Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:37, курсовая работа
Проанализировав учебную и методическую литературу по теме курсовой работы, можно сделать вывод о том, что ознакомление с простыми текстовыми задачами и методикой их решения играет немаловажную роль. Эта тема является фундаментальной в курсе математики начальной школы. Рассмотрев стандарт начального общего образования, можно сказать о том, что в нём уделяется немаловажное внимание решению текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).
Установлено, что в ходе решения задач у учащихся развивается логическое и аналитическое мышление, умение связывать теорию с практикой, умение адаптироваться в жизненных ситуациях, осуществляется межпредметная связь.
ГЛАВА 1. ПРОСТЫЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Понятие текстовой задачи.
В начальном обучении математике велика роль решения текстовых задач. Решая задачи, каждый учащийся приобретает новые математические знания, готовится к практической деятельности. По мнению Л.П.Стойловой, А.М. Пышкало, «задачи способствуют развитию логического мышления школь-ников». Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, знал её структуру, умел решать задачи различными способами.
Различные авторы учебников «Методика преподавания математики в начальной школе» предлагают следующие определения понятия «текстовая задача»:
1. Любая задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в ней. (Фридман Л.М., Турецкий Е.Н.). [2;33]
2. Текстовая задача – описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения. (Байрамукова П.У)
3. Математическая задача – это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии. [16;107]
4. Задача – это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий. (Моро М.И., Пышка- ло А.М.). [9;144]
Из самого определения «задача» вытекает, что в ней обязательно должны быть заключены условие и вопрос. Без вопроса задачи не может быть. Поскольку ответ на вопрос задачи должен быть получен в результате арифметических действий, очевидно, в ней должно заключаться требование узнать то или иное число (или числа) — искомое и, кроме того, в задаче должны быть указаны те числа, с помощью действий над которыми может быть найдено искомое. Следовательно, обязательными элементами всякой арифметической задачи являются неизвестное (то есть искомое) число (или несколько искомых чисел) и данные числа. [15; 44]
В условии сообщаются сведения об объектах и некоторых величинах, которые способны характеризовать данные объекты, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношениях между ними.
Требование задачи – это
1. «Петя нашёл 4 гриба, а Нина – 3. Сколько всего грибов нашли ребята?» - Условие задачи: Петя нашёл 4 гриба, а Нина – 3, требование - в вопросительной форме.
2. «Петя нашёл 4 гриба, а Нина – 3. Найдите количество грибов, которые собрали ребята».
Условие задачи: Петя нашёл 4 гриба, а Нина – 3, требование - в повелительной форме.
Иногда задачи формулируют
Что значит решить задачу? Решить
задачу – значит раскрыть
Среди учителей распространено мнение, что если ученик не может объяснить, как он получил ответ на вопрос задачи, значит, он не смог решить ее. В этом случае необходимо разъяснить детям смысл требования «решить задачу» в доступной для них форме. Например: «Задачи, которые вы будете решать на уроках математики, - это не загадки, которые нужно разгадать. Решить задачу - это значит объяснить (рассказать), какие действия и почему нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить число, которое необходимо узнать». Учитель обязан добиться того, чтобы ответ был осознанным. [10; 271]
Сформулированные задачи могут содержать как избыточные, так и не- достающие данные. В задаче « На урок технологии Дима принёс 7 листов белой и 4 листа жёлтой бумаги, а Света – 5 листов белой бумаги. Сколько белых листов принесли дети?» (избыточные данные - 4 листа жёлтой бумаги) или « На урок технологии Дима принёс белые листы бумаги, а Света принесла на 4 листа больше. Сколько белых листов принесли дети?» (недостающие данные). Рассмотренные задачи способствуют развитию аналитико-синтетического мышления.
На наш взгляд, умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития ребёнка, глубины усвоения им
учебного материала. Решение задач занимает в обучении школьников весьма существенное место и по времени, и по влиянию на когнитивную сферу ребенка.
Каждый учитель должен понимать роль задачи
и верно определять её место в обучении
и воспитании ученика, подходить к подбору
задачи и выбору способов её решения обоснованно
и чётко, знать, что должна дать ученику
работа при решении данной им задачи.
1.2. Роль и место задач в начальном курсе математики.
Кто
с детских лет занимается математикой,
В школьном курсе математики роль задач очень велика. Ведущие методисты отмечают, что решение текстовых задач в начальной школе преследует двойную цель: с одной стороны – научить решать текстовые задачи различных видов, с другой стороны – сами текстовые задачи выступают как средство обучения, воспитания и развития школьников.
Рассмотрим основные функции текстовых задач [17; 159] :
I. Образовательная функция.
Когда младший школьник решает задачу, он узнаёт много нового. Например, знакомство с новой ситуацией, описанной в задаче; с новыми понятиями ( наз-вания животных, растений, техникой, историческими личностями и т.д.); познают новый метод решения или новые теоретические разделы математики.
II. Практическая функция.
При решении математических задач ученик обучается применять математи-ческие знания к практическим нуждам, готовится к практической деятельности в будущем, к решению задач, выдвигаемых практикой, повседневной жизнью, то есть к решению жизненных ситуаций.
Решение задач формирует у младших школьников практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, школьник сможет рассчитать стоимость покупки в магазине, на рынке или подсчитать время достаточное для прохождения пути от дома до школы.
III. Развивающая функция.
Решение текстовой задачи способствует умственному развитию школьников, их мышления (аналитико-синтетический метод, абстрагирование, сравнение, обобщение). Когда ребёнок читает задачу, он отделяет условие от требования, т.е. выполняет её анализ. Затем ученик намечает план решения задачи (способ, действие) – происходит абстрагирование, синтез предложенного ему задания.
«В кабинете истории стояло 10 парт, затем докупили ещё 3. Сколько всего парт стало в кабинете?»
1. Условие задачи: в кабинете истории стояло 10 парт, затем докупили ещё 3.
Требование задачи: узнать, сколько парт стало в кабинете истории.
2. а) Сколько было парт? (10) б) Сколько парт докупили?
3. Можно
решить графическим или арифметическим
способами (действие сложение, так как
парт стало больше).
а) + - итого 15 парт
б) 10 + 5 = 15 (шт.) – стало парт в кабинете истории.
Решение задач развивает не только мышление, но и всю когнитивную сферу учащихся (восприятие, воображение, память, внимание, речь):
- Жили-были у жилета три петли и два манжета. Если вместе их считать три да два, конечно, пять! Только знаешь, в чём секрет? У жилета нет манжет! (задача на развитие внимания и восприятия).
- Игра "Фотоаппараты" используется на уроках для того, чтобы развивать память школьников. (детям на 3-4 секунды показывается карточка с любым изображением, они должны как можно подробнее описать его; возможны наводящие вопросы учителя). Данное задание может быть использовано как подготовительная работа к решению задач (математический рассказ). [21]
IV. Воспитательная функция.
Решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к процессу поиска решения, даёт возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным реше-нием. Так же содержание многих задач отражает труд детей и взрослых, дости-жения нашей страны в области хозяйства, техники, науки, культуры. Из этого следует, что задача несёт в себе смысл трудового, нравственного и эстетического воспитания младших школьников.
Учитель начальных классов должен помнить,
что задача – это не только одно из важных
звеньев в цепи познания царицы наук
- Математики, но и тропинка к пониманию
мира, несущая в себе ряд функций.
1.3. Классификация простых задач.
Простые текстовые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. С помощью решения простых задач происходит формирование одного из центральных понятий математики – понятие об арифметических действиях и ряд других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения младшими школьниками умением решать составные задачи, так как решение составной задачи сводится к решению ряда простых задач. Учитель должен помнить, что, именно, при решении простых задач ребёнок впервые знакомится с её составными частями (условие, требование), овладевает основными приёмами решения.
Простые задачи можно разделить на группы в соответствии с теми арифметическими действиями, которыми они решаются. В методическом решении удобнее другая классификация: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении. Таких групп три. Опишем каждую из них. [9;144]
I. Первая группа: задачи, при решении которых школьники усваивают конкретный смысл арифметических действий.
1. Нахождение суммы двух чисел.
« На клумбе росло 11 ромашек и 5 тюльпанов. Сколько всего цветов росло на клумбе?» 11+5=16 (шт.)
2. Нахождение остатка.
« В гараже стояло 5 легковых машин. 3 машины увезли на ремонт. Сколько легковых машин осталось в гараже?» 5-3=2 (шт.)
3. Нахождение
суммы одинаковых слагаемых (
« В магазин привезли конфеты «Белочка» в 5 ящиках, по 7 кг в каждом. Сколько всего килограммов конфет привезли в магазин?»
Информация о работе Простые текстовые задачи в курсе математики начальной школы