Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 03:32, курсовая работа
«Жизненный цикл товара и маркетинговая деятельность» актуальная тема на сегодняшний день. Проблемы маркетинговой деятельности в условиях перехода к рынку являются весьма актуальными, так как большинство государственных и частных предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще не имеют ее.
Поэтому выбрала тему курсовой работы «Жизненный цикл товара и маркетинговая деятельность».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА……………………………………..……………5
1.1 Понятие жизненного цикла товара……………………………………………..5
1.2 Стадия разработки…………………………………………………………...…..7
1.3 Стадия серийного производства и внедрения………………....………….…...8
1.4 Стадия роста…………………………………………………………………….10
1.5 Стадия зрелости…………………………………...……………………………11
1.6 Стадия насыщения……………………………..……………………………….12
1.7 Стадия спада……………………………………………………………………14
1.8 Виды кривых жизненного цикла товара……………………………………...16
1.9 Критика концепции жизненного цикла товара………………………………18
2 РЕКЛАМА КАК ВОЗМОЖНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………...……………….21
2.1 Реклама и жизненный цикл товара……………………………………………21
2.2 Влияние рекламы на жизненный цикл товара..………………………………23
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА КОМПАНИИ NOKIA...…………………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…...…..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….……….37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...…..38
В целях сохранения устойчивого
положения на рынке фирма должна
проводить следующие
Несмотря на то что на этой стадии прибыль фирмы растет (ввиду роста объема продаж и снижения себестоимости единицы товара, уменьшения удельных затрат на рекламу), темпы роста несколько снижаются. В такой ситуации увеличение объема продаж проблематично, а для поддержания его на достигнутом уровне необходимы дополнительные затраты на маркетинг в условиях получения запланированной прибыли. Поэтому необходимо усилить контроллинг за динамикой темпов роста производства, а в случае их замедления разработать к осуществить новые стратегии маркетинга для улучшения положения дел на рынке, продления времени пребывания товара на этой стадии его жизненного цикла и занятия лидирующего положения на товарном рынке.
1.5. Стадия зрелости
Стадия зрелости характеризует
продолжающееся расширение рынка и
абсолютное увеличение, максимизацию
оборота товара. В системе производства
и распределения товара увеличиваются
запасы готовой продукции. На рынке
господствует интенсивная конкуренция,
когда конкуренты благодаря дополнительным
инвестиционным вложениям пытаются
воздействовать на покупателей средствами
интенсивных инновационных
Дифференцированная, индивидуальная деятельность фирмы с группами потребителей, учет особенностей поведения потребителей на каждой из фаз стадии зрелости и проведение маркетинговых мероприятий по удержанию потребителей на рынке оказывают значительную поддержку в продлении жизни товара и в стабилизации положения фирмы на рынке. Однако ситуация, когда товар находится в стадии зрелости, требует от фирмы постоянного поиска новых путей повышения качества товара, совершенствования маркетинговой деятельности и интенсификации коммуникаций с потребителями. В качестве основных стратегий на стадии зрелости целесообразно использовать различные сочетания маркетинговых стратегий модификации рынка, товара и маркетинга-микса (табл. 1.2). Эффективной может стать работа по поиску способов более разнообразного использования товара и новых сфер его применения.
Таблица 1.2
Основные стратегии маркетинга на стадии зрелости продукта
Стратегия |
Мероприятия |
Модификация рынка |
Увеличение объема продаж: 1 . Завоевание доверия потребителей, не пользовашихся ранее товарами или услугами данной фирмы 2. Вывод товара на новые сегменты рынка 3. Переключение внимания
и интересов клиентов компаний- 4. Стимулирование более
интенсивного потребления |
Модификация товара |
1 . Повышение качества товара 2. Улучшение свойств товара 3. Улучшение внешнего дизайна и оформления товара |
Модификация маркетинга-микса |
1. Организация непрерывного мониторинга за направлениям использованиям инструментария маркетинга 2. Формирование и внедрение
мероприятий с оптимальным |
1.6 Стадия насыщения
Эта стадия имеет место, когда, несмотря на меры в фазе зрелости товара, рост объемов продаж не наступает и даже намечаются тенденции их падения. Спрос создается в основном за счет привлечения еще на стадии зрелости продукта дополнительных клиентов благодаря проведению оптимальной ценовой политики. Однако прибыльность производства продолжает сохраняться из-за уменьшения расходов на производство (полное освоение технологии и снижение брака).
Стадия насыщения фактически является стадией борьбы конкурентных товаров, Потребитель не отдает предпочтение какому-то одному товару или производителю. Внесение каких-либо технологических изменений для дополнительного стимулирования спроса на товар требует значительных усилий производителя. Дополнительные расходы необходимы на развитие рекламы и стимулирование персонала. Растет себестоимость и снижается удельная прибыль. Удержать объем продажи и прибыль на должном уровне в целях стабилизации положения фирмы становится все труднее из-за интенсивной конкуренции.
В качестве маркетинговых
мероприятий для повышения
Таблица 1.3
Характеристика потребителей по сегментам рынка
Сегмент рынка |
Характеристика потребителей сегмента |
Суперноваторы |
Склонны к риску, эксперименту, обладают высоким социальным статусом Входят в высшую группу по доходам Жители городов |
Новаторы |
Имеют сходные с суперноваторами характеристики, но в меньшей степени склонны к риску |
Обычные потребители |
Избегают риска Отсутствует чувство лидерства Чаще являются жителями небольших городов или сельских районов |
Продолжение табл. 1.3
Консерваторы |
Осторожны, не любят изменений Чаще являются представителями мал о престижных профессий Входят в группу с относительно низкими доходами |
Суперконсерваторы |
Относятся подчеркнуто отрицательно к любым изменениям Как правило, лишены творческого воображения Могут принадлежать к слоям с высокими и низкими доходами |
Приверженцы марки |
Склонны к «фирменному» образу жизни. Как правило, обладают высокими доходами Чаще являются лицами старше 40 лет Готовы переплачивать за престижные товары |
1.7 Стадия спада
Стадия спада — завершающая
стадия жизненного цикла товара, характеризуется
резким снижением объемов продажи,
а затем и прибыли. Спад происходит
как из-за устаревания товара, так
и из-за изменений в технологии,
смены предпочтений и вкусов потребителей,
а также из-за значительных успехов
конкурентов на рынке. Ассортимент
товара сокращается, производители
уходят с данного рыночного
Как правило, фирмы неохотно
отказываются от производства и реализации
устаревших товаров, так как есть
надежда на более благоприятную
экономическую ситуацию. Фирма может
не уходить с рынка, сократив расходы
на маркетинг, чтобы увеличить прибыль
при том же объеме продажи. Возможна
передача устаревшего товара другой,
например, более мелкой, фирме, чтобы
получить часть прибыли и одновременно
разработать новый товар. И все
же необходимо иметь в виду, что,
несмотря на все старания фирмы, прибыльность
от реализации устаревшего товара падает,
наступает глубокий спад — и товар,
в конце концов, снимается с
производства. В такой ситуации не
помогут ни усиленная реклама, ни
рост затрат на службу маркетинга. Для
предупреждения стадии спада в жизненном
цикле товара целесообразно увеличивать
продолжительность стадий роста, зрелости
путем заблаговременного
Рис 1.3 Способы продления жизненного цикла товара
Продолжительность жизненного
цикла колеблется достаточно сильно
для разных товаров. Определенные резервы
в удлинении жизненного цикла
товара заложены в производстве и
реализации не одного, а нескольких
товаров. Причем эти товары могут
в различных сочетаниях располагаться
на различных рынках сбыта. Наиболее
рациональными в этом случае являются
решения по размещению на рынках сбыта
не одного, а совокупности товаров
с заранее запланированным
1.8 Виды кривых жизненного цикла товара
Наряду с типичным ЖЦТ на практике могут иметь место особые случаи, когда форма кривой жизненного цикла недостаточно четко отражает различные стадии внедрения товара на рынок. Эти кривые различаются как по продолжительности, так и по форме проявления отдельных фаз.
Рис. 1.4 Бум
Рис. 1.5 Увлечение
Рис. 1.6 Продолжительное увлечение Рис. 1.10 Новые подъемы
Рис. 1.7 Сезонность
Оси: по вертикали – объем продаж, по горизонтали – время.
Кривая бум (рис. 1.4) описывает очень популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого времени. Примером такого товара может быть напиток "Пепси". В случае с такой кривой жизненного цикла товара фирма производит товар и получает прибыль длительное время.
Кривая увлечения (рис. 1.5). Она описывает товар с быстрым взлетом и падением сбыта. Часто такую кривую имеет модный, популярный товар. В качестве примера такого товара можно привести некогда модные очки-лисички, которые сейчас нельзя даже встретить в продаже.
Кривая продолжительного увлечения (рис. 1.6) описывает также популярный товар, однако этот товар по прежнему предпочитает часть потребителей.
Кривая сезонности (рис. 1.7).
Кривая такого товара, который хорошо
продается в течение
Кривая нового старта или ностальгии (рис. 1.8). Спрос на этот товар падает, но через некоторое время возобновляется. Примером может быть возвращение к женским туфлям на платформе, которые были популярны в 70-х годах.
Кривая провала (рис. 1.9). Характеризует товар, который почти сразу перестает пользоваться спросом у покупателей.
Кривая новых подъемов (рис. 1.10). Такую кривую имеют товары, сбыт которых перестает расти, но после небольшого усовершенствования и появления дополнительных полезных свойств компании удается снова увеличить сбыт. Таким товаром являются жевательные резинки ("Орбит", "Дирол"), которые сначала "становятся средством для ухода за зубами", а потом каждый раз делают это все лучше и лучше за счет использования новых компонентов (ксилит) или отказа от применения старых (сахар).
Информация о работе Жизненный цикл товара и маркетинговая деятельность