Тенденции развития конкурентоспособности в свиноводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

В России свиноводство является второй по значимости после скотоводства отраслью животноводства. Ей отводится решающая роль в выполнении программы производства мяса. Свиноводство является традиционной для России отраслью сельского хозяйства с достаточно высоким уровнем развития. Это весьма важная для жизнедеятельности людей отраслью широко распространенная в большинстве регионов земного шара. Она дает высококалорийный продукт питания для населения — мясо, отличающееся высоким содержанием белка, углеводов и других ценных питательных веществ.

Оглавление

Введение
Глава 1 Понятие, факторы и этапы конкурентоспособности.
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия.
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Этапы анализа конкурентоспособности предприятия
Глава 2 Рынок свиноводства России
2.1 Организационная структура свиноводства и основные
производители мяса свинины в России.
2.2 Характеристика предприятия ГК «Мираторг»
2.3 Оценка эффективности свиноводства
Глава 3 Тенденции развития конкурентоспособности в свиноводстве
3.1 Оценка конкурентоспособности ГК «Мираторг»
3.2 Совершенствование производсва на предприятии
3.3 Продвижение продукции свиноводства
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Р1.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.

 

1.2 Факторы,  влияющие на конкурентоспособность  предприятия.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке  предполагает выяснение его сильных  и слабых сторон, а также тех  факторов, которые в той или  иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А.Олливье, А.Дайана и Р.Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:

  • концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
  • качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
  • цена товара с возможной наценкой;
  • финансы - как собственные, так и заемные;
  • торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
  • послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
  • внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
  • предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Факторы – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.

При этом под внешними факторами следует понимать, во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке.

Во-вторых, факторами  конкурентоспособности выступают  основные характеристики самого рынка  деятельности данного предприятия; его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов.

К третьей группе внешних  факторов следует отнести деятельность общественных и негосударственных  институтов. С одной стороны, через  различные организации по защите прав потребителей, они выступают сдерживающим моментом роста конкурентоспособности предприятия. А с другой, через негосударственные инвестиционные институты способствуют росту конкурентоспособности предприятия, обеспечивая инвестиции на наиболее перспективных направлениях деятельности.

К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность данного предприятия, следует отнести потенциал маркетинговых служб, научно-технический, производственно-технологический, финансово- экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения, хранения, упаковки, транспортировки; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность производственного контроля, испытаний и обследований; уровень обеспечения пусконаладочных и монтажных работ; уровень технического обслуживания в постпроизводственный период; сервисного и гарантийного обслуживания. То есть речь идет о потенциальных возможностях самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности  предприятия, так и в сторону  уменьшения. Факторы - это то, что  способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

 

 

1.3 Этапы анализа конкурентоспособности предприятия.

В условиях усиления конкуренции особое значение приобретает  анализ конкурентоспособности предприятия, ее факторы. Конкурентоспособность  предприятия зависит от ряда таких  факторов, как: конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка; лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны.

Как показывает практика рыночных отношений, взаимосвязанное  решение этих проблем и использование  данных принципов гарантирует повышение  конкурентоспособности предприятия. Чтобы оценить конкурентоспособность предприятия, необходимо понять существо проблемы, вычленив несколько следствий этого положения, а именно, что:

  1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru  Третья отражает то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю.
  2. Покупатель - главный оценщик товара, следовательно, все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда формируется «комплекс конкурентоспособности», важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей и другие факторы личного характера.
  3. Каждый рынок характеризуется «своим» покупателем. В связи с этим изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

«Результатом  процесса согласования возможностей компании и запросов потребителей является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности и получение компанией прибыли, необходимой для ее существования и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем» Голубков Е.П., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика. 2003. - 18 с..

Подходы к оценке конкурентоспособности  предприятия объединяются между  собой и дополняются между  собой. Учитывать нужно не только продукт, но генерирующие факторы его  ресурсов - это позволяет менеджеру  разработать более точную реализуемую  стратегию. Концепция, в которой сопоставляются ресурсы, обеспечивающие конкурентные преимущества (и тем самым производимые продукты), и хозяйственные поля (рынки) предприятия, представляет собой ресурсно-рыночный портфель.

В существующем многообразии методик и моделей, ориентированных на классический рыночный инструментарий, а также на ресурсную базу, выделены подходы, которые предполагают наиболее широкий взгляд на проблему: анализ конкурентной среды М. Портера, акцентирующий внимание на внешнем окружении; SWOT-анализ, реально оценивающий собственные ресурсы предприятия и возможности относительно потребностей внешней среды, в которой работает предприятие.

Эти подходы, полно отражающие специфику областей возникновения  конкурентного преимущества, положены в основу методики выявления и оценки потенциальных конкурентных преимуществ, охватывающей оба аспекта возможного возникновения потенциала успеха. Она базируется на синтезе идей матрицы SWOT-анализа, модели конкуренции в отрасли и концепции цепочки ценностей, предложенной М. Портером.

Такой синтез позволяет обеспечить единый методический подход при проведении SWOT-анализа за счет стандартизации оцениваемых параметров, по которым  осуществляется анализ источников потенциальных  конкурентных преимуществ; ранжировать  выявленные потенциальные конкурентные преимущества; обеспечить сопоставимость данных за разные периоды времени.

Методика выявления потенциальных  конкурентных преимуществ предполагает проведение семи этапов.

Первый этап анализа - изучение внутренней среды. Область  внутренней среды предприятия разбивается на два поля: сильных сторон и слабых сторон. 

Критерии анализа внутренней среды основаны на предложенной М. Портером цепочке ценности, состоящей из блоков:

  • основные виды деятельности: поставки сырья и материалов; выпуск продукции; обеспечение сбыта продукции; маркетинг; обслуживание;
  • поддерживающие виды деятельности: материально-техническое снабжение; разработка технологии; управление человеческими ресурсами; инфраструктура фирмы.

Второй этап анализа - оценка внешней среды, подразделяемая на два поля: возможностей и угроз. На данном этапе вводятся критерии, по которым будут составляться списки с характеристиками среды: угроза появления конкурентов; способность покупателей торговаться; способность поставщиков торговаться; угроза появления товаров и услуг-заменителей; соперничество между существующими конкурентами.

Третий этап - новая матрица с введенными в  нее критериями.

Четвертый этап - определение характеристик для  анализа внутренней среды предприятия. Каждая зона области (сильные, слабые стороны) последовательно заполняется характеристиками, описывающими состояние предприятия по тому или иному критерию, с указанием всех относящихся к этому подразделу характеристик. Анализ слабых сторон компании осуществляется аналогично оценке ее сильных сторон.

Пятый этап - поиск  потенциальных конкурентных преимуществ, обусловленных внешней средой. Возможности  и угрозы анализируются с учетом характеристик, которые, в зависимости  от их значения, могут быть указаны  в зоне угроз либо возможностей. Наиболее сильная конкуренция - между фирмами, представляющими одну отрасль и предлагающими однотипные товары или услуги. Интенсивность конкуренции между продавцами проявляется в том, насколько эффективно они используют находящиеся у них средства конкурентной борьбы: низкие цены; улучшенные характеристики товара; более высокий уровень обслуживания потребителей; длительные сроки гарантийного обслуживания; специальные способы продвижения продукции на рынок; выпуск новых товаров; рекламу. Конкурентная среда чрезвычайно динамична, изменения на одной из фирм-конкурентов влекут за собой изменения на других предприятиях. В связи с этим необходимо постоянно отслеживать и оценивать происходящие во внешней среде изменения.

Шестой этап - ранжирование привлекательности конкурентных преимуществ, обусловленных открывающимися возможностями отрасли. Перечень преимуществ анализируется с учетом вероятностной степени их появления, перспективной силы их влияния на предприятие.

Седьмой этап - определение наиболее серьезных факторов, угрожающих потенциальным конкурентным преимуществам со стороны внешней среды.

Анализируя  характеристики состояния предприятия  и подходы к оценке, повышению  конкурентоспособности, можно сформулировать принципы концепции обеспечения  его конкурентоспособности:

  • Задача обеспечения конкурентоспособности предприятия включает обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия.
  • Следует выделять разные критерии конкурентоспособности предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления.
  • Основным показателем конкурентоспособности на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции.
  • На тактическом уровне конкурентоспособность предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния.
  • На стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, где критерий - рост стоимости бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 РЫНОК  СВИНОВОДСВА РОССИИ

 

2.1 Организационная структура свиноводства и основные производители мяса свинины в России.

На сегодняшний день в  свиноводческой отрасли имеет место  бурный экономический рост на основе органического увеличения деятельности операторов. Продолжается строительство собственных производственных мощностей компании и увеличение степени их вертикальной интеграции. Так, по данным Национального Союза Свиноводов (НСС) по итогам 2011 года доля 20 крупнейших производителей свинины (приложение 1) достигла 49,5% в промышленном производстве и 29% в общем российском производстве, что соответственно на 3,6% и 1,9%  больше чем в 2010 году. Стоит отметить, что в России до сих пор сохраняется существенная доля свинины, произведенной в личных подсобных хозяйствах, поэтому на фоне общего производства доля крупнейших компаний и кажется столь существенной.

Структурно, отечественные  свиноводческие компании можно разделить  на несколько условных группировок, различающихся по ряду параметров: размерами компаний, уровнем и  степенью вертикально и горизонтальной интеграции, общей диверсификации бизнеса и др.

Информация о работе Тенденции развития конкурентоспособности в свиноводстве