Стандарты ISO

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:16, реферат

Краткое описание

Единственным бесспорным подтверждением качества продукции или услуг компании является независимая оценка на соответствие требованиям к качеству выполняемых процессов, регламентированных стандартами серии ISO 9000. Ведь это подтверждение носит не локальный сиюминутный характер, а поддерживается и подтверждается многолетним опытом работы компаний, сертифицированных по стандартам серии ISO 9000. Сертификат ISO 9000 остается во всем мире проверенным способом подтвердить высокий статус, серьезный имидж, надежность и респектабельность компании, заручившись поддержкой авторитетной международной организации ISO.

Оглавление

Введение
Управление качеством и суть стандартов ISO 9000
Принципы менеджмента качества
Назначение стандартов ISO серии 9000
Назначение стандарта ISO 9000: 2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
Назначение стандарта ISO 9001: 2008 «Системы менеджмента качества. Требования».
Назначение стандарта ISO 9004: 2009 «Менеджмент для обеспечения устойчивого успеха организации. Подход к менеджменту качества».
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Стандарты ИСО.docx

— 37.47 Кб (Скачать)

Ключевые преимущества, которые  дает внедрение этого принципа, заключаются  в следующем:

  • Принятие каждого решения обосновано набором достоверных данных;
  • Появляется возможность подтвердить эффективность принимаемых решений за счет анализа фактических данных;
  • Появляется возможность вносить обоснованные изменения в ранее принятые решения.

8) взаимовыгодные отношения с поставщиками - взаимовыгодные отношения между организацией и ее поставщиками повышает способность обоих организаций по созданию ценности.

Этот принцип ориентирует  организацию на развитие своих поставщиков. Если поставщик в состоянии будет  обеспечить стабильный уровень качества своей продукции, то для организации  это даст возможность сократить  контроль продукции от поставщика, сократить контроль за работой поставщика, тем самым снизив свои затраты на выпускаемую продукцию.

Ключевые преимущества, которые  дает внедрение этого принципа, заключаются  в следующем:

  • Происходит оптимизация затрат и ресурсов;
  • Появляется заинтересованность обоих сторон (организации и ее поставщика) в адекватных совместных действиях в случае изменения ситуации на рынке;
  • Повышается ценность взаимного партнерства между организацией и ее поставщиком.

От того, насколько хорошо руководители и сотрудники организации  понимают принципы менеджмента качества, будет зависеть работа всей системы  качества.

Построение системы качества по стандартам ИСО серии 9000 позволяет  организации внедрить принципы менеджмента  качества в практику своей работы. Каждый из указанных выше принципов  отражен в стандарте ИСО 9001 набором  требований. Поэтому, когда организация  разрабатывает и внедряет методы реализации этих требований в своей  работе, она тем самым внедряет принципы менеджмента качества.

III. Назначение стандартов ИСО серии 9000

Серия стандартов в диапазоне номеров 9000 - 11000 была определена Международной  организацией по стандартизации для  стандартов по системам управления качеством. Стандарты этой серии определяют требования именно к системе управления, а не к продукции или услугам, предоставляемым организациями  и предприятиями. В состав стандартов серии входят стандарты непосредственно представляющие требования, стандарты, представляющие справочную информацию и руководящие указания, а также стандарты обеспечивающие (разъясняющие) частные вопросы систем менеджмента качества.

Изначально, в состав стандартов ИСО серии 9000 входило несколько стандартов, представляющих системы менеджмента качества (модели системы качества по ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003). В дальнейшем, в серии  осталась только одна модель системы  качества ИСО 9001. Кроме того, в последнее  время появились стандарты, относящиеся  к системам управления качеством, но имеющие номера выходящие за пределы серии.

Наиболее  часто применяемыми стандартами  серии являются стандарты ИСО 9000: 2005 (ранее ИСО 9000: 2000), ИСО 9001: 2008 (ранее  ИСО 9001: 2000), ИСО 9004: 2009 (ранее ИСО 9004: 2000). Первый из указанных представляет собой стандарт на терминологию систем качества, второй - содержит требования к системе качества, третий - является стандартом, представляющим руководящие  указания по развитию системы качества.

3.1 Назначение стандарта  ИСО 9000: 2005 "Системы менеджмента  качества. Основные положения и  словарь"

Стандарт  ИСО 9000: 2005 предназначен для установления единого понимания терминов и  понятий используемых в стандартах ИСО серии 9000. Он определяет основные положения систем менеджмента качества и принципы, используемые при построении систем качества.

Система менеджмента качества на современном  уровне развития представляет собой  идеологию управления организацией, а не просто организационно техническую  систему или набор взаимосвязанных  управленческих методов и технологий. В основе любой идеологии лежат  постулаты или принципы, от которых  эта идеология отталкивается. Именно на основе таких принципов строится вся теоретическая и практическая база. Стандарты ИСО серии 9000 являются практической базой идеологии менеджмента  качества. Поэтому в стандарте  ИСО 9000: 2005 кроме терминов и определений  даются основные принципы менеджмента  качества, на основе которых построены  требования системы качества и методы реализации этих требований.

Стандарт  ИСО 9000: 2005 состоит из следующих разделов:

Раздел 1 Область применения - определяет заинтересованных лиц, которым могут понадобиться положения стандарта.

Раздел 2 Основные положения системы менеджмента качества - приводятся пояснения по обоснованию необходимости построения системы качества, дается объяснение процессного подхода, используемого в стандартах ИСО серии 9000, определяется назначение политики и целей в области качества, документации системы качества, роль статистических методов и пр.

Раздел 3 Термины и определения - приводится пояснение терминов, используемых в стандартах ИСО серии 9000.

Приложение А - приводится методология, использованная при разработке стандарта.

Приложение B - содержит алфавитный указатель терминов.

Приложение С Библиография - список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9000: 2005.

По сравнению с предыдущим изданием стандарта (ИСО 9000: 2000), в версии 2005 года в стандарт было добавлено несколько  определений, а также введены  поясняющие замечания, позволяющие  принять во внимание более поздние  документы этой серии и выстроить  их в один ряд с ИСО 9000.

3.2. Назначение стандарта ИСО 9001: 2008 "Системы менеджмента качества. Требования"

Стандарт  ИСО 9001: 2008 (предыдущая редакция - ИСО 9001: 2000) предназначен для разработки и  внедрения систем менеджмента качества предприятий с целью последующей  сертификации или для заключения контрактов с другими предприятиями, которые предъявляют требования к стабильности и надежности выполнения контрактных обязательств.

Требования, содержащиеся в стандарте ИСО 9001: 2008 являются общими и предназначены  для применения ко всем организациям независимо от вида деятельности, размера  организации и поставляемой продукции (услуг). Стандарт определяет, что необходимо делать для внедрения системы  качества, но не определяет как это делать. Именно за счет такого подхода требования стандарта являются универсальными и применимыми к любой организации. Методы, как реализовать то или иное требование стандарта предприятие выбирает само, исходя из своих потребностей и возможностей.

Стандарт ИСО 9001: 2008 состоит из следующих  разделов:

Раздел 1 Область применения - описывает общие положения стандарта и его применение в организациях. Также определяет те случаи, когда предприятие, разрабатывающее и внедряющее систему качества, может сделать исключение из реализации требований стандарта.

Раздел 2 Нормативные ссылки - даются ссылки на стандарты серии ИСО 9000.

Раздел 3 Термины и определения - приводятся термины и определения, используемые в стандарте.

Раздел 4 Система менеджмента качества - определяет общие требования к системе менеджмента качества, управлению документаций и записями по качеству.

Раздел 5 Ответственность руководства - определяет требования к административному управлению построением, внедрением и функционированием системы менеджмента качества. Требования данного раздела предъявляются к высшему руководству организации и к системе административного управления.

Раздел 6 Менеджмент ресурсов - определяет требования к ресурсам, необходимым для разработки, внедрения и функционирования системы качества. К таким ресурсам стандарт относит человеческие ресурсы, материальные ресурсы, инфраструктуру и производственную среду.

Раздел 7 Процессы жизненного цикла - определяет требования к основным и обеспечивающим процессам предприятия. В этом разделе представлены, наиболее объемные требования, которые предъявляются к основной деятельности предприятия по управлению процессами производства продукции или предоставления услуг.

Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение - определяет требования к проведению и организации анализа, измерений и улучшений системы менеджмента качества, процессов и выпускаемой продукции (оказываемым услугам).

Приложение А - приводится соответствие между разделами стандарта ИСО 9001: 2008 и ИСО 14001: 2004 (Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению). Взаимосвязь этих стандартов приводится для того, чтобы организации могли строить интегрированные системы менеджмента качества и экологического менеджмента.

Приложение B - приводятся изменения в тексте стандарта ИСО 9001: 2008 по сравнению с текстом предыдущей редакции данного стандарта ИСО 9001: 2000.

Приложение С - Библиография. Список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9001: 2008.

3.3 Назначение  стандарта ИСО 9004: 2009 "Менеджмент  для обеспечения устойчивого  успеха организации. Подход к  менеджменту качества"

ISO 9004: 2009 дает ориентиры на постоянное  повышение общей эффективности  организации, и эффективности  на основе процессного подхода.  Он фокусируется на удовлетворении  потребностей и ожиданий потребителей  и других заинтересованных сторон, в долгосрочной перспективе, и  в сбалансированной форме.

По  сравнению со стандартом ISO 9001: 2008, который  обеспечивает управление качеством  товаров и услуг и повышение  удовлетворенности потребителей, ISO 9004: 2009 предоставляет более широкие  перспективы управления качеством, особенно для повышения производительности. Он будет полезен для организаций, руководство которых хотело бы выйти  за рамки ISO 9001 в стремлении к постоянному  совершенствованию, через удовлетворенность  потребителей и других заинтересованных сторон.

ISO 9004: 2009 позволяет организациям повысить  качество товаров и услуг для  своих потребителей путем поощрения  самооценки, как важного инструмента,  позволяющего организациям:

  • Benchmark (Теста производительности) от уровня зрелости, охватывающего руководство, стратегии, систем управления ресурсами и процессами

  • Определить свои сильные и слабые стороны

  • Определение возможностей для улучшений, инноваций.

Самооценка  может стать ключевым элементом  процессов стратегического планирования в любой организации.

Jose Dominguez, лидер ISO 9001, говорит: "Цель на удовлетворенность потребителей качеством продукции распространяются в ИСО 9004: 2009 включая удовлетворенность заинтересованных сторон и деятельность организации. Комбинация из ИСО 9001 и ИСО 9004 позволит Вам получить максимальную выгоду от СМК вашей организации".

ISO 9004: 2009 заменяет ISO 9004: 2000. В нем произошли  существенные изменения в структуре  и содержании в сравнении с  предыдущим изданием на основе  опыта восьми лет реализации  стандарта во всем мире. Примером  важного изменения (может быть  и самое важное) в структуре  ИСО 9004 является то, что "содержание" стандарта начинается с главы  дающей указания о том, как  управлять организацией, направленной  на устойчивое развитие, а не  с советов как построить СМК.

Хотя  стандарты ISO 9004: 2009 и ISO 9001: 2008 дополняют  друг друга, ISO 9004: 2009 также может  быть использован самостоятельно. Он не предназначен для сертификации третьей  стороной, нормативного или договорного  использования, ни в качестве руководства  по сертификации в соответствии стандарта  ИСО 9001: 2008.

Стандарт ИСО 9004: 2009 состоит из следующих  разделов:

Раздел 1 Область применения - в данном разделе представляется для каких целей может применяться стандарт.

Раздел 2 Нормативные ссылки - приводятся названия стандартов, на которые даны ссылки в тексте стандарта ИСО 9004: 2000.

Раздел 3 Термины и определения - приводятся определения, используемые в стандарте.

Раздел 4 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации - приводятся рекомендации по менеджменту систем и процессов, а также по использованию принципов менеджмента качества.

Раздел 5 Стратегия и политика - здесь приводятся требования по выработке политики и стратегии, процессы и практические методы.

Раздел 6 Менеджмент ресурсов - данный раздел дополнен требованиями по вовлечению работников, управлению информацией, управлению поставщиками и партнерами, управлению природными ресурсами, а также финансами.

Раздел 7 Менеджмент процессов.

Раздел 8 Мониторинг, измерение, анализ и изменение.

Раздел 9 Улучшения, инновации и обучение.

Приложение А - даются рекомендации по проведению самооценки организации с перечнем вопросов для самооценки.

Приложение B - приводятся общие подходы к процессу постоянного улучшения.

Приложение C - Библиография. Соответствие между ИСО 9004: 2009 и ИСО 9001: 2008

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Единственным  бесспорным подтверждением качества продукции  или услуг компании является независимая  оценка на соответствие требованиям  к качеству выполняемых процессов, регламентированных стандартами серии ISO 9000. Ведь это подтверждение носит  не локальный сиюминутный характер, а поддерживается и подтверждается многолетним опытом работы компаний, сертифицированных по стандартам серии ISO 9000. Сертификат ISO 9000 остается во всем мире проверенным способом подтвердить  высокий статус, серьезный имидж, надежность и респектабельность  компании, заручившись поддержкой авторитетной международной организации ISO.

Информация о работе Стандарты ISO