Законодательство в области рекламной деятельности: ненадлежащая реклама

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение законодательства в области рекламной деятельности: ненадлежащей рекламы. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть общую характеристику ненадлежащей рекламы.
Определить виды ненадлежащей рекламы.
Изучить правовое регулирование в области ненадлежащей рекламы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика ненадлежащей рекламы……………...…………5
1.1. Понятие о рекламе и ненадлежащей рекламе………………………………5
1.2. Общие требования к рекламе………………………………………………..7
1.3. Органы саморегулирования в области рекламы…………………………..12
2. Виды ненадлежащей рекламы……………………………………………..14
2.1. Недобросовестная и недостоверная реклама……………………………...14
2.2. Неэтичная и заведомо ложная реклама……………………………………17
2.3. Скрытая реклама……………………………………………………….……21
3. Правовое регулирование в области ненадлежащей рекламы…………24
3.1. Недостатки Российского законодательства в сфере рекламы……………24
3.2. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе…………….28
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников……………………………………..…34

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

После принятия Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» рекламная деятельность признана предпринимательской. Правоотношения, связанные с ней, регулируются теперь специальным законодательством, которое следует считать частью хозяйственного, а нарушения его - хозяйственными правонарушениями [11]. 

Закон вводит понятие  ненадлежащей рекламы, дается ее классификация. К таковой относится недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. За нарушение законодательства о рекламе установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Начнем с последней. В ст. 31 Федерального закона от 18 июля 1995 г. записано: «Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Увы, до сих пор в УК РФ нет данного состава преступления. Стало быть, до сего времени не введена уголовная ответственность за ненадлежащую рекламу при определенных обстоятельствах [9]. 

Закон запрещает лживую рекламу под страхом уголовной  ответственности. Но какое-то время  соответствующей уголовно-правовой нормы не было. Теперь в ст. 182 УК фабула преступления, именуемого «заведомо ложной рекламой», изложена так: использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. 

Уголовное наказание  за заведомо ложную рекламу наступает, если это деяние причинило по Закону от 18 июля 1995 г. «существенный», а по версии ст. 182 УК – «значительный» ущерб. Как это понимать? В законодательстве ответа нет. 

Диспозиция ст. 182 УК такова, что неясен также и вопрос о  конкретных субъектах уголовной  ответственности. Ведь в рекламном  деле участвуют рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель. Это, как  правило, юридические лица. Но в российском уголовном праве действует принцип - юридическое лицо не может быть субъектом уголовной ответственности, ему нет места на скамье подсудимых. 

Видимо, речь идет об уголовной  ответственности должностных лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства. Надо полагать, ответственность, предусмотренную главой 5 Закона от 18 июля 1995 г., несут субъекты данной деятельности в той части, которая к ним относится. Так, рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы; рекламопроизводитель - за нарушения при оформлении, производстве, подготовке рекламы; рекламораспространитель - за нарушения, касающиеся времени, места и средств размещения рекламы [14]. 

В соответствии с Законом  заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность. Выходит, что интересы юридических лиц, которым ложная реклама может причинить существенный ущерб, в уголовном порядке не охраняются. С этим вряд ли можно согласиться, ибо потребителями рекламы признаются как граждане, так и юридические лица. Заведомо ложная реклама предполагает умышленное введение в заблуждение любых потребителей. 

За нарушение законодательства о рекламе антимонопольный орган  вправе налагать штраф в размере  до 5000 минимальных размеров оплаты труда. Сумма, конечно, внушительная. Но на поверку получается блеф. Ведь штраф  в таком размере может быть взыскан лишь в двух случаях: за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе и за неисполнение решений о контррекламе. Если предписание выполнено, то Закон не дает основания налагать штраф в указанном размере [8]. 

Процедура взыскания  административного штрафа за ненадлежащую рекламу такова. Он должен быть уплачен  добровольно в течение 30 дней с  момента вынесения соответствующего постановления. Как быть, если виновник уклоняется от уплаты? Логично предположить, что тогда штраф взыскивается в бесспорном порядке. Но нет. В таком случае надо обратиться в суд (ст. 31 Закона «О рекламе»). Суд обязан проверить факт нарушения и правомерность наложения штрафа. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны экономические споры о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания. Таким образом, антимонопольный орган возбуждает судебное дело, и суд принимает решение о наказании за ненадлежащую рекламу. 

На практике нередко  возникает необходимость осуществления  так называемой «контррекламы». 

В соответствии со ст. 29 Закона от 18 июля 1995 г. контрреклама призвана быть эффективным средством воздействия на нарушителей рекламного законодательства, и суть ее - это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Правовым основанием для применения контррекламы является установление факта нарушения законодательства о рекламе и вынесение в связи с этим антимонопольным органом соответствующего решения.

Следовательно, нарушитель рекламного законодательства обязан в  срок, установленный антимонопольным органом, осуществить контррекламу. Он несет связанные с этим расходы в полном объеме (а это могут быть крупные суммы). Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его устранении [6].

В отдельных случаях  по решению федерального антимонопольного органа (его территориального органа) допускается замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка  осуществления контррекламы. Если решение антимонопольного органа о контррекламе не выполняется, то ставится вопрос о добровольной, а затем и принудительной уплате штрафа в судебном порядке в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Как можно уяснить, антимонопольный  орган вправе в подобных случаях поступить и иначе, поскольку в соответствии со ст. 31 Закона от 18 июля 1995 г. при отказе от контррекламы или невыполнении предписания об осуществлении контррекламы в определенный срок наступает административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Итак, в указанных случаях  применяется административная ответственность  в виде предупреждения или штрафа. Но может быть применена другая санкция. Если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный срок, федеральный антимонопольный орган (его территориальный орган), принявший решение о проведении контррекламы, вправе полностью или частично приостановить рекламу нарушителя до дня завершения распространяемой им контррекламы.

Орган, принявший решение  о полном или частичном приостановлении  рекламы нарушителя, обязан незамедлительно  поставить об этом в известность  все стороны договоров с нарушителем  на производство, размещение и распространение  его рекламы.

Физические и юридические лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд, арбитражный суд с исками: о возмещении убытков, включая упущенную выгоду; о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу; о компенсации морального вреда, если опорочены честь, достоинство или деловая репутация; о публичном опровержении ненадлежащей рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке [9].

Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на них функций по контролю за соблюдением законодательства о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей. За непредоставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа установлен штраф в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

В заключение хотелось бы отметить, что уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

 

 

Заключение

Законодательством установлены  различные требования к содержанию и распространению рекламной  информации. Общие требования относятся  к формам и способам распространения рекламы, независимо от ее предмета и круга потребителей, на которых она рассчитана.

Реклама должна быть распознаваема  без специальных знаний и без  применения технических средств  именно как реклама непосредственно  в момент ее представления. Иными  словами, необходимо делать предварительное сообщение о рекламе. Это может быть специальная заставка на телевидении, которая предваряет начало показа рекламных роликов, а в печатных изданиях - слова "на правах рекламы" или иная равнозначная пометка.

Ненадлежащая реклама вводит потребителей в заблуждение путем злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний. Отсутствие в рекламе части существенной информации, приводящее к искаженному представлению о рекламируемых товарах или услугах, также признается злоупотреблением доверием потребителей.

Следует помнить что  за изготовление, размещение и распространение ненадлежащей рекламы предусмотрена ответственность по ст. 14.3 Кодекса РФ об Административных правонарушениях.

Прямые некорректные сравнения, когда преподносится информация о том, что товар конкурента хуже рекламируемого по тем или иным параметрам, встречаются не так часто. Гораздо больше случаев, когда сравнения и выпады в адрес конкурента завуалированы, делаются в форме пародии на его рекламу, и не всегда их можно признать нарушением Закона.

Исходя из всего выше сказанного, необходимо отметить тот  факт, что

при размещении рекламы  важно, чтобы текст ее был корректный и грамотный.

 

Список использованных источников

  1. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] Части первая: по состоянию на 1 февр. 2005 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. – М. : Юрайт, 2005. – 640 с. – (Правовая б-ка).
  2. Бове, К.Л. Современная реклама [Текст]: уч. пособие/ К.Л. Бове. - М.:     Довгань, 2004. - 207с.
  3. Белоусова, Е.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности [Текст]: уч. пособие / Е.Г. Блоусова. - М.: ВНИИПИ, 2001.-18с.
  4. Веселов, С.А. Российский рекламный рынок в мировой рекламной индустрии [Текст]: уч. пособие / С.А. Веселов. - М.: ВНИИПИ, 2004. -35с.
  5. Гогин, А.А. Ответственность за нарушение ФЗ «О рекламе» [Текст]: уч. пособие / А.А. Гогин. - М.: Изд-во алт. ун-та, 2006. - 16с.
  6. Головин,А.Ю. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве [Текст]: уч. пособие/ А.Ю. Головин.  - М.: Довгань, 2002. - 29с.
  7. Евстафьев, В.А. Актуальные проблемы российского рекламного рынка [Текст]: уч. пособие / В.А. Евстафьев. - М.: ВНИИПИ, 2003. – 126с.
  8. Еременко, В.И. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции в зарубежных странах [Текст]: уч. пособие / В.И. Еременко. - М.: ВНИИПИ, 2003. - 94с.
  9. Копылов, В.А. Модели гражданского оборота информации [Текст]: уч. пособие / В.А. Копылов. - М.: Аспект Пресс 2006. - 59с.
  10. Лисецкий, Р.М. Административная ответственность за нарушения законодательство о рекламе [Текст]: уч. пособие / Р.М. Лисецкий. - М.: Довгань, 2005. - 65с.
  11. Петров, Д.А. Привлечения к административной ответственности за ненадлежащую рекламу [Текст]: уч. пособие / Д.А. Петров. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 101с.
  12. Уткин, Э.А. Рекламное дело [Текст]: уч. пособие / Э.А.Уткин. - М.: Довгань, 2002. - 191с.
  13. Феофанов, О.А. Ненадлежащая реклама, её виды [Текст]: уч. пособие / О.А. Феофанов. - М.: ВНИИПИ, 2003. – 116с.
  14. Шаталина, Л.К. Ненадлежащая реклама [Текст]: уч. пособие / Л.К. Шаталина. - М.: Индекс Медиа, 2006. - 34с.
  15. Шевердяев, С.И. Проблемы конституционно-правового регулирования информационных отношений в Российской Федерации [Текст]: уч. пособие / С.И. Шевердяев. - М.: Довгань 2002. – 127с.

Информация о работе Законодательство в области рекламной деятельности: ненадлежащая реклама