Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 09:49, курсовая работа
Цель работы: формирование представлений о работе над квадратными уравнениями на уроках математики. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
изучить научно-методическую литературу, касающуюся изучению уравнений;
изучить методику преподавания квадратных уравнений;
разработка элективного курса «Квадратные уравнения с параметром».
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты обучению решения уравнений
Из истории возникновения квадратных уравнений……………………
Основные направления изучения линий уравнений
в школьном курсе алгебры ……………………………………………….
Методика изучения квадратных уравнений……………………………
Глава 2. Методика проведения элективного курса «Квадратные уравнения с параметром»
2.1 Общие методические положения по проведению элективного курса «Квадратные уравнения с параметром»……………………………………….
2.2 Методика изучения квадратных уравнений с параметром……………
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты обучению решения уравнений
в школьном курсе алгебры ……………………………………………….
Глава 2. Методика проведения элективного курса «Квадратные уравнения с параметром»
2.1 Общие методические
положения по проведению
2.2 Методика изучения квадратных уравнений с параметром……………
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Уравнения в школьном курсе
алгебры занимают ведущее место.
На их изучение отводится времени
больше, чем на любую другую тему
школьного курса математики. Сила
теории уравнений в том, что она
не только имеет теоретическое значение
для познания естественных законов,
но и служит конкретным практическим
целям. Большинство задач о
Мною выбрана эта тема, так как она актуальна в современном мире; это объясняется тем, что уравнения широко используются в различных разделах математики, в решении важных прикладных задач.
Для этой темы характерна большая глубина изложения и богатство устанавливаемых с ее помощью связей в обучении, логическая обоснованность изложения. Поэтому она занимает исключительное положение в линии уравнений. К изучению темы «Квадратные уравнения» учащиеся приступают, уже накопив определенный опыт, владея достаточно большим запасом алгебраических и общематематических представлений, понятий, умений. В значительной мере именно на материале данной темы осуществляется синтез материала, относящегося к уравнения.
Выбирая тему курсовой работы, я руководствовалась ее значимостью и сложностью при обучении учащихся решению квадратных уравнений разного вида.
Цель работы: формирование представлений о работе над квадратными уравнениями на уроках математики. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
Объект исследования – процесс обучения математике в 8 классе общеобразовательной школы.
Предмет – технологическое обеспечение разработки уроков математики и элективного курса «Квадратные уравнения с параметром».
Актуальность выбора темы определяется значимостью темы в школьном курсе математики и, вместе с тем, нехваткой времени на рассмотрение задач, связанных с исследованием квадратного трехчлена.
Работа состоит из двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения решения уравнений
Простые уравнения люди научились решать более трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Вавилоне и только 400 лет назад научились решать квадратные уравнения. Одним из тех, кто внес большой вклад в развитие математики, был французский математик Виет. Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых действий, произведенных над искомыми и данными величинами. Такие задачи сводятся к решению одного или системы нескольких уравнений, к нахождению искомых с помощью алгебраических действий над данными величинами. В алгебре изучаются общие свойства действий над величинами.
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения.
Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
В «Арифметике» Диофанта нет систематического изложения алгебры, однако в ней содержится систематизированный ряд задач, сопровождаемых объяснениями и решаемых при помощи составления уравнений разных степеней.При составлении уравнений Диофант для упрощения решения умело выбирает неизвестные.
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта (VII в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой канонической форме: ax2+bх=с, а>0. В этом уравнении коэффициенты, могут быть и отрицательными. Правило Брахмагупты по существу совпадает с нашим.
В Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Задачи часто облекались в стихотворную форму.
В алгебраическом трактате Аль-Хорезми дается классификация линейных и квадратных уравнений. Автор насчитывает 6 видов уравнений, выражая их следующим образом:
«Квадраты равны корням», т. е. ах2 = bх.
«Квадраты равны числу», т. е. ах2 = с.
«Корни равны числу», т. е. ах = с.
«Квадраты и числа равны корням», т. е. ах2 + с = bх.
«Квадраты и корни равны числу», т. е. ах2 + bх =с.
«Корни и числа равны квадратам», т. е. bх + с =ах2.
Для Аль-Хорезми, избегавшего употребления отрицательных чисел, члены каждого из этих уравнений слагаемые, а не вычитаемые. При этом заведомо не берутся во внимание уравнения, у которых нет положительных решений. Автор излагает способы решения указанных уравнений, пользуясь приемами ал-джабр и ал-мукабала. Его решение, конечно, не совпадает полностью с нашим. Уже не говоря о том, что оно чисто риторическое, следует отметить, например, что при решении неполного квадратного уравнения первого вида Аль-Хорезми, как и все математики до XVII в., не учитывает нулевого решения, вероятно, потому, что в конкретных практических задачах оно не имеет значения. При решении полных квадратных уравнений Аль-Хорезми на частных числовых примерах излагает правила решения, а затем их геометрические доказательства.
Формы решения
квадратных уравнений по образцу
Аль-Хорезми в Европе были впервые
изложены в «Книге абака», написанной
в 1202г. итальянским математиком
Вывод формулы
решения квадратного уравнения
в общем виде имеется у Виета,
однако Виет признавал только положительные
корни. Итальянские математики Тарталья,
Кардано, Бомбелли среди первых в XVI
в. учитывают, помимо положительных, и
отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря
трудам Жирара, Декарта, Ньютона и
других ученых способ решения квадратных
уравнений принимает
Истоки алгебраических
методов решения практических задач
связаны с наукой древнего мира.
Как известно из истории математики,
значительная часть задач математического
характера, решаемых египетскими, шумерскими,
вавилонскими писцами-вычислителями (XX--VI
вв. до н. э.), имела расчетный характер.
Однако уже тогда время от времени
возникали задачи, в которых искомое
значение величины задавалось некоторыми
косвенными условиями, требующими, с
нашей современной точки
Это изучение осуществлялось уже в другую эпоху сначала арабскими математиками (VI--Х вв. н. э.), выделившими характерные действия, посредством которых уравнения приводились к стандартному виду приведение подобных членов, перенос членов из одной части уравнения в другую с переменой знака. А затем европейскими математиками Возрождения, в итоге длительного поиска создавшими язык современной алгебры, использование букв, введение символов арифметических операций, скобок и т. д. На рубеже XVI--XVII вв. алгебра как специфическая часть математики, обладающая своим предметом, методом, областями приложения, была уже сформирована. Дальнейшее ее развитие, вплоть до нашего времени, состояло в совершенствовании методов, расширении области приложений, уточнении понятий и связей их с понятиями других разделов математики.
1.2. Основные направления изучения линий уравнений в школьном курсе алгебры
Уравнение
как общематематическое понятие
многоаспектно. Можно выделить главные
области возникновения и
Названным областям относятся три основных направления изучения линий уравнений в школьном курсе алгебры.
1. Прикладная
направленность линии
В настоящее
время, ведущее положение в
2. Теоретико-математическая
направленность линии
Оба эти
аспекта необходимы в курсе школьной
математики. Основные классы уравнений
связаны с простейшими и
3. Направленность
на установление связей с
Линия уравнений тесно связана также и с функциональной линией. Одна из важнейших таких связей — приложения методов, разрабатываемых в линии уравнений, к исследованию функции (например, к заданиям на нахождение области определения некоторых функций, их корней, промежутков знакопостоянства и т. д.).