Законодательство в области рекламной деятельности: ненадлежащая реклама

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение законодательства в области рекламной деятельности: ненадлежащей рекламы. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть общую характеристику ненадлежащей рекламы.
Определить виды ненадлежащей рекламы.
Изучить правовое регулирование в области ненадлежащей рекламы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика ненадлежащей рекламы……………...…………5
1.1. Понятие о рекламе и ненадлежащей рекламе………………………………5
1.2. Общие требования к рекламе………………………………………………..7
1.3. Органы саморегулирования в области рекламы…………………………..12
2. Виды ненадлежащей рекламы……………………………………………..14
2.1. Недобросовестная и недостоверная реклама……………………………...14
2.2. Неэтичная и заведомо ложная реклама……………………………………17
2.3. Скрытая реклама……………………………………………………….……21
3. Правовое регулирование в области ненадлежащей рекламы…………24
3.1. Недостатки Российского законодательства в сфере рекламы……………24
3.2. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе…………….28
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников……………………………………..…34

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика  ненадлежащей рекламы……………...…………5

1.1. Понятие о рекламе  и ненадлежащей рекламе………………………………5

1.2. Общие требования  к рекламе………………………………………………..7

1.3. Органы саморегулирования  в области рекламы…………………………..12

2. Виды ненадлежащей  рекламы……………………………………………..14

2.1. Недобросовестная  и недостоверная реклама……………………………...14

2.2. Неэтичная и заведомо  ложная реклама……………………………………17

2.3. Скрытая реклама……………………………………………………….……21

3. Правовое регулирование в области ненадлежащей рекламы…………24

3.1. Недостатки Российского  законодательства в сфере рекламы……………24

3.2. Ответственность за  нарушение законодательства о  рекламе…………….28

Заключение……………………………………………………………………...33

Список использованных источников……………………………………..…34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История развития рекламы  уходит своими корнями в глубокое прошлое. Как только в человеческом обществе стали развиваться товарно-денежные отношения, появилась реклама.

Однако необходимой  реклама становится только в условиях конкурентной борьбы на товарных и финансовых рынках

При осуществлении коммерческой деятельности одним из наиболее значимых моментов является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Именно необходимость продать товар, и продать его на наиболее выгодных условиях, заставляет производителей учитывать вопросы конкуренции, а для этого прибегать к рекламе.

Способом защиты конкуренции  является борьба с недобросовестной конкуренцией, которая может быть в форме ненадлежащей рекламы.

Принятый закон «О рекламе» позволяет на современном  этапе управлять рынком различных  средств рекламы, определяет особенности  рекламы отдельных видов товаров  и услуг, устанавливает права  и ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Кроме того, закон служит исходной нормативной базой для развития законодательства в области рекламы.

Основной целью закона являеся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.

Закон предусматривает  необходимость функционирования системы контроля и саморегулирирования в области рекламной деятельности, учитывающей интересы всех участников рекламных коммуникаций.

Важнейшей составляющей системы контроля рекламной деятельности является государственное регулирование. Оно достигается как созданием широкой законодательной базы, так и формированием системы исполнительных органов разных уровней, осуществляющих контроль.

Практическая реализация законодательства по регулированию  рекламной деятельности возможна только при условии наличия системы исполнительных органов, непосредственно занимающихся этими функциями.

Актуальность исследования данной темы «законодательство в области рекламной деятельности: ненадлежащая реклама» обусловлено тем, что ненадлежащая реклама в настоящее время, является одной из значимых социально-экономических и правовых проблем.

          Предметом рассмотрения является законодательство в области рекламной деятельности: ненадлежащая реклама.

Целью курсовой работы является изучение законодательства в области  рекламной деятельности: ненадлежащей рекламы. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть общую характеристику ненадлежащей рекламы.
  2. Определить виды ненадлежащей рекламы.
  3. Изучить правовое регулирование в области ненадлежащей рекламы.

По своей структуре работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  ненадлежащей рекламы

1.1. Общее понятие  о рекламе и о ненадлежащей  рекламе 

То, что реклама - двигатель  торговли, всем известно. Но на профессиональном уровне заниматься этим «двигателем» в нашей стране начали не так давно. Принятый четыре года назад федеральный Закон «О рекламе» является первым и единственным в России законодательным документом в этой области.

Долгое время в России отсутствовала правовая база, регулирующая рекламную деятельность. Начиная  с 1995 г. законодатель постарался восполнить пробел в данном вопросе, однако, подумав  о количестве, забыл побеспокоится о «качестве» правовых норм. В результате нормативные акты, регулирующие одни и те же правоотношения и действующие одновременно, противоречат друг другу по целому ряду положений.

Следует отметить, что  Закон «О рекламе» регулирует не производство, размещение и распространение рекламы, а отношения, возникающие в процессе этих действий. Настоящий Закон не распространяется на политическую и религиозную рекламу [1].

В Законе встречается  множество терминов, смысл которых  неясен. Например, «рекламная информация» и «реклама». Если первый упоминается в связи с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями, то второй - в связи с самими потребителями. Остается лишь догадываться, являются ли приведенные понятия синонимами.

Общие требования к рекламе, приведенные в пятой статье Закона, обязывают:

- распространять рекламу  на территории РФ на русском  языке и родных языках народов  РФ;

- в рекламе должны  быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию;

- реклама товаров,  подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации»;

- реклама не должна  возбуждать панику, побуждать граждан  к насилию, агрессии, к действиям,  нарушающим природоохранное законодательство [8].

Непонятна формулировка «не должна возбуждать панику», ведь это чувство у разных людей вызывается различными раздражителями.

Большое внимание в Законе уделено рассмотрению понятия «ненадлежащей рекламы». Ненадлежащая реклама посягает на общественные интересы, принципы гуманности и морали («гуманность» и «мораль» - не юридические термины).

Под ненадлежащей рекламой понимают неэтичную, недостоверную, ложную заведомо рекламу, в которой имеются  упущения по требованиям к содержанию, месту и времени распространения рекламы. Это понятие установлено Законом РФ «О рекламе» за 1995 год [4].

 

 

1.2. Общие требования к рекламе

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона РФ «О рекламе» ФЗ от 13.03.2006 №38-ФЗ в редакции от 21.07.2007 «О рекламе» не допускается реклама, в которой содержатся не соответствующие  действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Поскольку данная норма  не содержит указания на то, что сравнение, показывающее преимущество объекта рекламирования, должно быть выражено в отношении другого определённого товара, то ее положения применимы и к случаям, когда в рекламе используется сравнение со всеми иными товарами, представленными на данном товарном рынке без упоминания конкретного наименования производителя или продавца.

Закон РФ «О рекламе» использование  иностранных слов и выражений, которые  могут привести к искажению смысла информации.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона РФ «О рекламе» при  производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.

В соответствии с пунктом 2 и 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» ФЗ от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в наименованиях организаций всех форм собственности, а также в рекламе. Согласно части 2 статьи 3 Закона о языке в случае использования иностранного языка в данных сферах, тексты на иностранном языке должны быть идентично предоставлены и на русском языке. Однако в силу части 3 статьи 3 Закона о языке указанные требования не распространяются на фирменные наименования и зарегистрированные товарные знаки [1].

Таким образом, в рекламе  допустимо использование фирменного наименования на иностранном языке, полученного при регистрации юридического лица, и зарегистрированного товарного знака без его перевода на русский язык.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона РФ «О рекламе» ФЗ от 13.03.2006 №38-ФЗ в редакции от 21.07.2007 «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

При квалификации нарушений части 6 статьи 5 Закона о рекламе антимонопольные органы вправе принимать во внимание различные материалы и документы, в том числе экспертные исследования и оценки. В частности, мнение экспертных организаций имеет значение при оценке рекламы, восприятие которой может быть различным для разных групп населения, например, при выяснении наличия непристойных или оскорбительных образов в рекламе [6].

Статья 11 Закона РФ «О рекламе» определяет срок, в течение которого действует реклама, признаваемая офертой  в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В течение этого срока потребитель рекламы вправе обратиться к рекламодателю с акцептом предложенных в такой рекламе условий. Отказ от заключения договора с потребителем на изложенных в рекламе условиях, влечет для рекламодателя последствия, предусмотренные ГК РФ. Поскольку статья 11 Закона о рекламе определяет срок действия рекламы, признаваемой офертой, и не устанавливает обязательных требований к такой рекламе, то, соответственно, реализация данной нормы не требует ее подкрепления административной ответственностью. Так, например, если в рекламе, признаваемой офертой в соответствии с Гражданским кодексом РФ, отсутствует указание на срок ее действия, то в этом случае такая реклама действует в течение двух месяцев со дня ее распространения. Если же в такой рекламе указан иной срок ее действия, то условия, предложенные в рекламе действительны в течение такого срока. Вместе с тем, сообщение в рекламе, признаваемой офертой, сведений об условиях оферты, которые не выполняются в течение срока действия рекламы, может служить основанием для признания такой рекламы недостоверной в соответствии с требованиями статьи 5 Закона РФ «О рекламе» ФЗ от 13.03.2006 №38-ФЗ в редакции от 21.07.2007 «О рекламе». В этом случае субъекты рекламной деятельности могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, с учетом положений частей 6 - 8 статьи 38 Закона о рекламе [9].

В практике применения антимонопольным  органом законодательства Российской Федерации о рекламе встречаются случаи рассмотрения рекламы, формально отвечающей необходимым требованиям закона, однако фактически его нарушающей.

Так, не может рассматриваться  в качестве надлежащего указания существенной для потребителя информации размещение ее таким образом, который не позволяет воспринимать данную информацию.

Подведя итог можно выделить основные требования к рекламе. Реклама  не должна:

1) побуждать к совершению  противоправных действий;

2) призывать к насилию  и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное  отношение к лицам, не пользующимся  рекламируемыми товарами, или осуждать  таких лиц.

В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных  слов и выражений, которые могут  привести к искажению смысла  информации;

2) указание на то, что  объект рекламирования одобряется  органами государственной власти  или органами местного самоуправления  либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов  курения и потребления алкогольной  продукции, а также пива и  напитков, изготавливаемых на его  основе;

4) использование образов  медицинских и фармацевтических  работников, за исключением такого  использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что  рекламируемый товар произведен  с использованием тканей эмбриона  человека;

6) указание на лечебные  свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

7)использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия;

Информация о работе Законодательство в области рекламной деятельности: ненадлежащая реклама