Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 15:44, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является изучение вопроса сегментирования рынка. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1) Дать определение сегментированию рынка, выявить его основные признаки и критерии;
2) Охарактеризовать основные методы рыночной сегментации;
3) Рассмотреть процесс сегментирования потребительского рынка;
4) Определить, как происходит выявление привлекательности того или иного сегмента, выбор целевых сегментов;
5) Исследовать рынок предприятий общественного питания.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ РЫНКА В МАРКЕТИНГЕ 6
1.1 Сущность сегментации рынка товаров, критерии и признаки 6
1.2 Методы рыночной сегментации 10
1.3 Выбор целевых сегментов и позиционирование товара 13
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПРОМПИТ» И ООО «КАКАДУ» 16
2.1 Характеристика объектов исследования 16
2.2 Сегментирование рынка на примере ООО «Промпит» и ООО «Какаду» 19
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ООО «КАКАДУ» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
− совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;
− оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер;
− защищенность выбранного сегмента от конкуренции.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод:
Главными доводами в пользу проведения сегментации являются следующие:
1) Обеспечивается лучшее понимание не только нужд потребителей, но и того, что они из себя представляют (их личностные характеристики, характер поведения на рынке)
2) Обеспечивается лучшее понимание природы конкурентной борьбы на конкретных рынках.
3) Представляется возможность концентрировать ограниченные ресурсы на наиболее выгодных направлениях их использования.
4)
При разработке планов маркетинговой
деятельности учитываются особенности
отдельных рыночных сегментов, в результате
чего достигается высокая степень ориентации
инструментов маркетинговой деятельности
на требования конкретных рыночных сегментов.
1.2
Методы рыночной сегментации
Следующий
этап сегментации рынка — выбор
метода сегментации и
его применение. Такая работа осуществляется
с применением специальных
методов классификации по выбранным критериям
(признакам). Существует множество методов
классификации, порожденных различием
целей и задач, стоящих перед исследователями.
Наиболее распространенными методами
сегментирования рынка являются метод
группировок по одному или нескольким
признакам и методы многомерного статистического
анализа.
Метод
группировок состоит в
Для целей сегментации также используются методы многомерной классификации, когда разделение происходит по комплексу анализируемых признаков одновременно. Наиболее эффективными из них являются методы автоматической классификации, или иначе кластерного анализа.
В этом случае, схемы классификации базируются на следующих предположениях. В один класс объединяются потребители, сходные между собой по ряду признаков. Степень сходства у потребителей, принадлежащих к одному классу, должна быть выше, чем степень сходства у людей, принадлежащих к разным классам.
С
помощью подобного метода решается
задача типизации с одновременным
использованием демографических, социально-экономических
и психографических показателей. Построение
типологии – это процесс
Например, среди "психологических" секторов весьма важное место занимает "отношение потребителя к новизне товара".
Также, существуют приемы сегментирования рынка на основе так называемой "продуктовой сегментации" или сегментации рынка по параметрам продукции. Она имеет особенно важное значение при выпуске и сбыте новых изделий. В современных условиях для повышения своей конкурентоспособности и правильного определения емкости рынка предприятию уже недостаточно проводить сегментацию рынка только в одном направлении − определение групп потребителей по каким-то признакам. В рамках интегрированного маркетинга необходима еще и сегментация самого изделия по наиболее важным для его продвижения на рынке параметрам. С этой целью используется метод составления функциональных карт − проведение своего рода двойной сегментации, по изделию и потребителю.
«Функциональные карты» могут быть однофакторными (сегментация проводится по какому-то одному фактору и для однородной группы изделий) и многофакторными (анализ того, для каких групп потребителей предназначена конкретная модель изделий и какие ее параметры наиболее важны для продвижения продукции на рынке). С помощью составления функциональных карт можно определить, на какой сегмент рынка рассчитано данное изделие, какие его функциональные параметры соответствуют тем или иным запросам потребителей.
При разработке новой продукции данная методика предполагает, что должны учитываться все факторы, отражающие систему потребительских предпочтений, и одновременно технические параметры нового изделия, при помощи которых можно удовлетворить запросы потребителя; определяются группы потребителей, каждая со своим набором запросов и предпочтений; все выбранные факторы ранжируются по степени значимости для каждой из групп потребителей.
В
заключении можно подвести итог. Выбор
методики сегментирования рынка
представляет сложную задачу. Когда
перед аналитиком возникают задачи
сегментирования рынка, ему необходимо
определиться с технологией и методами
построения сегментов. После определения
принципов и методов сегментации основным
этапом перед проведением собственно
сегментации выступает выбор обоснованных
критериев данной процедуры. Очевидно,
что указанные критерии будут различными
для потребительского и промышленного
рынков. Рассмотрим их раздельно.
1.3
Выбор целевых сегментов и
позиционирование товара
Варианты охвата рынка
Маркетинговое
сегментирование вскрывает
Фирма может воспользоваться тремя стратегиями охвата рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг.
Недифференцированный маркетинг. Возможно, фирма решится пренебречь различиями в сегментах и обратиться ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. В этом случае она концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в этих нуждах общее. Она разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему числу покупателей. Она полагается на методы массового распределения и массовой рекламы. Фирма стремится придать товару образ превосходства в сознании людей.
Недифференцированный маркетинг экономичен. Издержки по производству, распространению и рекламе товара невелики. Фирмы, прибегающие к недифференцированному маркетингу, обычно создают товар, рассчитанный на самые крупные рынки.
Дифференцированный маркетинг. В данном случае фирма решает выступить на большинстве или даже на всех сегментах и разрабатывает для каждого из них отдельное предложение. Так напомним корпорация «Дженерал моторс» стремится выпускать автомобили «для любых кошельков, любых целей, любых лиц». Предлагая соответствующие товары для каждого сегмента, она надеется добиться роста сбыта и более глубокого проникновения на каждый из сегментов рынка. Она рассчитывает, что благодаря упрочению позиции на нескольких сегментах рынка ей удастся идентифицировать в сознании потребителя фирму с данной товарной категорией, надеется на рост повторных покупок.
Концентрированный маркетинг. Многие фирмы видят для себя и третью маркетинговую возможность, особенно привлекательную для организаций с ограниченными ресурсами. Эти фирмы концентрирует усилия на одном или нескольких сегментах рынка.
Концентрированный маркетинг связан с повышенным уровнем риска. Избранный сегмент рынка может не оправдать надежд, например, потребители могут перестать покупать товар предлагаемого типа. В результате фирма потерпит большие убытки.
При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы:
1) Ресурсы фирмы. При ограниченности ресурсов наиболее рациональной оказывается стратегия концентрированного маркетинга;
2) Степень однородности продукции. Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для единообразных товаров, таких, как пшеница или сталь;
3) Этап жизненного цикла товара. При выходе фирмы на рынок с новым товаром целесообразно предлагать только один вариант новинки. При этом наиболее эффективны стратегии недифференцированного или концентрированного маркетинга;
4)
Степень однородности рынка. Если у покупателей
одинаковые вкусы, они закупают одно и
то же количество товара в одни и те же
отрезки времени и одинаково реагируют
на одни и те же маркетинговые стимулы,
уместно использовать стратегию недифференцированного
маркетинга;
5) Маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. Если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования концентрированного или дифференцированного маркетинга.
Позиционирование товара на рынке
«Следующий
шаг определения направлений
рыночной ориентации в
деятельности организации заключается
в определении позиции продукта
на отдельных рыночных сегментах − это
называется позиционированием
рынка. Позиция продукта − это мнение
определенной группы потребителей, целевых
рыночных сегментов, относительно важнейших
характеристик продукта. Она характеризует
место, занимаемое конкретным продуктом
в умах потребителей по отношению к продукту
конкурентов. Продукт должен восприниматься
определенной группой целевых потребителей
как имеющий четкий имидж, отличающий
его от продуктов конкурентов. Безусловно,
надо также учитывать тот факт, что на
позицию продукта влияет репутация и имидж
компании в целом.
Позиционирование
рынка, таким образом, заключается
в том, чтобы, исходя из оценок потребителей
позиции на рынке определенного
продукта, осуществить выбор таких параметров
продукта и элементов
комплекса маркетинга, которые с точки
зрения целевых потребителей
обеспечат продукту конкурентные преимущества.
Позиционирование – это разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров конкурентов.
Таким
образом, позиционирование товара в
целевом сегменте связано с выделением
отличительных преимуществ
Для
завоевания крепких позиций в
конкурентной борьбе, исходя из
результатов позиционирования своих продуктов,
организация выделяет
характеристики продукта и маркетинговой
деятельности, которые могут в
выгодную сторону отличить ее продукты
от продуктов конкурентов,
проводит дифференциацию своих продуктов.
Причем для разных продуктов могут выбираться
разные направления дифференциации.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПРОМПИТ» И ООО «КАКАДУ»
2.1
Характеристика объектов исследования
Кафе «Яшма» открылось в 1965 году. С самого момента своего открытия «Яшма» стала своеобразным культурным центром для тысяч орчан. Выигрышно и ее расположение – центральная площадь города, и особая, гостеприимная атмосфера кафе.
С момента открытия «Яшмы» прошло четыре десятилетия, но и сейчас кафе является культовым местом для отдыха и встреч людей самых разных профессий и возрастов. Едва ли в Орске можно отыскать кафе со столь же стильным интерьером. Подоконники – ретро из середины шестидесятых. Каждая колонна в отдельности и колоннада в целом заставляют надолго замереть, ощущая обманчивость бытия. В «Яшме» все оригинально и все пронизано духом новизны.
Особенность кафе «Яшмы» заключается в том, что здесь организация производства широкого ассортимента кулинарной продукции сложного приготовления сочетаются с организацией обслуживания высокого уровня. Широко практикуется изготовление блюд, закусок по индивидуальному заказу, а также фирменных и национальных блюд, предусмотренных в меню. Обслуживание посетителей должно быть на высочайшем уровне.