. 

2.Через кровь, пути передачи гематологический путь передачи ВИЧ, сифилис, гепатит, переливание крови, пересадка органов, использование загрязненного медицинского инструментария (в тату и парикмахерской.)

3. От матери к плоду (краснуха, гепатит, ВИЧ, сифилис, туберкулез, ветряная оспа, грипп).

4.Половой путь передачи (хламидиоз, цитомигаловирус, герпес, уреаплазмос). 

5. Венерические заболевания: сифилис, гонорея, ВИЧ. Инфекции кожаных покровов (чесотка ,стригущий лишай, педикулёз, проказа).  

Информация о работе Факторы влияющие на здоровье детей