Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: раскрыть основные понятия, связанные с сегментированием рынка и позиционированием товаров; проследить процесс сегментации для конкретной группы товара.
Введение……………………………………………………….…2
1. Сегментирование рынка………………………………………..3
1.1 Этапы развития концепций маркетинга……………………3
1.2 Сегментирование потребительских рынков………………..5
1.3 Выбор целевых сегментов рынка…………………………..11
2. Выбор позиции на рынке………………………………………15
3. Практическая часть. Пример построении типологии потребителей……………………………………………………..…22
Заключение………………………………………………………...28
Используемая литература………………………………………....29
Необходимо
иметь в виду, что рыночные сегменты
меняются во времени, создавая новые
возможности и ликвидируя ранее
существовавшие. Так, рынок персональных
компьютеров в течение 1980-х годов
рос на 55% ежегодно, в то время
как объем продаж сигарет в
Северной Европе уменьшался ежегодно
на 3%. Новые знания и технологии предлагают
новые возможности, в связи с
чем поиск новых сегментов должен являться
важным направлением в деятельности маркетологов.
1.3 Выбор целевых сегментов рынка.
Следующим
шагом после выявления рыночных
сегментов является определение
степени их привлекательности и
выбор целевых рынков и маркетинговых
стратегий по отношению к ним.
При оценке степени привлекательности
различных рыночных сегментов, удовлетворяющих
требованиям к их успешной сегментации,
учитываются следующие три
Недифференцированный маркетинг — такое направление деятельности на рынке, при котором организация игнорирует различия между рыночными сегментами и выходит на весь рынок с одним продуктом. Организация скорее фокусирует свое внимание на том, что является общим в потребностях потребителей, нежели на том, чем они отличаются друг от друга. Используются массовые системы товародвижения и массовые рекламные кампании. Таким образом, достигается экономия затрат. Примером является маркетинг компании «Кока-кола» на начальном этапе ее развития, когда всем потребителям предлагался только один напиток в бутылке одного размера.
Дифференцированный маркетинг — направление деятельности на рынке, при котором организация решает действовать на нескольких сегментах со специально для них разработанными продуктами. Предлагая разнообразные продукты и комплекс маркетинга, организация рассчитывает достигнуть большего объема продаж и завоевать более сильную позицию на каждом рыночном сегменте, чем конкуренты. Например, «Дженерал Моторс» провозгласила: «Мы производим автомобили для каждого кошелька, каждой цели и каждой личности». Хотя дифференцированный маркетинг обычно обеспечивает более высокий объем реализации по сравнению с недифференцированным, затраты на его осуществление являются более высокими.
Концентрированный (сфокусированный) маркетинг — направление деятельности на рынке, при котором организация имеет большую рыночную долю на одном или нескольких субрынках (рыночных нишах) в противовес сосредоточению усилий на небольшой доле большого рынка. Он привлекателен для организаций с ограниченными ресурсами, для малого бизнеса. Здесь требуются глубокое знание узких рыночных сегментов и высокая репутация продукта организации.
Например,
фирма “Фольксваген”
ВЫБОР СТРАТЕГИИ ОХВАТА РЫНКА. При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы:
Ресурсы фирмы. При ограниченности ресурсов наиболее рациональной оказывается стратегия концентрированного маркетинга.
Степень однородности продукции. Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для единообразных товаров, таких, как грейпфруты или сталь. Для товаров, которые могут отличаться друг от друга по конструкции, таких, как фотокамеры и автомобили, больше подходят стратегии дифференцированного или концентрированного маркетинга.
Этап жизненного цикла товара. При выходе фирмы на рынок с новым товаром целесообразно предлагать всего один вариант новинки. При этом наиболее разумно пользоваться стратегиями недифференцированного или концентрированного маркетинга.
Степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, они закупают одни и те же количества товара в одни и те же отрезки времени и одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга.
Маркетинговые
стратегии конкурентов. Если конкуренты
занимаются сегментированием рынка, применение
стратегии недифференцированного маркетинга
может оказаться гибельным. И наоборот,
если конкуренты применяют недифференцированный
маркетинг, фирма может получить выгоды
от использования стратегий дифференцированного
или концентрированного маркетинга.
2. Выбор позиции на рынке.
Следующий
шаг в выборе направлений рыночной
ориентации деятельности организации
заключается в определении
По результатам позиционирования окончательно выбираются рыночные сегменты и направления дифференциации (см. ниже) продуктов. Например, производитель легковых автомобилей может сделать акцент на долговечности своих автомобилей, в то время как конкурент — на их экономичности. В данном примере проводится позиционирование по одному преимуществу. Однако на практике позиционирование может проводиться по двум и даже трем атрибутам. Например, зубная паста «Аквафреш» продвигается на основе трех преимуществ: борьба с кариесом, свежее дыхание и отбеливание зубов. Таким образом, позиционирование предполагает проведение глубоких маркетинговых исследований, направленных на понимание того, как потребители воспринимают продукт, какие параметры по их мнению являются наиболее важными. По результатам таких исследований строятся карты восприятия, на которых изображаются исследуемые продукты с помощью наиболее значимых в глазах потребителей параметров. Оценивая позиции на рынке различных продуктов, потребители делают это с точки зрения своей пользы, выгоды. Поэтому любая организация должна выискивать резервы предоставления дополнительных пользы и благ своим потребителям, касается ли это более высокого качества товаров и услуг или предоставления их по более низким ценам.
Анализ потенциальных источников предоставления большей ценности потребителям может осуществляться с помощью так называемой ценностной цепи (рис. 2).
Рис. 2. Ценностная цепь
Ценностная
цепь включает в свой состав все
виды деятельности организации (звенья
цепи), направленные на создание ценности
для потребителя. В классической
модели организации эти виды деятельности
включают разработку, производство, маркетинг,
сбыт и поддержку своих продуктов.
Эти виды деятельности группируются на
пять основных видов (входная логистика
— обеспечение производственных операций
всем необходимым, производственные операции
— выпуск готовых продуктов; выходная
логистика — обращение с готовыми продуктами;
маркетинг, включая сбыт; и услуги) и четыре
поддерживающих вида деятельности (инфраструктура
организации — обеспечение эффективного
управления, финансы, планирование; управление
людскими ресурсами; технологические
разработки; закупки, предполагающие приобретение
всего необходимого для ведения основной
деятельности). Поддерживающие виды деятельности
касаются ведения всех основных видов
деятельности. В более детальной модели
каждый из девяти видов деятельности организации
в свою очередь может быть конкретизирован;
например, маркетинг — по его отдельным
функциям: проведение маркетинговых исследований,
продвижение продукта, маркетинговая
разработка нового продукта и т.д.
Рис. 3. Ценностная цепь фирмы «Дюпон»
При определении
позиции продукта на рынке часто
используют метод построения карты
позиционирования в виде двухмерной
матрицы, в которой представлены
продукты конкурирующих фирм.
Рис. 4. Карта позиционирования «цена—качество»
В качестве
параметров при построении карт позиционирования
можно выбирать различные пары характеристик,
описывающих исследуемые
Информация о работе Сегментирование рынка и дифференциация товара