Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 00:05, курсовая работа
Задачей моей курсовой работы является изучение всех внутренних факторов, влияющих на поведение потребителя при покупке товара.
Этим вопросом занимался Денисова Е.С. , на основе его работ я и буду изучать эти факторы.
В соответствии с поставленной целью, в работе рассмотрены:
- восприятие и обработка информации ;
- методы обучения потребителей;
- мотивация, личность и эмоции;
- персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей.
Введение……………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителей………6
1.1. Восприятие и обработка информации – основа принятия решения о покупке…………………………………………………………………………………………………………….6
1.2. Методы обучения потребителей…………………………………………………………….17
1.3. Мотивация, личность и эмоции………………………………………………………………23
1.4. Персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей..31
ГЛАВА 2. Анализ поведения потребителей на рынке………………………………….37
2.1. Практическая часть………………………………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………………………...43
Список литературы…………………………………………………………………………….48
Приложение………………………………………………………………………………………..49
3. Когнитивное обучение концентрируется на интеллектуальных процессах. Относящие себя к этому направлению ученые считают, что простое формирование привычек, какими бы сложными она не были, не позволяет полностью объяснить способности людей и животных успешно справляться с решением проблем, с которыми они никогда прежде не сталкивались. Они утверждают, что в этих случаях начинает происходить другой процесс, основанный на знании и инсайте. Выделяют следующие методы когнитивного обучения:
• традиционное заучивание;
• замещение
/ моделирование – этот метод
обучения объединяет аспекты
как когнитивного, так
и условно-рефлекторного
• рассуждение
- творческое мышление потребителя
для реструктурирования и
рекомбинации существующей, а
также новой информации
для формирования новых
ассоциаций и понятий. Этот
метод используется при
размещении статей в профессиональных
изданиях.
Методы обучения потребителей с примерами уровней вовлеченности
Таблица 5.17. см. в приложении.
Основные характеристики обучения.
1. Сила обучения - это прочность и длительность сохранения сильной реакции обученности. На силу обучения влияют: значимость, разработка, подкрепление, повторение и образность.
2.
Гашение, или забывание –
исчезновение реакции при
недостатке подкрепления. Строя
маркетинговые коммуникации
маркетеры стремятся к
тому, чтобы потребители
помнили и знали
3.
Генерализация, или обобщение,
стимулов – это тенденция
реагировать одинаково на
сходные стимулы. Генерализация
стимулов потребителем имеет
место, например, когда потребитель
делает вывод о высоком
качестве продуктов одной
марки, основываясь на известно
высоком качестве одного
4. Дискриминация стимулов - различение стимулов в целях различных реакций на них. Дискриминация – обратная сторона генерализации.
5. Среда реакции – значимый фактор для получения желаемой реакции наряду с силой начального обучения. Чем больше сходства имеют сигналы ситуации извлечения реакции с ситуацией обучения, тем более вероятно эффективное извлечение информации. Реклама продукта должна обеспечивать представление его в том виде, в каком потребитель увидит его на прилавке8.
1.3. Мотивация, личность и эмоции
Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.
В любой данный момент времени
человек испытывает множество
разнообразных нужд. Некоторые из
них имеют биогенную природу,
т.е. являются следствиями
таких состояний внутренней
физиологической
1. физиологические;
2. социальные;
3. символические – потребитель покупает продукты для самовыражения;
4. гедонистические – удовлетворение сенсорных выгод – вкус, аромат, чувства, которые они вызывают;
5. когнитивные – потребность в знании;
6. эмпирические – удовлетворение определенных чувств – посещение концертов, спортивных и праздничных.
Подходы к измерению потребностей:
1.Измерение деятельности, интереса, мнений;
2.Методы исследования
3.Фокус группы;
4.Этнографическое наблюдение.
В жизни каждой потребности надо выделить два этапа – первый до встречи с предметом, который удовлетворяет потребность, второй – после этой встречи. На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не « расшифрована» для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. Процесс узнавания потребностью своего предмета получил название опредмечивание потребности.
Мотив - это то, ради чего совершается действие, или опредмеченная потребность.
Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится другой, определенной потребностью, потребностью именно в данном предмете.
За одними и теми же
Теории мотивации представляют полезные модели управления потребительским поведением.
Теория мотивации Фрейда. Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, подавляя при этом в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и, в конце концов, в психозах, при которых человеческое «эго» оказывается не в состоянии сбалансировать мощные импульсы собственного « ид» с гнетом «супер-эго».
Таким образом, человек не
• Потребители противятся
покупке чернослива, потому
что он сморщенный и по
своему виду напоминает
• Мужчины курят сигары
в качестве взрослой альтернативы
сосанию пальца. Им нравятся
сигары с сильным запахом,
подчеркивающим их мужское
• Женщины предпочитают растительный комбижир животным жирам, которые пробуждают у них чувство вины перед забитыми животными.
• Женщина очень серьезно
подходит к процессу выпечки
кексов, потому что для
нее он подсознательно ассоциируется
с процессом родов. Ей
не нравятся легкие в употреблении
смеси для кексов, поскольку
легкая жизнь пробуждает
Теория мотивации Маслоу. Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Почему один человек тратит массу времени и энергии на самосохранение, а другой - на завоевание уважения окружающих? Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных.
1. физиологические потребности,
2. потребности самосохранения,
3. социальные потребности,
4. потребности в уважении,
5. потребности в самоутверждении.
Человек будет стремиться
Теория ERG Альдерфера исходит из того, что потребности человека могут объединены в отдельные группы:
1. потребности существования; ]
2. потребности связи;
3. потребности роста.
Между теориями Маслоу и
Теория приобретенных потребностей МакКлелланда - связана с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. Если они достаточно развиты, то оказывают заметное влияние на поведение человека, заставляя прилагать усилия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей.
Потребность достижения проявляется в стремлении достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он делал ранее. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют хорошо развитую экономику.
Потребность соучастия –
Потребность властвовать –
Взаимосвязь «
Информация о работе Внутренние факторы поведения потребителей на рынке