Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:30, курсовая работа
Математические задачи являются не только объектом учебного процесса, в котором учащиеся выполняют определённые действия, но и средством решения многих учебных задач, одной из которых является развитие школьников.
Решая математические задачи, учащиеся не только активно овладевают содержанием курса математики, но и учатся рассуждать (логически обосновывать свои суждения, доказывать, проявлять догадку), то есть приобретают умения мыслить творчески.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития умственных приёмов мышления младших школьников.
1.1. Умственное развитие младших школьников в процессе обучения.
1.2. Влияние учебной деятельности на умственное развитие учащихся начальной школы.
1.3. Задачи на движение как средство развития младших школьников.
Глава 2. Методика развития приёмов умственной деятельности младших школьников в процессе обучения решению задач на движение.
2.1. Основные требования к системе задач на движение.
2.2. Использование моделирования при обучении решению задач на движение.
2.3. Учебные задания, используемые для организации самостоятельной деятельности детей при обучении решению задач на движение.
Заключение
Список используемой литературы
Решение задачи удобно изобразить в матрице с двумя входами.
Подобная четверка задач позволяет рассмотреть исчерпывающим образом математическую ситуацию, перебирая все возможные сочетания направлений движения двух тел. При таком оформлении четверки задач информация о направлении движения передается на нескольких кодах: по горизонтальному входу матрицы показаны скорости велосипедиста А, по вертикальному входу матрицы показаны скорости велосипедиста В. Эти же скорости изображены и на самих рисунках в матрице. По этой схеме удобно проводить обучающую беседу, позволяющую добыть дополнительную информацию об изучаемом.
Вопрос: В каких клетках изображено движение в противоположных направлениях (навстречу»)? Ответ: Движение «навстречу» изображено в клетках правой диагонали (I и IV). Вопрос: В каких клетках изображено движение в одном направлении («вдогонку»)? Ответ: Движение вдогонку изображено в клетках левой диагонали (11 и III). Вопрос: Сравните задачи (II и III). В каком случае быстрее нагонит один велосипедист другого? Почему? Ответ: В первом случае, так как в этом случае первоначальное расстояние между велосипедистами – 80 м. во втором случае – больше (160 м).
2.3. Учебные задания, используемые для организации самостоятельной деятельности детей при обучении решению задач на движение.
Для формирования у младших школьников умений решать задачи на движение используются специальные учебные задания, в процессе выполнения которых учащиеся овладевают умениями:
- анализировать текст задачи (понимать в целом ситуацию, представленную в виде определённого сюжета, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные, а также все отношения и зависимости между ними);
- осуществлять поиск решения задачи (с помощью рассуждений, схем, таблиц, краткой записи, переводить вербальную модель в символическую);
- записывать решение и ответ задачи.
Вариативность учебных заданий. Нацеленных на формирование умений решать задачи, обеспечивается различными методическими приёмами: сравнение текстов задач, постановка различных вопросов к данному условию; выбор вопросов, на которые можно ответить, пользуясь данным условием; анализ задач с избыточными данными; выбор схемы, соответствующей данной задачи и др.
Каждый из этих приёмов, а также различные сочетания, можно использовать для организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе решения текстовых задач на уроке.
_____________________________
_____________________________
а) обведи синим карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние;
б) обведи красным карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние.
в) рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние.
г) прочитай вопрос задачи и обозначь дугой на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.
Если задача решена, то запиши ответ.
Ответ:
Рассмотри еще раз задание (1) и запиши план решения этой задачи (без вычислений).
Проверь себя! Ответ: 35 км.
Дополнительное задание.
Рассмотри другой способ решения данной задачи. Запиши пояснения к каждому действию и вычисли ответ:
17+24=
…*2=…
117-…=…
Ответ:
Скорость |
60 км/ч |
75 км/ч |
Время |
4 ч |
4 ч |
Предлагается, используя данные таблицы, составить задачи, которые решаются так:
60*4
75*4
(60+75):4
(75-60)*4
По двум последним выражениям ученики могут составить задачи на встречное движение и на движение в противоположных направлениях. Естественно, в таблице могут быть даны и другие величины.
1) С работы мама шла в магазин, в аптеку, а потом пошла домой. Какое расстояние прошла мама, если от работы до магазина 500м, от магазина до аптеки 100м, а от аптеки до дома 350м?
2 Мальчик из школы прошел до дома 50 м, а потом пошел в библиотеку. Какое расс0тояние прошел мальчик от школы до библиотеки, если от дома мальчика до библиотеки 450м?
ЗД №2
1. Витя и Петя бежали
навстречу друг другу по
2. Расстояние между городами 560 км. Одновременно навстречу друг другу выехали два поезда. Первый проехал до встречи 300 км. Какое расстояние до встречи проехал второй?
ЗД №3
1. Из города одновременно
вышли в противоположном
2. После уроков Ира и Вася пошли домой, но в разные стороны. Ира до дома шла 150м, а Вася – 200м. На каком расстоянии оказались Ира и Вася друг от друга?
Проверь себя
1. Теплоход плыл 2ч со скоростью 18 км/ч. Какое расстояние проплыл теплоход?
2. Поезд прошел 210 км за 3ч. С какой скоростью шел поезд?
3. Велосипедист проехал 54км со скоростью 18 км/ч. Сколько времени велосипедист был в пути?
4. Пешеход был в пути 3ч и прошел 15км. С какой скоростью шел пешеход?
5. Расстояние в 120 км мотоциклист
проехал со скоростью 40 км/ч. За
сколько часов мотоциклист
Проверочная работа
Мальчик пробежал 100 м за 10с. С какой скоростью бежал мальчик?
Теплоход проплыл 48км со скоростью 16 км/ч. За какое время проплыл это расстояние теплоход?
Турист за 4 ч прошел 20 км. С какой скоростью шел турист?
Катер плыл 3ч со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние проплыл катер.
За сколько времени лыжник пройдет расстояние 18 км, если он будет идти со скоростью 6 км/ч.
Контрольная работа
1. Лыжник прошел с одинаковой скоростью 42км за 3ч. Найти скорость лыжника.
Всадник, двигаясь со скоростью 12 км/ч, проехал 36 км. Сколько времени затратил всадник на этот путь?
Автомобиль ехал со скоростью 80 км/ч и проехал 240 км. Сколько времени был в пути автомобиль?
Туристы проехали 6 ч на лодке со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние они проплывут.
Расстояние в 360 км скорый поезд проехал за 4ч. С какой скоростью ехал поезд.
Заключение
Анализ психологической, педагогической и методической литературы позволил сделать вывод о том, что разработанная система задач на движение на основе выделенных требований включает задачи с различной формой представления информации, задачи с недостающими и избыточными данными, задачи с нестандартными вопросами, творческие задачи, способствуют развитию мышления учащихся.
В основу работы положен принцип развивающего обучения и обеспечивающая его реализацию система задач на движение. Усовершенствование системы посредством введения задач на движение, использование методических приёмов в практике решения задач, удовлетворяющих выделенным требованиям, оказывает основное развивающее влияние при обучении решению задач.
Анализ проблемы обучения решению задач на движение в методической литературе и школьной практике показал, что при использовании определённой системы и методики задачи могут служить средством для:
- совершенствования операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- формирования свойств кодирования, прогнозирования, переноса.
Средством обучения младших школьников формированию свойств кодирования, прогнозирования, переноса служит система задач на движение, основные черты которой должны быть следующими:
- задачи должны отвечать выделенным требованиям;
- задачи следует объединять
в группы по формирующим
- задачи должны быть интересны и понятны учащимся младших классов;
- задачи в каждой группе
должны определяться
Формирование свойств кодирования, прогнозирования, переноса в свою очередь позволяет:
- обучить школьников
- расширить знания учащихся о прогнозировании ответа, способа решения задачи;
- организовать элементарную
исследовательскую
Рассмотр методика обучения решению задач на движение в рамках развивающего обучения, обеспечивающая:
- взаимосвязь изучаемых
школьниками математических
- развитие учащихся в
процессе обучения решению
Данная методика реализована в системе учебных заданий, нацеленных на формирование приёмов умственной работы: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Проведённое исследование позволяет утверждать, что без целенаправленной педагогической работы невозможно развитие младших школьников в процессе обучения решению задач на движение.
Список литературы