Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 06:08, курсовая работа
В последние годы маркетологи уделяют проблеме брендинга серьезное внимание, так как зарубежные производители активно используют эту концепцию и умело создают стойкие конкурентные преимущества своих товарных марок в сознании наших потребителей. По существу современный потребительский рынок – это война товарных знаков, товарных марок и рекламных образов за их место в сознании покупателей.
Целью данной курсовой работы является изучение актуального и перспективного в настоящее время конкуренции брендов, его основных тенденций и направлений развития в мире, и в частности, в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция 4
1.1. Понятие и виды конкуренции 4
1.2. Реклама в конкурентной борьбе 7
2. Брендинг 9
2.1. Понятие бренда 9
2.2. Индивидуальность бренда 11
3. Брендинг в конкурентной борьбе 13
3.1. Войны брендов в мировой практике 13
3.2. Добросовестные конкуренция и реклама в России 16
3.3. Примеры войны брендов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Война брендов как форма конкурентной борьбы: Общая мировая практика и Российская специфика.
СОДЕРЖАНИЕ
Более 10 лет в конкурентной борьбе используется понятие «бренд». Бренды в экономике являются признаками глобализации рынка и ужесточением конкурентной борьбы.
Включение России в мировую торговлю придает еще большее значение брендингу. Глобальные рынки уже значительно исчерпали возможности роста. Потребительская способность людей также имеет достаточно четкие границы, значительное расширение которых становится все более и более маловероятным. Поскольку войны действительно будут неизбежны, то встает вопрос о правилах ведения этих войн – войн брендов.
В последние годы маркетологи уделяют проблеме брендинга серьезное внимание, так как зарубежные производители активно используют эту концепцию и умело создают стойкие конкурентные преимущества своих товарных марок в сознании наших потребителей. По существу современный потребительский рынок – это война товарных знаков, товарных марок и рекламных образов за их место в сознании покупателей.
Целью данной курсовой работы является изучение актуального и перспективного в настоящее время конкуренции брендов, его основных тенденций и направлений развития в мире, и в частности, в нашей стране.
В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. Котлер Ф. маркетинговую среду фирмы определил следующим образом: Маркетинговая среда фирмы-совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды1. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду( факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).
Таким образом, конкуренты являются важной
составляющей маркетинговой микросреды
фирмы без учета и изучения
которой невозможна разработка приемлемой
стратегии и тактики
Существует множество определений конкурентов, приведем наиболее употребительные из них. Как было отмечено выше, конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения).
Рассматривая конкурентов как
субъектов маркетинговой
Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция –экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
С точки зрения маркетинга, важными в этом определении являются следующие аспекты:
Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары и/или услуги.
Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похожна сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.
В-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка.
В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на:
– ценовую (конкуренцию на основе цены);
– неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и в конечном счете завоевывал себе желаемую долю рынка.
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
– фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;
– для проникновения на рынки с новыми товарами;
– для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При скрытой ценовой
конкуренции фирмы вводят новый
товар с существенно
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают маньшую цену потребления, более современный дизайн). К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой.
К незаконным методам
неценовой конкуренции
– промышленный шпионаж;
– переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
– выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на 50% дешевле;
– закупка образцов с целью их копирования.
Практика развитых рыночных стран показала, что маркетинг – это основополагающий стержень всего конкурентного капиталистического пространства, а реклама – один из методов решения задач маркетинга.
Реклама – это более серьезный ресурс, чем обычно люди думают. Если инструмент рекламы будет в руках, то можно заниматься любым бизнесом или продвигать любой бизнес. А дальше – формировать общественное мнение. А еще дальше – привести политика к власти. Сейчас, наконец, пришло понимание, что маркетинг и реклама есть при любом социальном строе.
Предлагая рекламный продукт, очень важно не оскорбить общество и национальные чувства людей в первую очередь. «Русский стиль» просматривается в том, что в России меньшее значение придают рекламе. Переход от социализма к капитализму произошел очень быстро, наблюдается отставание в ассоциативном восприятии рекламы, более навязчивом.
Рынок рекламы в России в 2010 г. аналитики
оценили приблизительно в 260 млрд руб.2 Возвращаемся к докризисному параметру
рынка. Доля иностранной рекламы – это
почти 65% рынка, и лишь 35% – реклама российская.
Однако в мировой экономике все очень
сильно переплетено. По сути, приобретая
продукт рекламируемого в России западного
бренда, деньги на кампанию которого приходят
«оттуда», россиянин оплачивает и
сам товар, и его рекламу полновесным рублем.
Для того чтобы осознать роль бренда в современном мире, опишем наиболее важные этапы его истории появления и развития, а также объяснить, как обыкновенный символ, удостоверявший право собственности на предлагаемые продукты и услуги и другое движимое имущество в древности, трансформировался в нематериальный актив компании, чья стоимость превышает показатели материальных активов компании в ее рыночной капитализации, например, у таких мировых брендов-гигантов, как Coca-Cola (70%), McDonald’s (67%), Disney (51%).3
Корни бренда уходят во времена викингов, эпоху грабежей и войн. Английское слово brand, буквально означающее «ставить или выжигать клеймо на чем-либо», имеет скандинавское (branna – жечь, выжигать) и шведское (brand – огонь) происхождение. В те далекие времена клеймо использовали для обозначения права собственности или удостоверения авторства произведенного товара.
Первые свидетельства использования бренда в виде клейма приходятся на ХХI век до нашей эры, когда египетские жрецы выжигали тавро на быках, принадлежащих храмам. В Америку эту традицию завезли испанские конквистадоры в ХVI веке, а в 1644 году был принят первый закон, касающийся клеймения.
У древних римлян и греков существовали так называемые знаки изготовителя, которые демонстрировали происхождение товаров. Необходимость введения подобных знаков была вызвана относительно развитым уровнем экономики и торговли и географической удаленностью производителей от покупателей. До этого времени обе стороны жили, как правило, в одних и тех же поселениях, и отношения строились на доверии личного контакта. С развитием торговли и перемещения товаров на дальние расстояния подобный знак служил своего рода гарантом качества, а также обозначал их принадлежность конкретному изготовителю.
Первые знаки были связаны с категориями товаров и по форме представляли собой изображение самих товаров (молоток плотника, башмак сапожника, свиная голова у мясника). Гончары Древней Греции оставляли отпечаток пальца на дне посуды или выцарапывали собственные инициалы. В Древнем Риме подобные знаки находили на кирпичах; стали появляться пробы мастерских-гильдий на изделиях из золота и серебра.
В 1266 году английский король Генрих III обязал хлебопеков ставить клеймо на свою продукцию, а в 1300 году Эдуард I издал закон, обязывающий проверять и маркировать в ювелирной палате Goldsmith-Hall Лондона все производимые ювелирные изделия, в результате чего появилась английская марка Hallmark. Изделия, не имевшие этого клейма, ломались, а тех, кто занимался их подделкой, ждала смертная казнь. На ювелирных изделиях Великого Новгорода также нередки клейма мастеров, например: «Братило делал», «Коста делал».
Помимо символов стали появляться также подписи изготовителя, по чьему имени можно было определить род занятий, например: марка мясника – David Butcher (буквально Дэвид-мясник) или марка плотника – John Carpenter (Джон-плотник). Ряд знаменитых фамилий с гарантией качества (музыкальный мастер Антонио Страдивари, краснодеревщик Томас Чиппендейл) заложили традицию современных брендов, чьи имена используются для обозначения целых товарных категорий: Xerox – в копировальной технике, Polaroid – в мгновенной фотографии, Pampers – для подгузников и многих других.
Что же есть бренд? Бренд – понятие абстрактное, это намного больше, чем упаковка или функциональные характеристики. Это, в первую очередь, эмоции, ощущения, чувства, симпатии или антипатии. Именно они отражают силу приверженности. Бренд – это связующее звено между товаром и потребителем, это адаптация потребителем для своих нужд всей поступающей к нему информации о конкретном товаре под конкретной торговой маркой. Потребитель, покупая бренд, платит не за логотип или слоган – он оплачивает собственное удовлетворение.
Но и это достаточно узкий взгляд на брендинг. Понятие «бренд» необходимо трактовать значительно шире, чем уникальный продукт под конкретной маркой. В современном мире брендами могут являться столь разные объекты, что конкретное определение дать сложно; даже особенности времяпрепровождения, стиль жизни – все это бренды.
Тем не менее бренды создаются согласно некоему замыслу создателя или бренд-менеджера. Таким образом, можно дать следующее определение понятия «бренд»4 – результат коммуникативного воздействия, который выражается в создании уникального и привлекательного образа объекта потребления.