Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:37, курсовая работа
Проанализировав учебную и методическую литературу по теме курсовой работы, можно сделать вывод о том, что ознакомление с простыми текстовыми задачами и методикой их решения играет немаловажную роль. Эта тема является фундаментальной в курсе математики начальной школы. Рассмотрев стандарт начального общего образования, можно сказать о том, что в нём уделяется немаловажное внимание решению текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).
Установлено, что в ходе решения задач у учащихся развивается логическое и аналитическое мышление, умение связывать теорию с практикой, умение адаптироваться в жизненных ситуациях, осуществляется межпредметная связь.
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры высшей математики и кафедры дошкольной педагогики и психологии С.Е. Царёва [16;25] описывает следующие основные этапы решения задач:
1. Восприятие и осмысление задачи.
2. Поиск плана решения задачи.
3. Выполнение плана решения.
4. Проверка решения.
5. Формулировка ответа на вопрос задачи.
Цель этапа «Восприятие и осмысление задачи»: понять задачу, то есть, уста-новить смысл каждого слова, словосочетания, предложения и на этой основе выделить множества, отношения, величины, зависимости, известные и неизвестные, искомое, требование. [16]
Приёмы выполнения:
1. Правильное чтение задачи (правильное прочтение слов и предложений, пра-вильная расстановка логических ударений).
2. Представление ситуации, описанной в задаче (создание зрительного, возмож-но, слухового и кинестетического образов).
3. Разбиение текста на смысловые части.
4. Построение материальной или материализованной модели.
5. Постановка специальных вопросов.
Например: « Коля принёс в школу 4 карандаша, а Люба - 7. Сколько всего карандашей принесли дети?».
- « Коля принёс в школу 4 карандаша, а Люба - 3. Сколько всего карандашей принесли дети?».
- О чем говорится в задаче? (о количестве карандашей, которые принесли дети).
- Что нам известно? ( Коля принёс 4 карандаша, Люба – 3 карандаша);
- Что нам нужно найти? (общее количество карандашей);
-Как будет выглядеть краткая запись задачи? Как мы обозначим словосочетание «всего карандашей»?
Коля – 4 кар. ? кар.
Люба – 3 кар.
Вопросы должны быть построены учителем грамотно, один вопрос должен вытекать из другого логически, тогда младшие школьники смогут легче воспринимать материал и будет проводиться работа над развитием логического мышления.
Цель поиска плана решения задач : составить план решения задачи.
Приёмы выполнения разбора задачи от данных к вопросу:
Решающий в тексте задачи выделяет два данных и на основе знания между ними определяет, какое неизвестное может быть найдено по этим данным и с помощью какого арифметического действия. [16]
Например:
-Что показывает число 4? (количество карандашей, которые принёс мальчик)
-Что показывает число 3? (количество карандашей, которые принесла девочка)
- Зная
эти величины, мы можем узнать,
сколько всего карандашей
- При помощи какого арифметического действия? (действие сложение). Почему?
- Как запишем решение? (4+3).
Цель этапа «Выполнение плана решения» : найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи).
Приемы выполнения:
1. Устное выполнение пункта плана. 2. Письменное выполнение пункта плана.
Цель проверки решения: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.
Приёмы выполнения:
1. Прогнозирование результата (прикидка, установление границ ответа на воп-рос задачи) и последующее сравнение хода решения с прогнозом. При несоот-ветствии прогнозу — решение неверно.
2. Установление соответствия между результатом решения и условием задачи: введение в текст задачи вместо вопроса (требования) ответа на него.
3. Составление и решение обратной задачи.
4. Графическое решение, если «маленькие» числовые данные. [10; 49]
Например:
а) «Дети принесли в школу 7 карандашей, Коля принёс 4. Сколько карандашей принесла Люба?» (составление обратной задачи)
7 – 4 = 3 (кар.) – принесла девочка.
б) графический способ:
Цель формулировки ответа на вопрос задачи: дать ответ на вопрос задачи (подтвердить факт выполнения требования задачи). [16]
Формулировка полного ответа на вопрос задачи устно или письменно.
Например:
Всего дети принесли 7 карандашей.
2.2. Методика
решения простых текстовых
Обучение решению задач
2.2.1. Методика работы над простыми задачами, раскрывающими конкретный смысл арифметических действий.
К данному виду относятся
1. Задачи на нахождение суммы и остатка вводятся одновременно, поскольку одновременно вводятся действия сложения и вычитания (в противопоставле-нии лучше формируется умение решать эти задачи). [13;58]
Подготовительный этап.
Выполнение операций над множествами: объединение двух множеств без общих элементов и удаление части множества (термины школьникам не даются).
5+2= …, 7-6=…,
Ознакомительный этап.
Фрагмент урока: «Сегодня вы сами будете составлять задачу про фрукты. Миша и Олег для фруктов взяли корзину и пошли в сад. (учитель даёт мальчикам корзину). Миша собирал яблоки (ученик берёт со стола 3 яблока и показывает учащимся). Сколько яблок взял Миша? (3). Положи, Миша, яблоки в корзинку. Олег собирал груши (ученик берёт со стола 2 груши). Сколько груш взял Олег? (2). Нам известно, сколько яблок и груш собрали дети - это условие задачи. Что неизвестно про все фрукты? (Сколько всего нашли яблок и груш?) – это вопрос задачи. Расскажите теперь мне всю задачу.
-Как узнать, сколько всего нашли фруктов дети? (Всего они нашли 3 яблока да 2 груши, надо к 3 прибавить 2, получится 5). Это решение задачи. Повторите решение (ученики повторяют).
- Мы решили задачу, так как ответили на вопрос задачи». ( развитие аналитико-синтетического мышления).
В таком же плане ведётся работа над задачей на нахождение остатка.
Этап закрепления.
Учителю необходимо помнить, чтобы дети в дальнейшем могли решать задачи подобного типа самостоятельно, необходимо в систему уроков включить достаточное число упражнений на закрепление.
2. Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведение). [20]
Подготовительный этап
Предлагаются упражнения вида: «Положите по 2 кружка 3 раза. Сколько всего кружков вы положили?». 2+2+2=6. Далее устанавливают, что слагаемые этой суммы одинаковые и что их 3. «Чтобы узнать количество кружков, нужно 2*3»
Далее сравнивают запись 2+2+2=6, 2*3=6.
Аналогичным образом рассматривают сюжетные задачи. В результате такой работы все ученики научатся сразу выбирать действие умножение, минуя сложение. Особое внимание на этом этапе должно быть уделено решению простых задач с величинами, связанными прямо и обратно пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние).
3. Задачи на деление по содержанию, на деление на равные части.
Сначала вводятся задачи на деление по содержанию, а затем деление на равные части.
Подготовительная работа
Например: «Возьмите 15 квадратов и разложите их по 3 (работа с раздаточным материалом). Сколько раз по 3 квадрата у вас получилось?» «Ребята, вы разложили 15 квадратов по 3 (поровну) и получили 3 раза по 5 квадратов.
Таким образом, если в задаче известно, что какие-то предметы разложили поровну, например по 3, то чтобы узнать, сколько раз получится по 5, надо выполнить действие деления. Решение задачи записывают так: 15:3 = 5. Ответ. По 5 квадратов». [5;194]
Решение задач на деление на
равные части вводится сначала
путём практического
Фрагмент урока:
« Ребята, сейчас Костя раздаст Лене, Коле и Оксане 9 яблок поровну. Посмотрим, по сколько яблок получит каждый ученик (практический метод обучения соответствует наглядно-образному мышлению младших школьни-ков). Итак, ребята получили по 3 яблока (показ).
Давайте подумаем, как найти количество яблок, которое получил каждый ребёнок: 9:3= 3 (шт.) – получил каждый, т.е. яблок у ребят поровну».
Решая задачи данной группы, учащиеся
выполняют действия с
2.2.2. Методика
работы над простыми задачами,
раскрывающими понятия
Задачи всех шести видов, связанные с понятием разности (см. 1.3), вводятся в следующем порядке: сначала рассматривают задачи на увеличение и уменьшения числа на несколько единиц (в прямой форме), затем задачи на разностное сравнение, и в заключение - задачи на увеличение и уменьшения числа на несколько единиц в косвенной форме и задачи, связанные с понятием кратного отношения. Конечно же, данный порядок изучения обусловлен тем, что задачи, решаемые в косвенной форме, намного труднее для восприятия школьников, так как арифметические действия противоположны смыслу выражений «больше на (в)», «меньше на (в)». Рассмотрим методику обучения решению простых задач в косвенной форме на примере разработки одного из уроков математики для начальной школы, проанализируем его.
Разработка урока по теме « Решение простых задач: увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма)».
Цели урока:
Образовательные:
1. Формировать у младших школьников навыки решения задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания.
2. Сформировать
у учащихся понятие о простых
задачах, связанных с увеличе-
Развивающие:
1. Продолжить
развитие когнитивной сферы
2. Развивать математическую речь, математическую смекалку на уроке.
Воспитывающие:
Продолжить
воспитание таких качеств
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Актуализация знаний. -Ребята, сегодня мы будем путешествовать со сказочным героем. Это - Колобок. (введение сказочного персонажа повышает интерес учащихся к уроку, соответствует их возрастным особенностям)
- К какому виду сказок относится «Колобок» (русские-народные сказки)
- Кто нам напомнит сюжет сказки по иллюстрациям? (развитие устной речи, задание на развитие памяти, составление математического рассказа)
Информация о работе Простые текстовые задачи в курсе математики начальной школы