Сущность маркетинга и исторические этапы формирования маркетинговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 03:14, контрольная работа

Краткое описание

Слово маркетинг появилось в экономической литературе на рубеже XIX–XX в.в. Оно происходит от английского market (рынок) и ing (действие) и буквально означает рыночную деятельность, работу с рынком. Однако такое общее определение не раскрывает сущности маркетинга, т.к. его суть шире, глубже и обладает емким, многоаспектным содержанием.
На сегодняшний момент существует достаточно большое количество определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или иную его сторону, либо делает попытку дать его комплексную характеристику. Наиболее известное определение принадлежит американскому маркетологу Ф. Котлеру: «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 18.54 Кб (Скачать)
  1. Сущность маркетинга и исторические этапы формирования маркетинговой деятельности.

Слово маркетинг появилось в экономической литературе на рубеже XIX–XX в.в. Оно происходит от английского market (рынок) и ing (действие) и буквально означает рыночную деятельность, работу с рынком. Однако такое общее определение не раскрывает сущности маркетинга, т.к. его суть шире, глубже и обладает емким, многоаспектным содержанием. 
 На сегодняшний момент существует достаточно большое количество определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или иную его сторону, либо делает попытку дать его комплексную характеристику. Наиболее известное определение принадлежит американскому маркетологу Ф. Котлеру: «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».

В самой сущности маркетинга заложены определенные понятия: потребность (нужда), запрос (спрос), товар и обмен. Исходной составляющей природы человека является нужда: нужда в пище, одежде, тепле, безопасности и прочее, т. е. нужда– это ощущение человеком нехватки чего-либо. А вот нужда, принявшая специфическую форму под воздействием уровня культуры и личности индивида, называется потребностью. Потребности безграничны, и поэтому человек выбирает только те, которые позволяют ему его финансовые возможности. Мир товаров и услуг призван удовлетворять человеческие потребности.

Потребность, подкрепленная покупательской способностью, называется спросом. Спрос – величина изменяемая. На него влияют такие факторы, как уровень цен, уровень доходов, мода и многие другие.

Товар – это то, что может удовлетворить потребность (нужду) и предлагается рынку с целью продажи.

Обмен – это акт получения чего-либо взамен на что-либо.

Коммерческий обмен двух сторон ценностями есть сделка.

Для совершения сделки необходимо наличие некоторых условий:

а) наличие объектов сделки;

б) наличие субъектов сделки;

в) определение условий совершения сделки;

г) определение времени и места совершения сделки.

Любая сделка происходит на рынке. В современном обществе рынок – не обязательно физическая величина (место).

Отсюда роль маркетинга для экономики – это повышение торгово-рыночной эффективности.

Маркетинг имеет более чем столетнюю историю развития. Так до 50-х годов XX века разрабатывались отдельные направления комплекса маркетинга, а после 50-х годов XX века маркетинг превратился в самостоятельную прикладную экономическую дисциплину. 
 
 Современная система маркетинга прошла достаточно долгую эволюцию. Выделяют следующие исторические этапы формирования маркетинговой деятельности: 
 Первый этап (1900-1926). Целенаправленные шаги по изучению рынка были сделаны, когда начало формироваться крупномасштабное производство, резко обострилась конкуренция. Появилась потребность в новых подходах к управлению деятельностью фирмы на рынке. Американские экономисты уделяли внимание организации и анализу сбыта фирмы, продвижению товаров на рынке. 
 Второй этап (1925-1950). Начало второго этапа совпало с кризисом перепроизводства 1929-1933 годов. В это время стало решение проблемы для фирм сбыта произведенной продукции, поиск новых средств формирования спроса на товары. В этот период совершенствуются реклама, методы стимулирования сбыта, методология исследования конкурентов, потребителей, появляются различные коммерческие учреждения по маркетингу. 
 Третий этап (1950-1960). Именно с этого времени маркетинг, по выражению ведущего американского маркетолога Ф. Котлера, развился в систему мышления, помогающая бизнесу в формировании и защите товарных рынков. Вопросы маркетинга изучаются преимущественно на микроуровне. С распространением системного подхода к маркетингу фирма стала рассматриваться как открытая система, в которой маркетинг выступает в качестве средства поддержания связей с внешней средой для решения долгосрочных коммерческих задач. 
 Четвертый этап (1970-1980).Маркетинг становиться одной из важнейших составляющей управления фирм, вышедших на многочисленные рынки. Фирмы не только приспосабливаются к потребностям потребителей, но и активно формируют эти потребности. 
 Современный этап, начавшийся в 90-е годы XX века. Фирма не только занимается исследованием рынка, но и стремиться поддерживать долгосрочные контракты с потребителями, сформировать круг постоянных клиентов и приверженцев. Развитие информационных технологий, глобализация хозяйственной деятельности во многом меняют маркетинг и его инструменты при неизменности ключевых принципов, таких как забота о благе потребителя, благосостояния общества.

 


Информация о работе Сущность маркетинга и исторические этапы формирования маркетинговой деятельности