Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:16, статья
Предлагаемая Вашему вниманию статья освещает вопросы практической методологии экспресс-анализа ключевых факторов развития бизнеса российского предприятия по сравнению с компаниями-конкурентами, оперирующими на том же отраслевом или территориальном сегменте рынка.
Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона
Предлагаемая Вашему вниманию статья освещает вопросы практической методологии экспресс-анализа ключевых факторов развития бизнеса российского предприятия по сравнению с компаниями-конкурентами, оперирующими на том же отраслевом или территориальном сегменте рынка. В статье рассмотрены принципы отбора показателей экспресс-анализа и определения их сравнительной значимости (“веса” при выведении интегрального показателя) в зависимости от целей проведения анализа: оценка кредитоспособности предприятия со стороны потенциальных кредитных инвесторов (банковских институтов), выработка хозяйственной политики и стратегии развития аппаратом управления самого предприятия, обоснование эффективности совместной деятельности (институциональных инвестиций). Методологические проблемы экспресс-анализа сравнительной конкурентоспособности и уровня финансовой устойчивости предприятия и возможные пути их решения, приводимые в статье, на сегодняшний момент весьма актуальны для работников планово-экономических служб предприятия, а также менеджмента финансовых институтов (коммерческих банков, инвестиционных фондов и пр.), осуществляющими как портфельные, так и прямые инвестиции.
Введение
Конкурентоспособность и финансовое состояние (уровень финансовой устойчивости) являются двумя основными факторами успешного развития бизнеса предприятия.
Под “конкурентоспособностью”
понимается текущее положение предприятия
на рынке (в первую очередь, занимаемая
доля рынка - объем продаж в сопоставлении
с общими по рынку и объемами продаж
предприятий-конкурентов) и тенденции
его изменения. Понятно, что “рыночная
сила” предприятия зависит от
ряда факторов эффективности ведения
бизнеса компании, которые являются преимуществам
Под уровнем
финансового состояния (финансовой
устойчивости) понимается наличие у
предприятия свободных
Следует при этом признать, что, в зависимости от того, под каким “углом зрения” проводится анализ, относительное значение факторов эффективности и финансового состояния может достаточно сильно варьироваться. Так, если сравнительную оценку проводит коммерческий банк на предмет выбора из перечня предприятий отрасли/региона подходящих объектов для краткосрочного кредитования, то приоритетными при проведении анализа будут являться факторы финансового состояния. По большому счету, при коротких сроках кредитования банку не важна рентабельность бизнеса компании, для него определяющим является наличие у предприятия свободных ликвидных ресурсов, являющихся финансовым обеспечением погашения взятия кредита. Если же речь идет об оценке предприятий как объекта долгосрочного кредитования или институционального инвестирования (участия в прибылях), то здесь значение факторов эффективности многократно возрастает.
Сравнительный
анализ конкурентоспособности и
финансового состояния
1-ое При
осуществлении программ
2-ое При анализе конкурентного положения предприятия работниками планово-экономических служб или приглашенными консультантами
3-ье При проведении предприятием специального маркетингового исследования рынка для улучшения собственной сбытовой политики
Во всех трех случаях возникает проблема сбора управленческой информации, являющейся, вообще- то, коммерческой тайной предприятий.
Публичной информацией, доступной во всех трех случаях, является сводная финансовая отчетность предприятия. В случае, когда заказчиком выступает правительственная или международная организация, Консультант, выполняющий сравнительный анализ финансового состояния, как правило, получает определенный доступ к управленческой информации. Следует, однако, сказать, что в силу большого количества предприятий ( в некоторых случаях от 20 и выше) детального анализа на уровне комплексной бизнес-диагностики сделать, разумеется, не удастся.
В данной статье мы приводим два варианта алгоритма анализа, основанных на разных типах информационного обеспечения:
1-ый вариант. Параметрический анализ
Этот вариант используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Госкомстата затратно с точки зрения траты времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-Заказчика. Как правило, эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большой степени носит качественный ( не формализованный) характер.
2-ой вариант. Рейтинговая оценка.
Этот вариант используется в том случае, когда заказчиком выступает правительственная или международная организация. В этом случае информационное обеспечение, как правило, включает в себя:
- сведения,
полученные путем
- сводная
финансовая отчетность
- фрагментарную
управленческую информацию в
виде формализованных учетных
таблиц, которые достаточно просты
для заполнения. Как правило, эти
таблицы в форме запроса
1. Параметрический анализ.
В том случае,
когда исследование проводится в
контексте комплексной бизнес-
Можно предложить
следующую последовательность проведения
анализа конкурентного
1-ое Выявление
основных конкурентов
2-ое Выявление основных сегментов рынка, на которых происходит конкуренция
3-ье Выявление
характера конкуренции на
4-ое Определение
общих тенденций конкурентного
положения предприятия на этих
сегментах рынка (динамика
5-ое Проведение
параметрического анализа
* уровень цен
* обеспеченность
материально-техническими
* обеспеченность кадрами
* ценовая политика
* политика в области снабжения сырьем и материалами
* политика в области сбыта (продажи в кредит, предоставление сопут- ствующих услуг, развитие сбытовой сети, рекламная кампания и пр.)
* административные ограничения
* прочее
На основе проведенного анализа менеджмент предприятия может сделать определенные выводы о факторах, лежащих в основе тенденций рыночной доли предприятия, и внести соответствующие коррективы в управленческую политику (например, если параметрический анализ выявил отставание в области обеспеченности материально-техническими ресурсами, то целесообразно, возможно, производить инвестиции в модернизацию машин и оборудования; если предприятие теряет рынок вследствие завышенных цен - пересмотреть ценовую политику и пр.)
Таким образом,
анализ изменения рыночной конъюнктуры
и конкурентного положения
а) Оценивает
состояние рынка с точки зрения
его емкости и эластичности и
исследует сравнительную
б) Оценивает
состояние рынка с точки зрения
его сегментации и
Необходимо заметить, что параметрический анализ с меньшей точностью позволяет формулировать управленческие рекомендации на основе формализованной обработки данных. Это связано как с объективными причинами (неразвитость рынка в нашей стране и с силу этого громадная роль административных и личных факторов в положении предприятия на рынке), так и с субъективными причинами (отсутствие информации о важнейших параметрах регионального и отраслевого рынка, таких как отраслевой объем выпуска, эластичность потребительского спроса и т.п., а также отсутствие какой бы то ни было документальной информации о конкурентах). Все эти факторы затрудняют качественное проведение анализа конкурентного положения предприятия на рынке. Тем не менее, на основании бесед со специалистами предприятия представляется возможным нарисовать определенную картину конкурентного состояния предприятия на рынке.
Ниже вашему
вниманию предлагается один из возможных
вариантов алгоритма
Делается
классификация конкурентов
По каждому конкуренту должна приводиться номенклатура товаров (работ, услуг), по которым происходит конкуренция и предполагаемая емкость рынка по данным позициям.
Сравниваются цены предприятия и конкурентов по аналогичным позициям, и производится анализ ценовых расхождений (если таковые есть). К ним может относиться, например, более низкая себестоимость производства (необходимо проанализировать по каким позициям себестоимости), сознательно завышенная рентабельность, более выгодное ЭГП и, как следствие, более низкие транспортные издержки и т.д.