Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 08:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучения таких понятий как Рыночная система хозяйствования, спрос, цена и предложение.
Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
определение объектов и субъектов экономики, рыночной системы хозяйствования;
определение сущности и функций рынка;
изучение закона спроса и предложения, рыночного равновесия;
изучение эластичности спроса и предложения.
исследование специфики работы ИП Корнева Н.А.
Введение…………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Основные понятия экономики, рыночной системы хозяйствования и сущности рынка……………………………………………………………………...5
Объекты и субъекты экономики. Рыночная система хозяйствования………………………………………………………………………5
Сущность и функции рынка………………………………………………...10
Закон спроса и предложения. Рыночное равновесие……………………...13
Эластичность спроса и предложения………………………………………17
Глава 2. Экономическая деятельность предприятия ИП Корнева Наталья Андреевна как субъекта рыночной экономики…………………………………..22
2.1. Краткая характеристика предприятия. Структура аппарата управления, его организационная схема, структурные подразделения, персонал……………….22
2.2. Анализ технико-экономических показателей………………………………..24
Глава 3. Исследование, предложения, меры и мероприятия по улучшению деятельности предприятия ИП Корнева Н.А……………………………………..27
3.1. Исследование, предложения, меры и мероприятия по улучшению деятельности магазина «Визаж»…………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………….........28
Список использованной литературы……………………………………………...30
Поэтому остро стоит вопрос о необходимости вмешательства государства в рыночные процессы.
Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:
Для любой рыночной системы
обязательно наличие таких
Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
1.2. Сущность и функции рынка
Рынок всегда рассматривают как обязательный компонент товарного хозяйства. Становление рынка - это следствие длительного исторического развития. Поэтому необходимость рынка как товарного хозяйства обусловлена одними и теми нее причинами: развитием общественного разделения труда, экономической обособленностью хозяйствующих субъектов, наличием разнообразных форм собственности, свободного предпринимательства и выбора, тесной связью с мировой экономикой посредством внешней торговли и др.
Понятие «рынок» по мере развития общественного производства и обращения неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Эта категория является весьма сложной и многогранной.
В зарубежной и отечественной литературе даются самые различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. А. В. Орлов пишет, что рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников .
Учеными Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова рынок представлен в виде схемы.
В этой же работе ученых Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова подчеркнуто, что «рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и - продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда»
Рынок существует в совершенно
конкретных социально-экономических
условиях и зависит от института
собственности. Он играет важную роль
в системе общественного
Потребление выражает цель экономической деятельности. Однако важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, поскольку именно в производстве создается товарная масса. От изменений в производственной сфере зависит положение дел во всех других сферах экономики. Это особенно важно для Российской Федерации, поскольку у нас еще формируются рыночные отношения. Только достижение крупных производственных результатов позволит создать рыночную экономику. Нельзя начинать реформы с преобразований в сфере обращения.
Распределение выступает
как следствие производства, и
от того, как распределяют результаты
труда, зависит эффективность
При оценке роли обмена необходимо принимать во внимание положения, которые раскрывают содержание и принципы функционирования рыночного механизма.
Субъектами развитого рынка являются самостоятельно принимающие решения домохозяйства, предпринимательские организации (предприятия, фирмы и др.), банки и государство.
В зависимости от объектов купли-продажи рынок делится на отдельные взаимосвязанные элементы, такие как рынок рабочей силы, финансовый рынок, рынок факторов производства, рынок капиталов или рынок средств производства, потребительский рынок, рынок технологий, рынок услуг.
Все эти элементы
рынка не одинаковы по своему
значению. Рынок начинается с
возможности приобрести
Финансовый рынок обеспечивает движение капиталов, Их перелив в наиболее эффективные отрасли производства. Он делится на денежный рынок и рынок капиталов. Рынок услуг начинает развиваться с установлением платы за различные услуги.
Все рынки являются комплексными. Каждый из перечисленных рынков включает более мелкие. Они различаются по многим признакам:
По уровню ограничения
конкуренции хозяйствующих
Рынок и каждый составляющий его элемент выполняют следующие функции:
1.3. Закон спроса и предложения. Рыночное равновесие
Закон спроса - один из наиболее интересных разделов экономики и один из наиболее важных разделов бизнеса – ценообразование. Определение цены продукции имеет жизненно-важное значение для каждого предпринимателя. Верно, назначенная цена может превратить его в богача, а ошибка в выборе цены сделать банкротом.
Если потребность в определенном товаре может быть удовлетворена только через оплату последнего, то размер этой платы (цена) влияет на выбор приобретаемого товара и его количество. Математически эта зависимость была сформулирована А.Курно в 1838 г. и называется законом спроса.
Между ценой
и количеством покупок
Графической иллюстрацией закона спроса является кривая спроса (рис. 1) , все точки которой показываются, по каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различное количество товара.
Отложив по вертикальной оси цену товара P (price), а по горизонтальной величину спроса Q (quantity), мы получим кривую спроса D (demand).
Кривая спроса показывает, что происходит со спросом, когда все факторы, кроме цены, неизменны. (Приложение 1 рис 1.)
Необходимо различать:
изменение величины спроса, которое происходит вследствие изменения цены товара и графически отражено как движение по кривой спроса вверх или вниз;
изменение спроса, которое происходит под влиянием «прочих» факторов и графически выглядит как сдвиг кривой спроса вправо или влево, независящих от цены; структурная схема таких изменений показана на приложение 2 рис 2.
Закон предложения
Предложение- это количество товаров, реализуемых производителем на рынке.
Изменение предложения всегда идет в том же направлении, что и изменение цен. Замораживание цен во всех описанных в мировой истории случаях всегда заканчивалось резким снижением предложения.
Иллюстрацией закона предложения является кривая (Приложение 3 рис 3.), показывающая количество товара, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода.
При построении кривой предложения S (supply)по вертикальной оси откладывается цена товара P (price), по горизонтальной - количество продаж, величина предложения Q (quantity).
Когда говорят о предложении, то имеют в виду всю кривую предложения. График показывает, что происходит с величиной предложения, когда все другие факторы, кроме цены, неизменны. Если же они изменяются, то кривая предложения меняет своё положение, сдвигаясь вправо или влево. Кривая предложения всегда имеет положительный наклон, поскольку предложение и цены всегда изменяются в одном направлении.
Необходимо различать:
изменение величины предложения, которое происходит при изменении цены и графически отражается движением по кривой предложения вверх или вниз. При этом само предложение не меняется;
изменение предложения,
которое происходит под влиянием
прочих факторов при той же цене
и графически отражается сдвигом
кривой предложения вправо или влево;
структура таких изменений
Рыночное равновесие
Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как рынок определяет цены продукта и количество, которое реально покупается и продается. Если свести вместе кривые спроса и предложения на одной диаграмме, то увидим, что они пересекутся только в одной точке – точке рыночного равновесия и равновесной цены (Приложение 5 рис 5.)
Рыночное равновесие – это компромисс между продавцами и покупателями. Оно достигается через механизм образования равновесной цены.
Равновесная цена – это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают. Только при этой цене величина спроса равна величине предложения.
А что произойдет, если цена окажется выше или ниже равновесной? Если цена ниже равновесной, то возникает дефицит продукции, т.е. большему количеству денег противостоим меньшее количество товаров. Если же цена выше равновесной, то всю производственную продукцию не удается продать, и возникает затоваривание.
Если цена окажется выше равновесной, то начнется конкуренция средних продавцов, желающих предложить свой товар. На рынке окажется много товаров и мало денег. Эту конкуренцию выиграют те продавцы, которые снизят цену на свой товар, что и будет двигать цену виз до уровня равновесной.
В точке пересечения Е объем предложения равен объему спроса и устанавливается равновесная цена, удовлетворяющая покупателей и продавцов. При любой цене ниже равновесной излишек спроса (конкуренция покупателей) будет «толкать» цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос (конкуренция продавцов), и цена начнет снижаться до уровня равновесия.
Товарный дефицит – это ситуация, возникающая на рынке, если цена товара, ниже реального соотношения спроса и предложения. Большему количеству денег противостоит меньшее количество товаров, что проявляется в хорошо знакомых нам очередях.
Затоваривание - это ситуация, возникающая на рынке, если цена товара слишком высока по отношению к соответствующей величине спроса, качеству и полезности товара, который мертвым грузом лежит на полках магазинов и складов.
Как же действует стихийный механизм установления рыночной цены?
Каждый экономический
агент (производитель и потребитель)
стремится к личной выгоде. Производитель
стремится продать товар
Между изменениями спроса и предложения, с одной стороны, и изменениями равновесной цены и равновесного количества товара, с другой, можно установить следующие взаимосвязи:
при увеличении спроса равновесные цены и количество товаров растут, при уменьшении спроса – падают;
в случае увеличения предложения равновесные цены падают, а равновесное количество товаров растет;