Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 12:03, курсовая работа
Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятий. С другой стороны, — это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ
1. Сегментация рынка: сущность, принципы и направления реализации
2. Информационно – методическое обеспечение процесса сегментации рынка
3. Стратегические решения предприятия в работе с рыночными сегментами
Заключение
Библиографический список
Характеристика сегментации потребительского рынка
по психографическому принципу
Характеристика | Расшифровка |
А | Б |
Социальный слой |
Средний слой:
Нижний слой:
|
По социальному статусу |
|
Продолжение таблицы 4 | |
А | Б |
| |
По типам личности |
|
По стилю жизни |
|
Технологические
критерии. Эти критерии применимы
в основном для сегментации потребителей
продукции промышленного
Выбор критериев сегментации зависит от особенностей товара и рынка. Основными требованиями к критериям сегментации являются9:
Оценим теперь возможные критерии сегментации промышленного рынка.
Промышленный рынок – это рынок организаций-потребителей, которые приобретают товары для дальнейшего производства и перепродажи другим потребителям10.
Критерии сегментации промышленного рынка, в принципе, могут быть аналогичными критериям сегментации потребительского рынка.
Так, в соответствии с работой Эванса и Бермана региональные критерии должны включать характеристики региона, где размещаются организации-потребители. «Демографические» критерии могут включать область специализации, ресурсы, существующие контракты, прошлые покупки, размер заказов, характеристики лиц, принимающих решения. Факторы стиля жизни включают способ функционирования организации, приверженность торговой марке, причины совершения покупки, социальные и психологические характеристики сотрудников. Эти параметры могут представлять собой основу для сегментации рынка.
Более строгая процедура сегментации промышленного рынка, основанная на пяти группах критериев, действующих по принципу вложенной иерархии, представлена в работе. Переходя от внешних критериев к внутренним, эти группы имеют следующий вид (табл. 5).
Таблица 5
Сегментация промышленного рынка
Признаки сегментации | Параметры сегментации |
1 | 2 |
1) Среда |
|
2) Рабочие характеристики |
|
3) Метод совершения закупки |
|
Продолжение таблицы 5 | |
1 | 2 |
| |
4) Ситуационные факторы |
|
5) Личные качества покупателя |
По мере движения внутрь этой иерархической структуры доступность для наблюдения и стабильность критериев сегментации изменяются. Рекомендуется сегментацию начинать с внешних уровней, поскольку здесь данные более доступны, а определения более четки11.
В
самом общем случае критерии сегментации
промышленного рынка зависят от
типа производства и от конечного использования
конкретного товара производственного
назначения. Важное значение также имеют
функции товара в производственном
процессе, иначе, включение данного товара
в группы основного оборудования, вспомогательного
оборудования, комплектующих изделий,
расходуемых средств, сырьевых материалов
или производственных услуг.
2.Информационно – методическое обеспечение процесса
сегментации
рынка
Предприятие, исходя из поставленных целей и своих собственных возможностей, выбирает ту или иную методику проведения сегментации рынка.
Работа по выбору метода сегментации и его применения является очень трудоемкой и осуществляется с применением специальных методов классификации по выбранным критериям (признакам).
На схеме 3 показаны основные методики, используемые при сегментации.
1. Метод группировок состоит в последовательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. Какой-либо признак выделяется в качестве системообразующего критерия (владелец товара, потребитель, намеревающийся приобрести товар), затем формируются подгруппы, в которых значимость этого критерия значительно выше, чем по всей совокупности потенциальных потребителей данного товара. Путем последовательных разбивок на две части выборка делится на ряд подгрупп12.
Рис. 3. Методики, используемые при сегментации
На рисунке 2 представлена схема последовательных разбивок по методу AID (автоматического детектора взаимодействия), который получил широкое распространение в процедурах сегментации. Подобные методы перебора вариантов достаточно часто используются при сегментации рынка. Например, в исследовании Карпова подобный подход предложен как приоритетный метод выбора целевого рынка.
Рис.4. Схема классификации по методу AID13
2. Для целей сегментации также используются методы многомерной классификации, когда разделение происходит по комплексу анализируемых признаков одновременно. Наиболее эффективными из них являются методы автоматической классификации, или иначе кластерного анализа. В этом случае, схемы классификации базируются на следующих предположениях. В один класс объединяются потребители, сходные между собой по ряду признаков. Степень сходства у потребителей, принадлежащих к одному классу, должна быть выше, чем степень сходства у людей, принадлежащих к разным классам.
С помощью подобного метода решается задача типизации с одновременным использованием демографических, социально-экономических и психографических показателей. В качестве примера отметим решение задачи о сегментации рынка путем построения типологии потребителей, под которой понимается разделение потребителей на типические группы, имеющие одинаковое или схожее потребительское поведение. Построение типологии – это процесс разбивки исследуемой совокупности объектов на достаточно однородные и устойчивые во времени и пространстве группы. В действительности объективно существуют достаточно однородные группы (классы) потребителей с характерным для каждой из них типом потребительского поведения. С помощью методов многомерной статистики такие группы могут быть выделены и проанализированы14.
3. Принцип различия между сегментами означает, что в результате проведения сегментации должны быть получены различающиеся друг от друга группы потребителей. В противном случае, сегментация неявно будет подменена массовым маркетингом.
4. Принцип сходства потребителей в сегменте предусматривает однородность потенциальных покупателей с точки зрения покупательского отношения к конкретному товару. Сходство потребителей необходимо для того, чтобы можно было разработать соответствующий маркетинговый план для всего целевого сегмента.
Информация - средство общения людей, источник сведений об окружающем мире и происходящих в нем процессах.
Существуют два канала получения информации в целях сегментирования, когда носитель информации сам сообщает необходимые сведения (первичная информация); второй, когда статистически оцениваются действия массы носителей информации (вторичная информация).
В таблице 6 представлены методы сбора информации, применяемые при проведении сегментирования.
Таблица 6
Методы сбора информации, применяемые при сегментировании
Метод
сбора
информации |
Характеристика |
А | Б |
Вторичная информация | |
Публикации | в средствах массовой информации, официальных справочных изданиях, сообщениях бирж и банков, сообщения союзов предпринимателей, в регистрах и отраслевых бюллетенях, в научной или публицистической литературе |
Информация, приобретаемая на коммерческих началах | у Российского статистического агентства или у альтернативных статистических служб (демографические данные, данные о ценах, доходах и расходах населения, другие социально-экономические показатели) |
Внутрифирменный учет и отчетность | бухгалтерская отчетность, данные о производстве и сбыте товара, ассортимента поставки и отгрузки товара, оптовом и розничном товарообороте, себестоимости и цене, инвестициях и затратах, прибылях, материально-технической базе и т.д. |
Данные социальных обследований | замеры параметров рынка в опорных пунктах (обычно в фирменных магазинах производственного предприятия, иногда в форме мониторинга, т.е. постоянно ведущегося наблюдения по заранее разработанной программе) |
Информация торговых корреспондентов | |
Обмен информацией между участниками канала товародвижения | |
Первичная информация | |
Опрос | Анкетирование, интервьюирование по телефону, личное интервьюирование. |
Наблюдение | Сбор первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. Может быть прямое или непрямое наблюдение, открытое или скрытое, структуризированное или неструктуризированное, осуществляемое с помощью человека или |
Продолжение таблицы 6 | |
А | Б |
механических средств. | |
Эксперимент | Тип исследования, когда в контролируемых условиях изменяются один или несколько факторов, все остальные остаются неизменными |