Формирование у младших школьников представлений о массе и единицах её измерения на основе проблемных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить комплекс условий использования проблемных ситуаций при изучении массы и единиц её измерения в начальном курсе математики.
Задачи исследования:
Проанализировать источники информации по проблеме исследования;
Рассмотреть психолого-педагогические и методические аспекты изучения различных величин, включая массу;
Провести опытно-экспериментальную работу по проверке комплекса условий применения проблемных ситуаций при изучении массы и единиц её измерения в начальной школе;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3-5
Глава I. Теоретические и методические основы методики изучения массы в начальной школе …………………………………………………………….6-10
Математика в младших классах: особенности изучения……………..
Изучение темы «Масса и единицы её измерения» в младшей школе…
Глава II. Психолого-педагогические и методические аспекты изучения величин в начальном курсе математики……………………………….….11-..
Психологические особенности детей младшего школьного возраста…
Изучение темы «Масса и единицы её измерения» посредством ввода проблемных ситуаций …………………………………………….….20-
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Формирование у младших школьников представлений о массе и единицах её измерения на основе проблемных ситуаций.docx

— 53.72 Кб (Скачать)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Тема: «Формирование у младших школьников представлений о массе и единицах её измерения на основе проблемных ситуаций»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….. 3-5

Глава I. Теоретические и методические основы методики изучения массы в начальной школе …………………………………………………………….6-10

    1. Математика в младших классах: особенности изучения……………..
    2. Изучение темы «Масса и единицы её измерения» в младшей школе…

Глава II. Психолого-педагогические и методические аспекты изучения величин в начальном курсе математики……………………………….….11-..

    1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста…
    2. Изучение темы «Масса и единицы её измерения» посредством ввода проблемных ситуаций …………………………………………….….20-

Заключение……………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Главными понятиями курса математики в начальной школе являются понятия «число» и «величина». Тема «Величины» не изучается в какой-то определённый период учебного времени, а рассматривается в течение всего времени курса обучения математике, органично вплетаясь в изучение других тем.

В 1-3 классах формируются интуитивные представления о величинах и об их измерении. Представление о величине формируется как о некотором свойстве предметов и явлений, которое связано, прежде всего, с измерением. Результатом измерения является числовое значение величины, которое выступает как отношение одной величины к другой, выполняющей функции мерки.

Также изучение различных величин позволяет тесно связать преподавание математики с жизнью: ребята приобретают необходимые в повседневной жизни практические умения и навыки измерения, учатся правильно пользоваться измерительными приборами.

Однако, результаты исследований показывают, что связанный с величинами материал плохо усваивается школьниками: ребята не видят разницы между величиной и единицей величины, допускают ошибки при сравнении величин, выраженных в единицах двух наименований, в недостаточной мере овладевают измерительными навыками. Но с чем это связано? Виной всему организация изучения данной темы. В учебниках по традиционной программе недостаточно заданий, направленных на выяснение и уточнение имеющихся у школьников представлений об изучаемой величине, сравнении однородных величин, формировании измерительных умений и навыков, сложении и вычитании величин, выраженных в единицах разных наименований. Разумеется, это касается и такой величины как масса.

Таким образом, чтобы улучшить математическую подготовку детей по теме «Масса и единицы её измерения», необходима модернизация стандартной программы обучения, включающая в себя введение упражнений с проблемными ситуациями.

Актуальность исследования: Данная тема, несомненно, актуальна, т.к. несмотря на то, что проблемное обучение при изучении величин в начальной школе неоднократно являлось предметом специальных исследований, в его реализации на практике учителя по-прежнему испытывают затруднения. Это связано отчасти с тем, что хотя в литературе и описаны приёмы создания на уроках проблемных ситуаций при изучении длины, массы, ёмкости, площади, времени, однако процесс обсуждения проблемных ситуаций в методике не детализируется.

Степень разработанности темы: Тема «Формирование у младших школьников представлений о массе и единицах её измерения на основе проблемных ситуаций» достаточно популярна среди составителей учебных пособий по математике. Данной проблеме уделила особое внимание Наталья Борисовна Истомина в своей книге «Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя», а также Дышинский Е.А., Лурье A.M., Людмилов Д.С. («Некоторые вопросы проблемного обучения математике: пособие для учителей»), Авдулова Т.П. («Психология игры. Современный подход»), Овчинникова М.В. («Методика изучения темы «Величины» на уроках математики в начальных классах. Методические рекомендации для студентов факультета «Начальное обучение. Дошкольное воспитание») и многие другие.

Объект исследования:

Процесс изучения массы и единиц её измерения в младшей школе.

Предмет исследования: Условия использования проблемных ситуаций при изучении массы и единиц её измерения в начальном курсе математики.

 

Цель исследования: Определить комплекс условий использования проблемных ситуаций при изучении массы и единиц её измерения в начальном курсе математики.

Задачи исследования:

  • Проанализировать источники информации по проблеме исследования;
  • Рассмотреть психолого-педагогические и методические аспекты изучения различных величин, включая массу;
  • Провести опытно-экспериментальную работу по проверке комплекса условий применения проблемных ситуаций при изучении массы и единиц её измерения в начальной школе;
  • Систематизировать результаты полученных из различных источников сведений.

 

Методы исследования: Изучение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, обобщение полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

Теоретические и методические основы методики изучения массы в начальной школе

1.1 Математика в младших классах: особенности изучения

 

Согласно Федеральному государственному общеобразовательному стандарту начального общего образования, предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать (возьмём только математику):

12.2. Математика:

1) использование начальных математических  знаний для описания и объяснения  окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных  и пространственных отношений;

2) овладение основами логического  и алгоритмического мышления, пространственного  воображения и математической  речи, измерения, пересчета, прикидки  и оценки, наглядного представления  данных и процессов, записи и  выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта  применения математических знаний  для решения учебно-познавательных  и учебно-практических задач1.

Исходя из Федерального стандарта, мы видим, что математика играет существенную роль в формировании у младших школьников необходимого для жизни навыка – умения учиться.

Начальный курс математики самый важный, т.к. в нём объединён и арифметический, и алгебраический, и геометрический материал. Основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Но давайте для начала разберёмся, что же такое «величина»? Согласно энциклопедическому словарю, величина – это обобщение конкретных понятий: длины, площади, веса и т.п. Выбрав одну из величин данного рода за единицу измерения, можно выразить числом отношение любой другой величины того же рода к единице измерения2.

Величины рассматриваются в тесной связи с изучением натуральных чисел и дробей; обучение измерений связывается с изучением счёта; измерительные и графические действия над величинами являются наглядными средствами и используются при решении задач. При формировании представлений о каждой из названных величин целесообразно ориентироваться на определённые этапы, в которых нашли отражение: математическая трактовка понятия «величина», взаимосвязь данного понятия с изучением других вопросов начального курса математики, а также психологические особенности младших школьников.

Преподаватель математики и автор одной из альтернативных программ Дмитриева Ольга Игнатьевна, выделила восемь этапов изучения величин3:

  1. Выяснение и уточнение представлений школьников о данной величине (обращение к опыту ребёнка);
  2. Сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путём использования различных мерок);
  3. Знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором;
  4. Формирование измерительных умений и навыков;
  5. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования;
  6. Знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел;
  7. Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований;
  8. Умножение и деление величин на число.

А теперь остановимся поподробнее на интересующей нас величине – массе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Изучение темы  «Масса и единицы её измерения»  в младшей школе

 

Масса является одной из основных физических величин. Понятие массы тела тесно связано с понятием веса — силы, с которой тело притягивается Землей, из чего можно заключить, что вес тела зависит не только от него самого. К примеру, он неодинаков на различных широтах: на полюсе тело весит на 0,5 % больше, чем на экваторе. Однако при своей изменчивости вес обладает одной весьма интересной особенностью: отношение веса двух тел в любых условиях остаётся неизменным. При измерении веса тела путем сравнения его с весом другого выявляется новое свойство тел, которое мы именуем массой.

Согласно Физическому словарю, масса (от латинского слова massa) – это количество вещества в предмете, независимо от формы; тело; материя4.

Своё первое представление о том, что предметы имеют массу, дети получают в своей жизненной практике ещё задолго до школы. «Не бери, это для тебя слишком тяжело»; «Можешь брать, он лёгкий». Взяв в руки предметы, дети на основе мускульных ощущений устанавливают, какой предмет тяжелее, а какой легче. Но чувственный опыт дошкольников недостаточно велик, потому сравнить массу двух предметов без помощи специальных приспособлений дети могут лишь в том случае, если предметы по данному свойству очень отличаются друг от друга, а по другим свойствам сходны. Сильное влияние на оценку массы оказывают размеры предмета (большой по объему предмет кажется в понимании ребёнка всегда большим по массе)5.

       Знакомство детей с такой темой как «Масса и единицы её измерения» требует от учителя тщательного продумывания последовательности заданий.

Так, на первом уроке ребята на наглядном примере узнают, что не все предметы, внешне одинаковые, схожи по массе. На втором уроке учитель знакомит школьников с новым для них прибором – чашечными весами – и учит их пользоваться им для измерения различных предметов. На третьем уроке вводится новую единицу массы – килограмм.

Знакомство учащихся с массой и единицами её измерения имеет не только практическое значение, но сам процесс изучения данного вопроса может оказать большое влияние на развитие познавательных способностей учащихся, на формирование у них умения видеть проблему и находить пути её решения. В данном случае само содержание предоставляет учителю такую возможность и её нельзя упускать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

Психолого-педагогические и методические аспекты изучения величин в начальном курсе математики

2.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

 

Каждый ребёнок, едва переступив школьный порог, нуждается в адаптации. Процесс этот у всех протекает по-разному, однако мы можем выделить три уровня адаптации, об особенностях которых необходимо знать учителю младших классов6:

  1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к переходу в учебное заведение, не испытывает трудностей при изучении нового материала, на уроках проявляет активность, прилежен и аккуратен при подготовке домашнего задания, имеет высокий социальный статус в коллективе;
  2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к переходу в учебное заведение, не испытывает трудностей при изучении нового материала лишь в том случае, если информация преподносится учителем максимально подробно и наглядно, способен самостоятельно решать типовые упражнения, добросовестно выполняет поручения, имеет много друзей в кругу сверстников;
  3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно относится к переходу в учебное заведение, либо ему это совершенно безразлично. Ребёнок часто пребывает в плохом настроении, часто жалуется на здоровье, является нарушителем дисциплины, домашние задания выполняет с явной неохотой или не выполняет их вовсе, новый материал усваивает с трудом, друзей среди одноклассников не имеет.

Информация о работе Формирование у младших школьников представлений о массе и единицах её измерения на основе проблемных ситуаций