Жизненный цикл товара и маркетинговая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 03:32, курсовая работа

Краткое описание

«Жизненный цикл товара и маркетинговая деятельность» актуальная тема на сегодняшний день. Проблемы маркетинговой деятельности в условиях перехода к рынку являются весьма актуальными, так как большинство государственных и частных предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще не имеют ее.
Поэтому выбрала тему курсовой работы «Жизненный цикл товара и маркетинговая деятельность».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА……………………………………..……………5
1.1 Понятие жизненного цикла товара……………………………………………..5
1.2 Стадия разработки…………………………………………………………...…..7
1.3 Стадия серийного производства и внедрения………………....………….…...8
1.4 Стадия роста…………………………………………………………………….10
1.5 Стадия зрелости…………………………………...……………………………11
1.6 Стадия насыщения……………………………..……………………………….12
1.7 Стадия спада……………………………………………………………………14
1.8 Виды кривых жизненного цикла товара……………………………………...16
1.9 Критика концепции жизненного цикла товара………………………………18
2 РЕКЛАМА КАК ВОЗМОЖНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………...……………….21
2.1 Реклама и жизненный цикл товара……………………………………………21
2.2 Влияние рекламы на жизненный цикл товара..………………………………23
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА КОМПАНИИ NOKIA...…………………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…...…..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….……….37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...…..38

Файлы: 1 файл

курсовая Шилло.docx

— 518.97 Кб (Скачать)

Кривая неудачного выведения (рис. 1.11). Такую кривую имеют товары, выведение на рынок которых было неудачно спланировано и проведено, но при повторной попытке выведения  они получили большой успех.

Продолжительность всего  жизненного цикла и его отдельных  стадий зависит от типа и вида товара. Однако общей тенденцией как для товаров широкого потребления, так и для товаров производственно-технического назначения является сокращение цикла жизни товара, хотя средняя продолжительность времени развития товара растет (рис. 1.12).

Рис. 1.12 Изменения продолжительности жизни и продолжительности развития товара

 

1.9 Критика концепции  жизненного цикла товара

Концепция ЖЦТ помогает интерпретировать динамику продукта и рынка. Как инструмент планирования эта концепция позволяет  менеджменту компании определять основные задачи маркетинга на каждом этапе  цикла и разрабатывать альтернативные маркетинговые стратегии. Как инструмент контроля концепция ЖЦТ позволяет  оценить результативность выпуска  товара в сравнении с производимыми  в прошлом схожими продуктами. Для целей же прогнозирования  данная концепция малопригодна, поскольку  истории продаж слишком разнообразны, а продолжительность каждого  этапа ЖЦТ варьируется в достаточно широких пределах.

Теория ЖЦТ нередко  подвергается критике. Ее противники утверждают, что модели жизненных циклов имеют  слишком большой разброс форм, а рассматриваемые периоды весьма различны по длительности. Кроме того, критики обвиняют поставщиков в  том, что те часто сами не знают, на какой стадии развития находится  выпускаемый ими товар (продукт  может рассматриваться как «состарившийся», хотя в действительности он вышел  на промежуточный уровень, предшествующий новому подъему). Наконец, критики утверждают, что схема ЖЦТ является не столько «постоянным курсом», которым должен следовать отдел продаж, сколько результатом реализации маркетинговой стратегии. Таким образом, анализируя свои продукты и рынки, дальновидные специалисты по маркетингу должны с осторожностью использовать концепцию жизненного цикла товара.

Данная концепция интересна  и полезна для маркетологов; однако хотя она и дает хорошую базу для  планирования продукта, но не доказала свою полезность в прогнозировании  по следующим причинам. Во -  первых, этапы, общая продолжительность и форма жизненного цикла меняются в зависимости от продукта. Во - вторых, внешние факторы, такие, как экономика в целом, уровень инфляции и стиль жизни потребителей, могут оказать большое воздействие на состояние продукта и сократить или удлинить жизненный цикл. В - третьих, компания может быть в состоянии не только управлять жизненным циклом, но и удлинять его. Эффективный маркетинг может привлечь новый сегмент рынка, найти новое применение для продукта или создать большую поддержку дилеров. В - четвертых, некоторые компании могут делать самосбывающиеся предсказания, когда они прогнозируют падение продаж и затем устраняют маркетинговую поддержку. Если бы они этого не сделали, продукты могли бы не потерпеть поражение.

Исследования показывают, что:

  • трудно предсказать,  когда  начнется  следующая  стадия,  как  долго  она продлиться и каких уровней достигнет сбыт;
  • этап продукта в жизненном цикле не может быть точно определен;
  • четыре основных фазы цикла не разделяются на четкие этапы. В определенные  моменты может оказаться, что продукт достиг зрелости, когда он фактически  достиг временной стабилизации на этапе роста.

 Форма кривой жизненного  цикла остается более или менее  одинаковой для большинства продуктов.  Однако протяженность по времени  и интенсивность перехода из одной стадии в другую имеют большие различия в зависимости от специфики продукта и рынка.

Нужно выбрать правильный момент для выхода на рынок с новым  продуктом. Кроме того, для компании, предлагающей потребителям различные  продукты, желательно, чтобы эти  продукты находились на разных стадиях  жизненного цикла.

Если Ваш товар цикличен, то надо стараться запускать следующий  товар в производство во время  фазы роста первого товара, чтобы  не оказалось пробелов в реализации.

Прогнозируя реализацию (и  планируя производство) товаров, надо учесть, что почти у всех товаров  есть сезонность.

 

2 РЕКЛАМА КАК  ВОЗМОЖНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ            СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Реклама и  жизненный цикл товара

Все на свете рождается, растет и умирает. Реклама, неразрывно связанная  с товаром, проходит весь этот путь вместе с ним. Реклама - это одежда товара. Человеку в каждом возрасте рекомендуется свой стиль одежды, так и в определенном "возрасте" товару соответствуют определенные требования к рекламе. Существует понятие  жизненного цикла товара. Это понятие, безусловно, относится как к товарам  массового спроса, так и к товарам  производственного назначения. Несколько  лет назад в России в условиях тотального дефицита понятие жизненного цикла было несколько более условно, чем в странах с развитым товарным потенциалом. Однако, в зависимости  от стадии жизненного цикла, на которой  находится товар, рекламное сообщение  имеет свои особенности.

Стадия внедрения товара влечет за собой большие расходы  на рекламу. Торговля может быть убыточна. На стадии внедрения, прежде всего, необходимо учитывать полную неосведомленность  покупателя о новом товаре. В рекламном  сообщении обязательно должны быть отражены: назначение, область применения, основные характеристики, название нового товара, с какого момента он поступил в продажу, где его можно приобрести. Возможны ссылки на аналогичный товар, ранее распространяемый на рынке, со сравнением характеристик или свойств  в пользу нового продукта. Проще  говоря, реклама на данном этапе  должна иметь осведомительный характер.

Стадия роста сбыта  товара характеризуется признанием товара покупателем и ростом спроса на него. Расходы на рекламу становятся стабильными, не превышают обычных  средних показателей фирмы. Основной упор в рекламном сообщении - на качестве и престижности товара, качестве обслуживания, сервисе. Иногда, целесообразно назвать  цифру продаж за какой-то период.

Стадия зрелости характеризуется  тем, что темпы роста сбыта  товара падают - большинство потенциальных покупателей уже приобрело товар. Расходы на рекламу увеличиваются по сравнению с предыдущим периодом при условии, что уровень сбыта и прибыли необходимо удержать на прежнем уровне. Для рекламы - это период расцвета стимулирующей рекламы. Обычно этот период совпадает с пиком рекламной кампании. Интенсивность рекламы должна возрастать, потому, что необходимо охватить оставшихся потенциальных покупателей и неучтенные ранее, сегменты рынка или территории. В рекламном сообщении делается упор на разнообразные скидки, возможные распродажи, долговременный сервис, повышение качества.

Стадия насыщения характеризуется  тем, что, несмотря на энергичные меры, сбыт товара снижается. Если у производителя  в запасе нет очередных улучшенных модификаций товара, а на предыдущих этапах были полностью использованы все возможности рекламы, и рынок  насыщен рекламируемым товаром, то лучше постепенно снижать интенсивность  рекламы. Это значит, что следует  удовлетвориться теми объявлениями, которые уже были запланированы  и размещены заранее. Следует  помнить, что на этом этапе очень  важно убедиться, что это действительно  стадия насыщения, а не просто очередной  спад спроса на товар, вызванный какими-то внешними причинами. При не полностью  использованных возможностях рекламы  на предыдущих этапах жизненного цикла  товара энергичная рекламная кампания в неохваченных ранее сегментах  рынка или регионах может привести к увеличению количества продаж. Понятие  стадии насыщения не всегда связано  с тем, что рынок уже действительно  насытился данным товаром. В одних  случаях большую роль играет такой  фактор как мода, в других - низкая покупательная способность. Создавая моду методами рекламы - в одном случае, а в другом - действуя системами  скидок, можно добиться значительного  увеличения спроса. При наличии модификаций  товара возможен определенный возврат  на стадию зрелости, с соответствующими этой стадии рекламными мероприятиями.

Стадия спада характеризуется  очень резким снижением продаж и  прибыли. Продолжение рекламной  кампании нецелесообразно. На российском рынке многие стадии жизненного цикла  товара слабо выражены, но знать  их и пользоваться ими в рекламной  практике необходимо. Это помогает правильно определить основные цели рекламных мероприятий, уровень  затрат на рекламу, и в конечном счете, экономическую эффективность рекламных  мероприятий. Так например, на стадии внедрения товара, когда основной целью становится ознакомление потребителей с новым товаром, затраты на рекламу  могут превышать прибыль. Если при  этом цель все-таки достигнута, то при  некоторых дополнительных условиях, рекламу можно считать эффективной. С развитием рыночных отношений, увеличением выпуска товара в  стадиях жизненного цикла в рекламе  товара будет играть более значительную роль [14].

 

2.2 Влияние рекламы  на кривую жизненного цикла  товара

Так как реклама увеличивает  объем сбыта, то она влияет и на жизненный цикл товара и  его  кривую. Используя рекламу и другие средства стимулирования, производители  не только увеличивают объем продаж, но и продляют жизненный цикл своего товара. Влияние рекламы на жизненный  цикл товара можно  графически изобразить, нарисовав кривую жизненного цикла  товара без рекламной поддержки  и товара, который широко рекламируется (рис 2.1).

 

Рис. 2.1 Влияние рекламы  на ЖЦТ

 

Оси: по вертикали – объем  продаж, по горизонтали – время.

Заштрихованной площадью на этом рисунке является дополнительный объем товаров, который продается  при проведении рекламной кампании. Продавая эти товары, фирма получает дополнительную прибыль. Правда часть  ее уходит на рекламные затраты. Остальное  является дополнительной прибылью фирмы, которую она получает в результате ведения  рекламной поддержки  своего товара.

Деформацию кривой жизненного цикла товара можно рассмотреть, изучая изменение длинны каждой стадии и  объема проданного товара на ней:

Внедрение. На новой кривой сильно сокращается фаза внедрения  товара на рынок. Большое количество потенциальных покупателей быстро узнают о новом товаре  из его  рекламы и часто совершают  первую (часто пробную) покупку. В  случае, если товар понравился покупателю, то он будет совершать и повторные покупки. При интенсивной рекламе товара эта фаза его жизненного цикла может сократиться с нескольких лет до считанных месяцев или недель.  Эффект на кривой - смещение влево.

Рост. Эта фаза тоже  сокращается  во времени, однако не так сильно, как  фаза выведения. За счет усиленной рекламы  подавляющее большинство людей  узнают о новом товаре и быстрее  соглашаются на свою первую покупку. Фаза  протекает с большей интенсивностью. С помощью о новом товаре узнают даже те, кто без рекламы мог  вообще не узнать о товаре (нелюдимы или отшельники), поэтому фаза роста  заканчивается на большем объеме проданных товаров. Эффект на кривой - смешается влево вверх.

Зрелость. Этот этап не только намного раньше начинается, но и  за счет усиленной агитации задерживается  на некоторое время. Кроме того, объем  продаж на этом этапе также сильно  превосходит объем продаж товара без рекламной поддержки. Реклама  уговаривает многих покупателей  еще раз купить предлагаемый товар. Эффект на кривой - смещение вверх и  удлинение вправо.

Насыщение. Рекламе  путем увещевания клиентов удается  несколько отодвинуть этот этап. Насыщение  наступает позже и фирме удается  больше продать товаров и их запасы на складах. Эффект на кривой - удлинение  кривой вправо.

Спад. На этом этапе фирмы  обычно не дают рекламы своего товара и снимают товар с рынка. Сбыт падает намного стремительней, чем  падал бы сбыт товара, который вообще не рекламировался. Видя постоянное падение  спроса  фирма перестает создавать миф о хорошем и полезном товаре и потребители быстрее начинают покупать другой товар (часто - модификацию первого). Сбыт падает очень быстро и только распродает остатки. Эффект на кривой - более пологий наклон на  стадии спада.

 

3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА          КОМПАНИИ NOKIA

Для более наглядного представления  действия модели жизненного цикла товара и стратегий предприятия на различных  его этапах, приведу пример ее использования. В примере проанализирую деятельность компании “Nokia” , выпускающей мобильные телефоны.

Nokia — мировой лидер в области мобильных коммуникаций.

Корпорация Nokia начала работать в области производства телекоммуникационного оборудования с середины 1960-х. гг.. В конце 80-х гг. Nokia стала одним из основных разработчиков оборудования стандарта GSM и в 1987 г. выпустила на рынок первый сотовый телефон. C 21 сентября 2010 г. корпорацию Nokia возглавляет Стивен Элоп (Stephen Elop). Nokia – публичная компания, акции которой котируются на Хельсинкской, Стокгольмской, Франкфуртской и Нью-Йоркской биржах [18].

Опираясь на богатый опыт, инновационные технологии и безопасные решения, компания стала ведущим поставщиком в области мобильных, фиксированных широкополосных и IP-сетей. Nokia уверенно возглавляет процесс совершенствования мобильных технологий, представляя на всех сегментах рынка обширную линейку своих продуктов, поддерживающих современные протоколы сотовой связи. Функциональность телефонов Nokia развивается от голосовых функций к функциям мультимедиа, работе с изображениями, развлечениям и бизнес-приложениям. Создаются новые рынки, открываются поистине безграничные возможности. Специалисты компании уверены, что развитие коммуникаций в современных условиях невозможно без дальнейшего совершенствования мобильности и доступности связи.

Корпорация Nokia производит как мобильные терминалы (классические мобильные телефоны, мультимедийные компьютеры Nseries, аппараты для бизнес-пользователей Eseries), так и оборудование для операторов сотовой и фиксированной связи (подразделение Networks). В июне 2006 было объявлено об объединении подразделения Nokia Networks с соответвующим телекоммуникационным подразделением компании Siemens. Совместное предприятие с равными долями участия Nokia и Siemens станет мировым лидером, занимающим прочные позиции в наиболее важных и растущих секторах рынка технологий и услуг для фиксированных и мобильных сетей связи.

Информация о работе Жизненный цикл товара и маркетинговая деятельность