Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 05:24, курсовая работа
Целью данной работы: изучить теоретические аспекты сегментирования рынка по потребителям. Данную цель можно достичь путем решения следующих задач:
Рассмотреть общую характеристику сегментации рынка.
Выявить способы сегментации.
Изучить критерии сегментации рынка.
Рассмотреть методы рыночной сегментации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ РЫНКА ПО ПОТРЕБИТЕЛЯМ 5
1.1. Сегментация рынка: общая характеристика 5
1.2. Способы сегментации 9
1.3. Критерии сегментации рынка 14
1.4. Методы рыночной сегментации 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ
РЫНКА 21
2.1. Методика изменения сегментов потребителей 21
2.2. Методика определения полноты потребностей сегментов 23
2.3. Методика учета "портфеля потребностей" целевого потребителя 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Данный пример наглядно показывает:
численность различных
У каждой фирмы есть свои сегменты потребителей – самые разнообразные слои населения и юридические лица. Однако среди них есть главные, приносящие наибольшую прибыль фирме. Их немного, обычно два – три сегмента. Важно выяснить полноту обеспечения этих сегментов.
Число клиентов
Рис. 2 – ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛА
КЛИЕНТОВ ЗА ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ ДЛЯ
РАЗЛИЧНЫХ СЕГМЕНТОВ
Предлагается апробированная на практике методика, позволяющая осуществлять сегментацию и выявить полноту удовлетворения спроса целевых потребителей.
Возможно проведение опросов двух видов: 100%-ный охват всех посетителей и покупателей; выборочный охват с учетом известного коэффициента выборки, например, каждый второй, третий и т.д. В каждом конкретном случае это решается индивидуально. Общим остается одно правило: данные должны быть статистически достоверные. Поэтому за месяц должно быть охвачено не менее 200 – 300 клиентов в филиалах и торговых точках. Средний показатель – около 1000 за месяц.
Исследование полноты удовлетворения целевых сегментов потребителей на основе определения целостности цепочки потребления. Если целевому потребителю требуется набор номенклатуры и ассортимента, составляется типовой профессиональный «портфель» потребностей. В частности, это характерно для строителей. После этого анализируются на соответствие предложения конкретному «портфелю» потребностей или номенклатуры.
Рассмотрим эту методику
на примере электромонтажного
Рис. 2 – ЦЕПОЧКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИКОВ
Смысл этой цепочки в необходимости последовательности действий. Так, после приобретения розеток, выключателей, установочных коробок, проводов следующий шаг – получение инструмента. Только коронкой можно сделать отверстие для установочной коробки, а для этого нужна электродрель. Штроборезом делается желобок для прокладки проводов в стенах и т.д. Данный пример – лишь небольшая часть всего необходимого.
Такие примеры можно привести для любой области. Для полноты удовлетворения любого целевого сегмента потребителя необходим полный набор товарных групп и ассортимента внутри групп. Только после этого можно говорить об удовлетворении покупателя и возможно достичь высоких результатов по сумме продаж. Отсутствие любого звена в цепочке, например, коронки в приведенном примере, не позволит сделать отверстия для установочных коробок и закрепить розетки и выключатели. Следовательно, без данного звена нельзя обойтись. Его отсутствие означает непреднамеренное направление своего клиента к конкурентам и к упущенной выгоде.
Основной целью работы было изучение вопроса сегментирования рынка по потребителям.
Задачи, поставленные в начале работы, были рассмотрены. Нами были изучены:
Подводя итоги курсовой работы,
можно сделать следующие
Сегментация рынка - это разделение рынка на отдельные сегменты - группы потребителей со сходными потребностями в определенных товарах или услугах. Такие группы должны максимально отличаться друг от друга, так как это различие обеспечивает проведение компанией специфической торговой политики и использование конкретных инструментов маркетинга. Сегментация рынка преследует три основные цели. Так как одна компания не в состоянии освоить весь рынок, сегментация рынка позволяет выделить ту его часть, на которой компания сконцентрирует все свои усилия и привлечет потребителей. Второй целью сегментации является выделение сегментов рынка, в которых низкая активность конкурентов и скепсис потребителей к продукции конкурентов позволит привлечь потребителей без ведения изнурительной войны с конкурирующими фирмами. В случае, когда рынок не содержит сложной структуры, сегментация рынка имеет целью обеспечить присутствие компании в каждом из этих сегментов, предлагая каждому специальную, самую подходящую именно ему модель товара.
Универсального метода сегментирования не существует, поэтому сегментация рынка осуществляется на основании отдельных параметров: по географическому признаку; по демографическому признаку (пол, возраст, уровень доходов, образование, национальность); по психографическому признаку (принадлежность к определенному общественному классу, образ жизни, тип личности), и по социально-экономическому признаку. Сегментация рынка по поведенческому признаку считается наиболее верной при выборе сегментов рынка, так как учитывает при делении потребителей на группы поводы для совершения потребителями покупки, реакции на товар, степень приверженности, характер использования этого товара, интенсивность потребления и др.
После выявления рыночных сегментов проводится оценка степени их привлекательности для компании по таким критериям, как емкость сегмента, доступность для компании, перспективность, рентабельность, выбираются целевые сегменты и определяются маркетинговые стратегии. Обычно целевой сегмент компания выбирает по нескольким наиболее подходящим критериям, наиболее значимым для компании в текущем периоде. Таким образом, сегментация рынка - эффективный инструмент для принятия оптимального маркетингового решения, и ее назначение в том, чтобы качественные характеристики производимых и реализуемых товаров соответствовали экономическим, таким, как доход, цена, а также представлениям и потребностям покупателей.
Одним из основных направлений маркетинговой деятельности является сегментация рынка, позволяющая аккумулировать средства предприятия на определенном направлении своего бизнеса. У фирмы может не хватать ресурсов для того, чтобы работать на всем рынке. Поэтому фирма ищет доходный сегмент, который соответствует ее ресурсам и возможностям. Сегментация рынка заключается в его разделении на относительно четкие группы потребителей (рыночные сегменты), которые могут быть ориентированы на разные продукты и, соответственно, требовать разных маркетинговых усилий.
Правильно выбранные сегменты увеличивают доходность фирмы. Именно поэтому практическая полезность выделения доходных сегментов рынка очевидна.
Сегментация может иметь преимущества и недостатки, однако обойтись без неё невозможно, поскольку в современной экономике каждый товар может быть успешно продан лишь определённым сегментам рынка, но не всему рынку.
При раздeлeнии рынка на отдeльныe ceгмeнты нeобходимо cоблюдать ряд ycловий: