Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель работы: дать определение понятию розничной торговли, понять сущность и изучить ее функции, повести анализ - влияние розничной торговли на экономику России за последние два года.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие розничной торговли;
- выделить основные функции розничной торговли;
- изучить роль розничной торговли в развитии рынка;
Введение
Глава 1 Понятие, сущность и функции розничной торговли
1.1 Понятие и сущность розничной торговли
1.2 Основные функции розничной торговли
1.3 Классификация предприятий розничной торговли
Глава 2 Анализ развития розничной торговли в экономике Российской Федерации в период 2008 - 2009 гг.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
До 2008 г. высокий прирост оборота розничной торговли во многом обеспечивался за счет поступлений импортных товаров, что привело к увеличению их доли в структуре товарных ресурсов розничной торговли. С 2008 года на фоне мирового экономического кризиса и применении мер таможенно-тарифного регулирования доля импортных товаров начала снижаться.
Импорт потребительских товаров в 2009 году сократился по сравнению с 2008 г. на 25,3 %, в результате доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли сократилась до 4 1 % против 44 % в 2008 году.
На 2009 г. состояние розничной торговли характеризовалось следующими итогами:
- в формировании валового внутреннего продукта Российской Федерации доля оптовой и розничной торговли (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) составила в основных ценах (включая субсидии на продукты, без налогов на них) 19,7 % (в 2008 г. - 20,9 %);
- индекс физического объема оборота розничной торговли в целом по Российской Федерации опустился ниже стопроцентной отметки и составил 95,1 %. Сокращение оборота по сравнению с 2008 г. наблюдалось в течение всех месяцев 2009 г. (кроме января), достигнув своего пика в сентябре (- 9,5 % по сравнению с соответствующим месяцем 2008 г.);
- на фоне снижения покупательского спроса предпочтения населения во многом были отданы рыночной торговле. При сокращении по сравнению с 2008 г. объемов продажи товаров торгующими организациями (включая индивидуальных предпринимателей вне рынка) на 5,3 %, объемы продажи на рынках упали лишь на 2,3 % в основном за счет уменьшения покупок непродовольственных товаров, продажа пищевых продуктов на рынках сохранились практически на том же уровне (99,4 %);
- несмотря на отрицательную в 2009 г. динамику оборота розничной торговли в целом по всем хозяйствующим субъектам, торговые сетевые структуры удерживали торговый оборот на относительно постоянном уровне (102,4 % к уровню 2008 г. в сопоставимых ценах). Доля продажи через сетевые форматы торговли в общем обороте розничной торговли составила 14,6 % против 13,6 % в 2008 году. В обороте торгующих организаций эта доля составила 24,2 % (в 2008 г. - 22,0 %);
- прочное место в торговле по-прежнему занимает малый бизнес. Субъекты малого предпринимательства формировали в 2009 г. более половины всего оборота розничной торговли;
- соотношение пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, и непродовольственных товаров до кризиса 2008 г. показывало динамику увеличения доли последних. В 2009 г. в структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров снизилась до 51,4 % против 53,4 % в 2008 г. и 55,0 % в 2007 году;
- в течение всего года сохранялся устойчивый уровень товарных запасов в организациях розничной торговли (тридцать два - тридцать три дня торговли), за исключением января и декабря;
- за 2009 г. увеличилось число хозяйствующих субъектов на потребительском рынке. Число организаций с основным видом деятельности "розничная торговля автотранспортными средствами, мотоциклами и моторным топливом" выросло на 21,7 %, "розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования" - на 20,7 %. Количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, увеличилось на 0,8 %. В то же время, число розничных рынков сократилось за год на 5 %;
- в 2009 г. численность работников розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, и осуществляющих ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования составила две тысячи триста семьдесят шесть тысяч человек, или 5,0 % от общей численности работников, занятых в организациях всех видов экономической деятельности. По сравнению с 2008 г. она снизилась на 0,9 %;
- Коэффициент обновления основных фондов организаций розничной торговли в 2008 г. составил 26,8 % и превысил среднероссийский уровень (11,6 %) более, чем в два раза. Коэффициент ликвидации составил 1,2 %, что в два раза больше среднего уровня по экономике (0,6 %);
- на развитие розничной торговли в 2009 году было направлено девяносто шесть с половиной млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах на 27,7% меньше, чем в 2008 году. Основным источником финансирования инвестиций являлись собственные средства организаций, которые составили 59,9% от их общего объема;
- финансовое состояние организаций розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования (кроме субъектов малого предпринимательства) несколько изменилось. В 2009 г. сальдированный финансовый результат вырос по сравнению с 2008 г. на 8,8 %. Доля убыточных организаций в общем числе организаций розничной торговли в 2009 г. составила 21,6 % и возросла по сравнению с 2008 г. на 2,1 %.
Если проанализировать современное состояние розничной торговли в России за последние два года, то можно заметить характерные особенности:
- инфляция способствует росту затрат, особенно накладных расходов;
- увеличивается плата за торговые площади, за место для рекламы, за мероприятия по продвижению товаров в связи с открытием новых магазинов и выходом на рынок новых продуктов;
- возрастает конкурентная борьба;
-осложнились условия работы с банками (долгосрочные платежи, сдача наличных денег);
-значительно выросли расходы на рекламу и мероприятия по стимулированию сбыта;
- увеличиваются потери товаров и материальных ценностей в связи с несовершенством системы складирования и транспортировки;
-возросла требовательность покупателей к качеству товаров, обслуживанию и рекламе;
-компетентность руководителей предприятий розничной торговли очень часто не соответствует требуемому уровню.
Виды магазинов
I. Стационарная торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые автоматы.
Существует много видов магазинов, среди них:
- традиционное обслуживание через прилавок;
- магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам; в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами. Несмотря на явные преимущества, в настоящих условиях создавшаяся сеть магазинов самообслуживания в России почти полностью прекратила своё существование;
- магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам;
- магазины, торгующие по каталогам. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;
- продажа через торговые автоматы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, сигареты, канцелярские принадлежности, открытки и др.).
II. Передвижная торговая сеть способствует приближению к покупателям и оперативному его обслуживанию.
Виды торговли:
- разносная с применением лотков и других несложных устройств;
- развозная с использованием автоматов, вагонолавок;
- прямая продажа на дому.
III. Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами, некоторой продукцией производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резино-технические изделия, подшипники и др.).Большое удобство для населения заключается в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа. В России эта форма торговли успела уже себя достаточно дискредитировать, несмотря на большие её размеры в ведущих капиталистических странах.
Электронная торговля получила достаточно широкое распространение за рубежом как новый вид безмагазинной торговли. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек.
Заключение
Сфера розничной торговли состоит из множества организаций, занимающихся перемещением товаров и услуг из мест их производства к местам использования. Розничная торговля - это любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Розничные торговые предприятия можно классифицировать по нескольким признакам: на основе предлагаемого ассортимента (специализированные магазины, универмаги, универсамы, магазины товаров повседневного спроса, комбинированные универсамы, универсамы широкого профиля, торговые комплексы и розничные предприятия услуг), на основе относительного внимания к ценам (магазины сниженных цен, склады-магазины и магазины-демзалы, торгующие по каталогам), на основе характера торгового помещения (торговля с заказом товара по почте или по телефону, торговые автоматы, службы заказов со скидкой и торговля вразнос), на основе принадлежности магазина (корпоративные сети, добровольные сети, кооперативы розничных торговцев, потребительские кооперативы, организации держателей привилегий и розничные конгломераты) и на основе разновидности концентрации магазинов (центральные деловые районы, региональные торговые центры, районные торговые центры, торговые центры микрорайонов). Розничный торговец принимает решения о выборе целевого рынка, о товарном ассортименте и комплексе услуг, о политике цен, стимулировании и месте размещения предприятия. Розничным торговцам необходимо изыскивать пути повышения профессионального уровня управления собственной деятельностью и ее продуктивности.
Розничная торговая выполняет ряд важных функций: участвует в процессе формирования ассортимента, предоставляет информацию потребителям (через продавцов, рекламу и т. д.), производит операции с товарами (хранение, сортировка, установление цен и др.), совершает сделки купли-продажи (магазины, кредит, доставка). Основные функции розничной торговли обусловлены необходимостью создания для потенциальных покупателей наиболее благоприятных условий для удовлетворения их нужд и потребностей в отдельных товарах. Предлагаемые в розничной торговле товары должны иметь требуемые качественные показатели и быть представленными в необходимом ассортименте, в определенном месте и в приемлемое для покупателя время. В случае необходимости должно быть обеспечено послепродажное обслуживание.
При анализе состояния розничной торговли в России можно выделить следующие особенности:
- инфляция способствует росту затрат, особенно накладных расходов;
- увеличивается плата за торговые площади, за место для рекламы, за мероприятия по продвижению товаров в связи с открытием новых магазинов и выходом на рынок новых продуктов;
- возрастает конкурентная борьба;
- осложнились условия работы с банками (долгосрочные платежи, сдача наличных денег);
- значительно выросли расходы на рекламу и мероприятия по стимулированию сбыта;
- увеличиваются потери товаров и материальных ценностей в связи с несовершенством системы складирования и транспортировки;
- возросла требовательность покупателей к качеству товаров, обслуживанию и рекламе;
- компетентность руководителей предприятий розничной торговли очень часто не соответствует требуемому уровню.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Письма Минфина России от 16.01.2006 г. № 03-11-05/8 и от 18.01.2006 г. № 03-11-04/3/20, от 30.10.2007 г. № 03-11-04/3/424, от 15.06.2007 г. № 03-11-04/3/19, от 05.06.2007 г. №03-11-04/03/208.
3. Акулич И. Л. Маркетинг. – М.: Высшая школа, 2009 г. – 512 с.
4. Басовский Л. В. Маркетинг: Курс лекций – М: ИНФРА-М, 2003 г.
5. Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля. Стратегический подход. – М.: Вильямс, 2008 г.
6. Громова А. Ю., Пашкина И. Н., Рыхлова Е. А. Оптовая и розничная торговля. Бухучет и налогообложение. – М.: Дашков и Ко, 2009 г.
7. Ибрагимов Л. А. Маркетинг. - М.: Юнити-Дана, 2008 г. - 368 с.