Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:18, курсовая работа
Курсовая работа по макроэкономике
Таким образом, несмотря на неоднократные упоминания в ряде прогнозных и программных документов основных задач по развитию в стране рынка ценных бумаг, за последние десять лет не удалось существенным образом изменить положение в данной сфере [6].
Профессиональная деятельность по ценным бумагам определяет проведение операций с финансовыми активами, признанными ценными бумагами или их производными, третьих лиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также осуществление работ и услуг, связанных с такими операциями, с целью получения дохода (за исключением доходов в виде процентов или дивидендов). В соответствии с законодательством профессиональные участники рынка ценных бумаг могут осуществлять следующие виды деятельности:
посредническая деятельность по ценным бумагам;
коммерческая деятельность по ценным бумагам;
деятельность инвестиционного фонда;
деятельность депозитария;
доверительная (трастовая) деятельность;
деятельность специализированного регистратора (независимого);
прочие виды деятельности.
Основным ядром профессиональных участников рынка ценных бумаг в Республике Беларусь являются коммерческие банки. [14, с. 130]
В Беларуси складывается смешанная модель рынка ценных бумаг, поскольку в целом коммерческие банки и небанковские организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, имеют практически равные возможности для работы на рынке.
Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» предусматривает выдачу лицензий на профессиональную деятельность по ценным бумагам юридическим лицам, если они имеют в своем составе как минимум одного сотрудника, прошедшую аттестацию центрального органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг, удовлетворяют требованиям финансовой достаточности и занимаются профессиональной деятельностью по ценным бумагам как исключительной. [13, с. 225]
Участниками рынка государственных ценных бумаг являются:
Министерство финансов Республики Беларусь – эмитент, выступающий от имени правительства Республики Беларусь – разрабатывает предложения, определяет условия выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, формирующих как внутренний, так и внешний государственный долг;
Национальный банк Республики Беларусь – финансовый агент правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг – осуществляет сделки по их купле-продаже на вторичном рынке, выполняет функции центрального депозитария, осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении государственных облигаций, эмитирует собственные краткосрочные облигации;
инвесторы – профессиональные участники фондового рынка, юридические и физические лица, в том числе иностранные.
Структура фондового рынка Республики Беларусь, организованная по сегментарному принципу (в разрезе обращающихся на фондовом рынке видов ценных бумаг), состоит из следующих основных сегментов:
корпоративные ценные бумаги (акции и облигации юридических лиц);
государственные ценные бумаги;
краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь;
муниципальные ценные бумаги (жилищные облигационные займы);
векселя, депозитные и сберегательные сертификаты банков;
векселя юридических лиц (кроме банков) [14, с. 130].
Спектр инструментов, используемых правительством Республики Беларусь для привлечения и перераспределения финансовых ресурсов, достаточно велик. Министерство финансов от имени правительства выпускает следующие виды государственных ценных бумаг.
Для юридических лиц:
1) государственные краткосрочные облигации (ГКО);
2) государственные долгосрочные облигации (ГДО);
3) государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте (ВГДО);
4) векселя Правительства Республики Беларусь.
Для физических лиц:
1) облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь;
2) облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь облигации местных займов являются долговыми обязательствами местных Советов депутатов и проводятся в целях привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования затрат, связанных с социально-экономическим развитием регионов. Облигации местных займов могут выпускаться как на бумажной, так и безбумажной основе и размещаться среди инвесторов путем их открытого или закрытого размещения.
Местные облигационные займы проводятся генеральными агентами – юридическими лицами, действующими от имени эмитента и являющимися распорядителями финансовых и иных средств облигационного займа. Размещение облигаций может происходить на аукционной и безаукционной основе. При аукционном размещении генеральный агент или по его поручению уполномоченный банк подает бирже заявку на проведение аукциона и резервирует необходимое количество облигаций в депозитарии биржи. Инвесторы участвуют в аукционах через брокеров биржи, также резервируя денежные средства на приобретение облигаций на счете биржи в Национальном банке. По итогам аукциона биржа осуществляет переводы ценных бумаг на счета «депо» участников торгов или их клиентов в депозитарии биржи и остатков денежных средств на их расчетные счета. Неаукционное размещение проводится по договору купли-продажи облигаций между генеральным агентом и уполномоченным банком.
Вторичное обращение облигаций с участием юридических лиц осуществляется на бирже, с участием физических лиц – через уполномоченные банки. [21, с. 219]
Вторичный рынок правительственных облигаций основан на сделках «до погашения» - сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов; сделках РЕПО – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов, являющимися банками, с обязательством: для продавца – последующего их выкупа, для покупателя – последующей их продажи. [14, с. 132]
Наибольшим спросом у инвесторов – юридических лиц – пользуются ГКО и ГДО, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.
Владельцами ГКО и ГДО могут быть как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации эмитируются отдельными выпусками на основании решения Министерства финансов. Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей на счетах с дисконтным или процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом выплачивается номинальная стоимость. Процентный доход может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства финансов по каждому выпуску.
В республике за последние годы достигнут определенный прогресс и наметились положительные тенденции в развитии рынка правительственных долговых обязательств. Данный сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения. [14, с.129]
К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. К числу основных законов, определяющих виды ценных бумаг на рынке Беларуси, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бумаг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бумагами, порядок их выпуска и обращения и т.д., относятся:
- Гражданский кодекс Республики Беларусь;
- Законы Республики Беларусь:
«Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»;
«О Национальном банке Республики Беларусь»;
«О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь»;
«Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»;
«О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;
«О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь». [16, с. 12]
Фондовому рынку Республики Беларусь присущи те же основные принципы построения, что и фондовым рынкам других стран. В общем виде структура представлена инвесторами, эмитентами, инфраструктурой.
Функционирование фондового рынка (первичного и вторичного) обеспечивают профессиональные участники:
операторы (брокеры, дилеры);
организаторы работы бирж (торговых площадок);
клиринговые организации, банки и депозитарии;
реестродержатели. [14]
Таким образом, в Республике Беларусь практически сформировалась смешанная модель фондового рынка и в основном была создана необходимая законодательная база по рынку ценных бумаг. Основными показателями, характеризующими степень развития фондового рынка являются капитализация рынка акций, ее доля в ВВП и оборот по сделкам с акциям.
2.2 Анализ функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
По состоянию на 24.10.2011 количество действующих профучастников не изменилось по сравнению с началом года и составило 72. Из общего количества действующих профучастников: банки - 27, небанковские организации – 45.
Основу фондового рынка составляют акции акционерных обществ (см. приложение Б). Из таблицы Б.1 видно, что с 2000 по 2010 количество открытых акционерных обществ уменьшилось, а закрытых акционерных обществ выросло. Это связано с изменением организационно-правовой формы.
Данные по зарегистрированным выпускам акций в 2010 году в разрезе регистрирующих органов представлены в таблице 1.
Таблица 1 Зарегистрированный выпуск акций в 2010 году
| ОАО млрд. руб. | ЗАО млрд. руб. | Всего млрд.руб. |
Сумма | 17947,5 | 413,4 | 18360,9 |
Примечание – Источник (собственная разработка) на основе данных Национального банка Республики Беларусь.
В 2010 г. объем эмиссии корпоративных облигаций составил 9809,8 млрд. рублей.
На биржевом рынке ценных бумаг лидирующими являются рынок акций и рынок облигаций.
По состоянию на 03.01.2011 к обращению на бирже допущены 1 801 эмитента (1 836 выпусков). Суммарный объем торгов акциями в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 125 % и составил 278,83 млрд. рублей.
Суммарный объем торгов акциями на бирже (млрд. рублей) отображен на рисунке 1.
Рисунок 1- Суммарный объем торгов акциями на бирже
Примечание – Источник: [2]
По состоянию на 03.01.2011 к обращению на бирже были допущены облигации 52 эмитентов (147 выпусков).
Суммарный объем вторичных торгов облигациями юридических лиц на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в 2010 составил 3 364,38 млрд. рублей или 11 340 125 облигаций. Кроме того, на внебиржевом рынке в 2010 году было заключено 9 947 сделок на общую сумму свыше 4 740 млрд. рублей.
Наибольшее количество зарегистрированных операций было зафиксировано по сделкам купли-продажи акций ОАО – 7 552 сделок на сумму 92 567,45 млн. рублей.
Итоги регистрации информации о сделках купли-продажи с ценными бумагами, совершенных на внебиржевом рынке в 2010 году, представлены в приложении В.
В 2010 году биржа зарегистрировала информацию о 1 199 внебиржевых сделках купли-продажи облигаций юридических лиц, в том числе 498 сделок купли-продажи облигаций банков.
Согласно представленной отчетности за 2010 год профучастниками совершено 75131 сделка на общую сумму 123 141 888,1 млн. рублей.
Количество и объем сделок в разрезе видов ценных бумаг представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Количество и объем сделок в разрезе видов ценных бумаг
Наименование показателя | 2010 г. | 2009 г. | Изменение в % по отношению к 2009 г. (+/ -)
| |||
Кол-во сделок (шт.) | Объем сделок (млн. бел. руб.) | Кол-во сделок (шт.) | Объем сделок (млн. бел. руб.) | Кол-во сделок
| Объем сделок
| |
сделок всего | 75131 | 123 141 888,1 | 77 880 | 125 891 455,4 | -3,5 | -2,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
с акциями | 18 873 | 724 626 ,6 | 15 804 | 3 428 854,6 | +19,4 | +78,9 |
с облигациями | 55 982 | 121 201 568,2 | 61 969 | 122 289 020,2 | -9,7 | -0,9 |
с векселями | 171 | 1 025 292,1 | 9 | 77 171,9 | +1800 | +1 228,6 |
с депозитными сертификатами | 7 | 430,5 | 33 | 2 672 | -78 | -83,9 |
с производными и прочими ценными бумагами | 98 | 189 970,7 | 65 | 93 736,7 | +50,8 | +102,7 |