Управление качеством продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:45, лекция

Краткое описание

Понятие «качество» определено стандартом ИСО 8402-94 как «совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности выполнять установленные и предполагаемые потребности». Качество формируется с помощью техники на основе соответствующего образа мышления. Такой подход ведет к понятию качества в философии всеобщего управления качеством. Другая формулировка понятия «качество» базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия.

Файлы: 1 файл

лекции по упр. кач..doc

— 250.50 Кб (Скачать)

а) осуществлять действия с целью устранения обнаруженного  несоответствия;

б) санкционировать  ее использование, выпуск или приемку, если имеется разрешение на отклонение от соответствующего полномочного лица или органа и, где это применимо, потребителя;

в) осуществлять действия с целью предотвращения ее первоначального предполагаемого  использования или применения.

Записи о  характере несоответствий и любых  последующих предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения, должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Когда несоответствующая  продукция исправлена, она должна быть подвергнута повторной верификации  для демонстрации соответствия требованиям.

Если несоответствующая  продукция выявлена после поставки или начала использования, организация должна предпринять действия, адекватные последствиям (или потенциальным последствиям) несоответствия.

Анализ данных

Организация должна определить, собирать и анализировать  соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области можно осуществлять постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников.

Анализ данных должен предоставлять информацию по:

а) удовлетворенности  потребителей;

б) соответствию требованиям к продукции;

в) характеристикам  и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий;

г) поставщикам.

Улучшение

Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством  использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.

Организация должна предпринимать корректирующие действия с целью устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Корректирующие действия должны быть адекватными последствиям выявленных несоответствий.

Должна быть разработана документированная  процедура для определения требований к:

а) анализу несоответствий (включая жалобы потребителей);

б) установлению причин несоответствий;

в) оцениванию необходимости  действий, чтобы избежать повторения несоответствий;

г) определению  и осуществлению необходимых  действий;

д) записям результатов  предпринятых действий;

е) анализу предпринятых корректирующих действий.

Организация должна определить действия с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем.

Должна быть разработана документированная  процедура для определения требований к:

а) установлению потенциальных несоответствий и их причин;

б) оцениванию необходимости  действий с целью предупреждения появления несоответствий;

в) определению  и осуществлению необходимых  действий;

г) записям результатов  предпринятых действий;

д) анализу предпринятых предупреждающих действий.

 

6. Стандартизация продукции, работ (процессов), услуг

Стандартизация — это деятельность по разработке и установлению требований, норм, правил, характеристик, как обязательных, так и рекомендуемых для выполнения. Стандартизация является инструментом для повышения качества и ускорения научно-технического прогресса как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах народнохозяйственного комплекса в целом. Правовую основу стандартизации в России образует Закон РФ «О стандартизации». Целями стандартизации продукции являются:

• безопасность продукции (работ, услуг) для жизни, здоровья, имущества  и окружающей среды;

• техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий;

• качество в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

• единство измерений;

• экономия ресурсов;

• безопасность хозяйственных  объектов с учетом риска возникновения  природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

• обороноспособность и  мобилизационная готовность страны.

Объектами стандартизации являются следующие объекты: продукция, работы (процессы) и услуги.

1. Продукция (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия). В данном случае стандартизации могут быть подвергнуты: конкретный вид или группа однородной продукции; технические условия; методы контроля; параметры упаковки; параметры маркировки; правила приемки; правила хранения; правила транспортировки; правила эксплуатации; правила ремонта; правила утилизации.

2. Работы (процессы). Стандартизация может касаться следующих элементов: конкретные виды работ на отдельных стадиях жизненного цикла — разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации; экологические требования; методы контроля.

3. Услуги (материальные и нематериальные). В этом случае стандартизации подлежат: конкретный вид или группа однородных услуг; технические условия; методы контроля; требования к персоналу.

Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, а также с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации. Стандарт — это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарт может содержать как обязательные к выполнению требования, обеспечивающие безопасность продукта, техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость, единство методов контроля и единство маркировки, так и набор рекомендательных требований. В России нормативные акты по стандартизации подразделяются на следующие категории в зависимости от объекта стандартизации и принимающего органа:

  • государственные стандарты РФ (ГОСТ, ГОСТ Р);
  • международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • стандарты предприятий (СТП);
  • технические условия (ТУ);
  • стандарты общественных объединений — научно-технических, инженерных и др. (СТО);
  • правила по стандартизации (ПР);
  • рекомендации по сертификации (Р).

Состав нормативных  документов по стандартизации, действующих  на территории России, определяется в Законе РФ «О стандартизации». Никакие иные документы, устанавливающие обязательные требования к продукции (работам, услугам), не являются документами по стандартизации. Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, учитывая условия использования продукции (выполнения работ, оказания услуг), условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных законодательством РФ. Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии продукции (работ, услуг) обязательным требованиям государственных стандартов. В том случае, если договор не содержит условия о соответствии продукции обязательным требованиям государственных стандартов, это не снимает с заказчика и исполнителя обязанности обеспечить выполнение этих требований и не освобождает от установленной ответственности за их нарушение.

 

7. Статистические методы контроля и управления качеством продукции

Инструменты контроля качества являются эффективными и в то же время достаточно приемлемыми для освоения персоналом средствами систематического решения вопросов контроля качества. К ним относятся: контрольные листы; диаграммы Парето; диаграммы причинно-следственных связей; гистограммы; контрольные карты; диаграммы рассеивания; стратификация.

Контрольные листы представляют собой бланки, заполняемые непосредственно на рабочем месте при наступлении событий, учет которых ведется. Контрольные карты служат для проверки наличия определенных нормативных признаков, отображения частоты наступления отдельных проблем (дефектов, поломок), отображения частоты наступления измеряемой величины в определенных пределах измерения.

Диаграмма Парето — простой, но очень эффективный инструмент для наглядного представления существующих проблем. Значения частоты наступления событий сортируются по величине, и сразу же становится ясно, с решения каких проблем необходимо начать. Это будут те отклонения и дефекты, на которые приходится наибольшая часть затрат в рабочем процессе. Причем можно утверждать, что примерно на 20% всех внутренних проблем качества придется 80% затрат на обнаружение и исправление брака.

Диаграмма причинно-следственных связей, называемая также диаграммой Ишикавы или диаграммой «рыбьего скелета», внедряется для структурированного анализа и обсуждения проблемы в рабочей группе. Эта диаграмма отражает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами. Сначала формулируется существующая проблема, или дефект качества. Она помечается как «голова рыбы». Главные категории потенциальных причин обозначаются как «кости скелета». Это могут быть, к примеру, оборудование, материалы, человек, процессы, менеджмент, измерительные средства и т. д. Для каждой главной категории на диаграмму наносятся все вероятные причины проблемы в виде «ребер». Выявление причин, влияющих на качество, может быть произведено либо в процессе обсуждения, либо методом «мозгового штурма». Необходимо систематически обновлять данные диаграммы с возникновением новых явных причин недостатков качества и по мере устранения ранее существовавших причин.

Гистограммы служат для визуализации распределения измеряемых величин в пределах одного процесса (к примеру, число дефектов за день, за рабочую смену). С помощью гистограммы можно установить, соответствует ли частота появления измеряемых величин нормальному распределению или плотность распределения высока. Также с помощью гистограмм возможно сравнить отдельные измеряемые величины с пределами допуска (к примеру, стабильное соблюдение норм времени может указывать на наличие резервов времени).

Контрольная карта — инструмент, с помощью которого можно проследить изменение во времени параметров, от которых зависит качество. В эту карту заносятся результаты вычислений или непосредственно измеряемые признаки качества из выборки текущего рабочего процесса. Через какой-то промежуток времени становится возможным отделить системные ошибки, обусловленные нарушением элемента процесса, от случайных. Также возможно выявить тенденции в развитии ошибок.

Диаграмма рассеивания служит для проверки предполагаемой связи между двумя показателями. К примеру, если есть предположение, что между температурой обжига и прочностью керамического изделия есть связь, надо в диаграмме рассеивания представить на одной оси температуру обжига, а на другой оси — прочность. Если данные о них вносить в диаграмму в течение какого-то промежутка времени, то образуется некое количество точек (так называемое «облако точек»). Если это «облако точек» выстраивается в прямую, то рассматриваемые признаки коррелируют между собой, т. е. между двумя признаками существует связь. В редких случаях точки составляют собой прямую линию. Чаще происходит рассеивание точек около прямой. Чем сильнее точки отклоняются от прямой, тем меньше зависимость между признаками. Если же в расположении точек невозможно выявить тренд, то связи между признаками не существует и предположение существующей связи неверно.

Метод стратификации  данных — инструмент, позволяющий произвести отбор данных, которые отражают требуемую информацию о процессе. Данные группируют в зависимости от условий их получения, а затем каждую группу рассматривают в отдельности. Данные, разделенные на группы, называют стратами. Расслаивание можно вести, используя метод 5М, который учитывает факторы, зависящие от человека (man), машины (machine), материала (material), метода (method), измерения (measurement). Используя метод стратификации, данные многократно расслаивают по различным признакам и анализируют возникающую при этом разницу.

 

8. Система сертификации продукции

Сертификация призвана служить гарантией потребителю  в том, что продукция соответствует стандарту или определенным требованиям. Системы сертификации создаются на государственном уровне и могут иметь свои особенности в разных странах. В России правовой основой сертификации является Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». В качестве целей сертификации называются:

• защита потребителя  от приобретения (использования) продукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни, здоровья и имущества, а также для окружающей среды;

• содействие экспорту и  повышение конкурентоспособности продукции.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии