Розничная торговля и ее функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: дать определение понятию розничной торговли, понять сущность и изучить ее функции, повести анализ - влияние розничной торговли на экономику России за последние два года.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие розничной торговли;
- выделить основные функции розничной торговли;
- изучить роль розничной торговли в развитии рынка;

Оглавление

Введение
Глава 1 Понятие, сущность и функции розничной торговли
1.1 Понятие и сущность розничной торговли
1.2 Основные функции розничной торговли
1.3 Классификация предприятий розничной торговли
Глава 2 Анализ развития розничной торговли в экономике Российской Федерации в период 2008 - 2009 гг.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А

Файлы: 1 файл

Розничная торговля и ее функции.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

 

1.3             Классификация предприятий розничной торговли

 

В стране насчитываются миллионы розничных торговых точек самых разных размеров и форм. Постоянно возникают новые формы розничной торговли, вбирающие в себя определенные черты старых российских и известных зарубежных форм.

Розничная торговля классифицируется по собственности, формам и методам торговли. По собственности различают не­зависимого розничного торговца, совместные владения не­сколькими розничными точками, контрактные соглашения между производителями и торговцами, арендуемые отделы, кооперативы. По формам - это универмаги и универсамы, су­пермаркеты, специализированные и дежурные магазины, мага­зины сниженных цен, торговые базары, уличные разносчики, продажи с лотков.

Формы розничной торговли различаются:

- в зависимости от степени "привязки" к стационарному помещению (торговля через розничные магазины, внемагазинная торговля);

- в зависимости от широты и глубины предлагаемого ассортимента (узкоспециализированные, универсальные магазины);

-  в зависимости от размеров розничного магазина (крупные, средние, мелкие);

-  в зависимости от политики цен (торгующие по обычным ценам, по сниженным ценам);

-  в зависимости от степени концентрации магазинов (расположенные в центральном деловом районе, торговые центры микрорайонов) и т.д.

Схема классификации предприятий розничной торговли приведена в таблице 1.1. Данную классификацию можно использовать при проведении сегментирования розничной торговли.

 

Таблица 1.1 Классификация предприятий розничной торговли

 

Уровень обслуживания

Предлагаемый товарный ассортимент

Относительное внимание к ценам

Характер (форма) торгового обслуживания

Принадлеж-ность магазина

Разновидность концентрации магазинов

Магазин самообслужи-вания

Специализи-рованный магазин

Магазин сниженных цен (дискаунтный, комиссионный)

Торговля с заказом по почте, телефону

Корпоратив-ная сеть

Центральный деловой район

Магазин со свободным отбором товара

Универмаг

Склад-магазин (кэш энд кэрри)

Торговые автоматы

Доброво-льная сеть

Разбросанное расположение

Магазин с ограниченным отбором товара

Бентам, универсам, супермаркет, гипермаркет

Магазин модных товаров

Торговля по электронным каналам

Потреби-тельский кооператив

Районный торговый центр

Магазин традиционной торговли (через прилавок)

Комбини-рованный универсам-торговый комплекс (торговый дом)

Уличная торговля: лари, контейнеры, автофургоны, палатки, тележки

Торговля по каталогу

Розничный конгломерат

Изолированное расположение

 

Специализированные магазины предлагают узкий ассортимент товаров значительной насыщенности. Примерами специализированных розничных предприятий могут служить магазины одежды, спорттоваров, мебельные, цветочные и книжные магазины. По мнению ряда специалистов, быстрее всего будет расти число узкоспециализированных магазинов, использующих преимущества сегментирования рынка, выбора целевых сегментов и специализации товара. Однако специализированный магазин может легко разориться, если его товары потеряют популярность.

Универмаги предлагают несколько ассортиментных групп товаров — обычно одежду, предметы домашнего обихода, хозяйственные товары. Каждой ассортиментной группой занимается специальный отдел универмага. Первым в истории универмагом считается «Бон марше». Он стал новатором в торговле. Ввел низкие наценки и ускоренный оборот товаров, обнародование цен, поощрение покупателей к осмотру товаров без всякого давления, либеральный разбор жалоб.

Универсам — это крупное предприятие самообслуживания с низкими издержками, невысокой удельной доходностью и большим объемом продаж. Оно рассчитано на полное удовлетворение нужд потребителя в продуктах питания, а иногда и в стирально-моющих средствах, товарах для дома. Универсамы впервые распространились в США в период Великой депрессии, которая заставила потребителей экономить, а предпринимателям дала возможность дешево скупать товары у поставщиков и за минимальную плату арендовать большие помещения. В современных российских условиях количество универсамов сократилось.[1]

Розничные предприятия услуг — это гостиницы, банки, авиакомпании, колледжи, больницы, кинотеатры, рестораны, это ремонтные службы и различные заведения по оказанию услуг, такие, как парикмахерские и косметические салоны, химчистки и похоронные бюро.

Классификацию розничных магазинов так же можно производить и на основе  уровня цен.

Большинство магазинов предлагает товары по средним ценам и обычный уровень услуг для потребителей. Ряд магазинов предлагает товары и услуги повышенного качества и по более высоким ценам. И наоборот, магазины сниженных цен продают свои товары по низким ценам, организуют свою деятельность с минимальными издержками и предлагают меньше услуг. К магазинам сниженных цен можно отнести: склады-магазины (например, мебельные магазины); магазины - демонстрационные залы, торгующие по прайс-листам и каталогам (например, ювелирные изделия, компьютеры, электроинструменты, бытовая техника). [2]

Хотя большинство товаров и услуг до сих пор продают в магазинах, но темпы роста внемагазинной розничной торговли очень велики. Рассмотрим некоторые формы внемагазинной розничной торговли:

- Розничная торговля с заказом товара по почте или по телефону — это деятельность по сбыту с использованием почты и телефонных линий для сбора заказов и содействия доставке товаров.

- Торговлю с заказом по каталогу практикуют обычно предприятия со смешанным ассортиментом. Продавцы либо рассылают определенному кругу клиентов каталоги, либо предоставляют возможность получить их в своих торговых помещениях бесплатно или по низкой цене.

- Прямой маркетинг предполагает объявления в газете, по радио или телевидению с описанием какого-либо товара, который потребители могут заказать по почте или по телефону. Таким образом, продают, как правило, книги, бытовые приборы.

- Применяют и такую форму продажи, как «директ мейл». Фирмы рассылают почтовые отправления — письма, листовки, проспекты — потенциальным клиентам, имена которых занесены в компьютер. Рассылочные списки можно закупать у специализированных фирм.

Вид торговли, как продажи по телефону, лишь начинает распространяться в нашей стране. Особенно быстрыми темпами развивается торговля через торговые автоматы. С их помощью продают множество разнообразных товаров: сигареты, безалкогольные напитки, конфеты, газеты, горячие напитки. Торговые автоматы размещают на заводах, в учреждениях, в крупных магазинах и на вокзалах. Преимущества торговых автоматов — круглосуточная продажа и самообслуживание. Вместе с тем это сравнительно дорогой канал распределения.

Розничные торговые заведения можно классифицировать по признаку их принадлежности.

Большинство магазинов — это независимые частные предприятия, чаще всего в форме хозяйственных товариществ и обществ. Встречаются и другие формы собственности, например корпоративные сети. Корпоративная сеть — это два или более торговых заведения, находящихся под общим владением и контролем. Они продают товары аналогичного ассортимента, имеют общую службу закупок и сбыта, а возможно, и единое архитектурное оформление. Успех корпоративных сетей основан на ценовых преимуществах над независимыми торговцами благодаря увеличению объема продаж и снижению наценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Анализ развития розничной торговли в экономике Российской Федерации в период 2008 - 2009 гг.

 

На протяжении многих лет торговля была одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережая по темпам роста другие отрасли и обеспечивая более двадцати процентов Внутреннего Валового Продукта. Однако в связи с экономическим кризисом, повлекшим за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения, в 2009 г. индекс физического объема оборота розничной торговли в целом по Российской Федерации опустился ниже стопроцентной отметки и составил 95,1 %. Сокращение оборота по сравнению с 2008 г. наблюдалось в течение всех месяцев 2009 г., достигнув своего пика в сентябре (Приложение А).

Сравнительный анализ можно увидеть на диаграмме на рисунке 2.1.

 

Рис. 2.1 Динамика оборота розничной торговли 2008-2009 гг.

 

Процессы, происходящие в целом в сфере розничной торговли, характерны для субъектов Российской Федерации, но в каждом субъекте имеется своя специфика. Оборот розничной торговли в 2009 г. по сравнению с 2008г. уменьшился во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного федерального округа (Рисунок 2.2).

 

Рис. 2.2 Оборот розничной торговли по федеральным округам за 2007- 2009 гг.

 

 

В 2009 г. ниже среднероссийского уровня индекс физического объема оборота розничной торговли был в тридцати трех регионах из восьмидесяти трех, в том числе в Республике Коми (88 %), Алтайском крае (82,5 %), Кемеровской области   (77,8 %),  Ростовской (84,7   %),  Тюменской (86,8 %),  Вологодской (89,4 %), Иркутской (89,5 %) и Нижегородской (90 %) областях. Уменьшение оборота в этих регионах в основном обусловлено снижением покупательского спроса на непродовольственные товары.

В то же время, в шести субъектах Российской Федерации наблюдался незначительный (до одного процента) прирост оборота розничной торговли, в восьми регионах прирост составлял 1-3 %, в стольких же субъектах - свыше 3 %. В последнюю группу вошли Хабаровский край (прирост составил 3,6 %), Чукотский и Ненецкий автономные округа (3,2 % и 7,6 % соответственно), регионы Южного федерального округа: республики Северная Осетия - Алания (3,7 %), Калмыкия (4,3 %), Чеченская Республика (9,3 %), республики Дагестан (10,6 %) и Адыгея (11,7 %).

В структуре оборота розничной торговли на пять субъектов Российской Федерации: Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Самарскую и Тюменскую области - приходилось 33,9 % всего оборота, в том числе на Москву - 17,3 %, Санкт-Петербург - 4,2 %.

В 2009 г. на фоне снижения покупательского спроса наблюдалась переориентация населения с магазинов на рынки. При сокращении по сравнению с 2008 г. объемов продажи товаров торгующими организациями (включая индивидуальных предпринимателей вне рынка) на 5,3 %, объемы продажи на рынках упали лишь на 2,3 % в основном за счет уменьшения покупок непродовольственных товаров, продажа пищевых продуктов на рынках сохранились практически на том же уровне (99,4 %).

Если до кризиса доля рынков в общем объеме оборота розничной торговли имела тенденцию к сокращению, то в 2009 г. она несколько возросла и составила 13,5 % против 13,2 % в 2008 году. За прошлый год доля рынков выросла в тридцати трех субъектах Российской Федерации, особенно существенно (на два-пять процентных пунктов) в Москве, Республике Дагестан, Курской, Вологодской, Томской, Тюменской областях. В то же время, в 2009 г. почти в каждом втором субъекте Российской Федерации доля рынков и ярмарок в общем объеме оборота розничной торговли не превышала 10 %.

 

Прочное место в торговле занимает малый бизнес. Субъекты малого предпринимательства формировали в 2009 г. более половины всего оборота розничной торговли. В Республиках Бурятия, Калмыкия, Саха (Якутия), Чеченской Республике, Забайкальском крае, Архангельской, Астраханской, Курганской, Сахалинской, Челябинской областях, Еврейской автономной области индивидуальные предприниматели вне рынка в 2009 г. формировали более половины оборота розничной торговли, в то же время в Москве - 4,5 %, Санкт-Петербурге - 3,8 %. Все вышеперечисленные данные можно преобразовать в единую структуру оборота розничной торговли (Рисунок 2.3).

 

Рис. 2.3 Структура формирования оборота розничной торговли в 2008-2009 гг.

 

 

В предшествующий кризису период прирост оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, составил в среднем за год 11-13 % . В 2009 г. объемы продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий (в сопоставимых ценах) были ниже уровня 2008 года. Наибольшее снижение было зафиксировано в сентябре 2009 г. (на 5,1 % по сравнению с сентябрем 2008 г.). Сокращение объемов продажи коснулось в большей степени тех продуктов питания, на которые значительно возросли потребительские цены. В 2009 г. на рынке алкогольной продукции также наблюдалась тенденция снижения покупательского спроса: продажа коньяка возросла на 3,5 %, шампанских и игристых вин - на 1,4 %, виноградных и плодовых вин - сократилась на 0,4 %, водки и ликероводочных изделий уменьшилась на 4,6 %, продажа пива сократилась на 4,1 %.

Информация о работе Розничная торговля и ее функции