Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:24, курсовая работа
Целью данной работы является анализ регионального маркетинга России.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия, цели и задачи регионального маркетинга;
Изучить целевые рынки покупателей услуг территории;
Исследовать состояние регионального маркетинга России;
Предложить пути совершенствования регионального маркетинга.
Общественные инициативы, действия бизнес-сообщества имеют разрозненный, фрагментарный и точечный характер.
Но для того чтобы они играли важную роль в развитии регионов и могли решать проблемы в полном объеме, они должны носить комплексный характер.
Органы государственного управления, которые являются ключевым звеном в разработке проектов маркетинга территорий, недостаточно полно используют его инструменты, не имеют маркетингового мышления, необходимого для создания имиджа региона, привлечения дополнительных ресурсов и инвестиций.
В настоящий момент маркетинг территорий – это процесс, когда образ территории, ее привлекательность формируется стихийным, малоуправляемым образом, что влечет за собой неизбежные ошибки.
Внедрение в жизнь современных маркетинговых технологий, активное участие органов власти и других заинтересованных групп должно позволить эффективно использовать имеющиеся ресурсы и добиваться реальных результатов.
Впервые о маркетинге территорий мир заговорил более 15 лет назад (1993-1994 г.).
Появилась концепция, что в современном мире граждане становятся потребителями, а территории (города, регионы и страны) –– товарами.
Эти идеи были описаны в двух книгах, вышедших практически одновременно на западе (Дональд Хайдер, Филипп Котлер и Ирвинг Рейн «Маркетинг территорий») и у нас, в России, а именно в Кузбассе (Лавров А.М. «Территориальный маркетинг»).
Состояние регионального маркетинга в России.
Уровень развития маркетинга территорий, маркетинговый подход к управлению регионами остается сегодня на низком уровне, недостаточном для получения ощутимых результатов в перспективе.
«… сегодня мы находимся на самой нижней части жизненного цикла регионального маркетинга, у нас даже нет еще роста, мы только на этапе становления. Я считаю, что, как любой продукт маркетинг территорий, пройдет все этапы. И следующим обязательно должен быть его рост!»
А.М.Лавров, д.э.н., профессор.
Существуют различные проекты маркетинга территорий, эксперты выделили наиболее типичные, которые заметно отражают подходы к развитию регионов:
Тенденции:
Региональные и муниципальные органы власти по прежнему ждут распоряжений, финансирования, указов с верху, следуя по старому пути: «скажут – сделаем».
Наибольшее значение приобретает принцип первого руководителя. Государство не создает препятствий к реализации проектов регионального маркетинга, ведущая роль остается за Главой территории.
Маркетинг территорий строится на развитии социально-экономической привлекательности городов. В первую очередь муниципальное управление может стать главным фактором развития регионов.
Органы муниципального управления не понимают своей роли в использовании маркетинга территорий.
Чиновники не знают теории и не владеют информацией о практике маркетинга территории, как мировой, так накопленного российского опыта.
Власть не идет на конструктивный диалог с заинтересованными группами.
Профессионалов в области маркетинга не всегда привлекают к участию в решении задач маркетинга территорий.
Приход бизнеса в маркетинг территорий. Если раньше бизнес был пассивным участником данного процесса, то теперь ситуация меняется, именно бизнес становится инициатором и главным действующим лицом.
Создание «искусственных», тематических праздников, поводов с целью привлечения внимания, закрепления в особой индивидуальной нише. Прежде всего таких, которые имеют коммерческий успех.
Использование Интернета с целями маркетинга территории как главного ресурса формирования информационного поля.
Недостаточное использование возможностей Интернета органами управления, субъектами предпринимательской, культурной, образовательной деятельности.
Активное включение молодежи в процесс формирования имиджа региона, наличие общественных инициатив.
Актуальные проблемы:
Глава III. Пути совершенствования регионального маркетинга России.
Для регионов переход к самостоятельному поиску путей своего развития и повышения конкурентоспособности – это не только заветная цель, но и непростая задача. В свою очередь, усиливающаяся в последнее время конкуренция между регионами требует использования новых подходов в принятии и реализации управленческих решений.
В условиях рыночных отношений становится все более очевидным, что города и районы, а следом и регионы, в процессе интеграции в мировую экономику вынуждены активнее конкурировать между собой за:
Региональная конкуренция проявляется в борьбе за целевые группы, т. е. потенциальных потребителей территории, в привлечении которых она заинтересована.
Ввиду большого размера территории России региональный маркетинг в стране необходимо рассматривать и применять к каждому региону по-своему, с точки зрения наличия или возможности создания привлекательных объектов.
К примеру, эффективным инструментом развития приграничного сотрудничества может стать система регионального маркетинга. Ее использование обеспечивает, с одной стороны, сбор информации о возникающих на микроуровне возможностях производства, и одновременно потребностях рынка региона, с другой -- поступление данных о конъюнктуре рынков более высокого уровня, регионах-конкурентах по тем или иным видам товаров и т.д. и дает возможность принимать на основе их обработки те или иные управленческие решения. В контексте процессов глобализации и регионализации возникли потребности комплексного анализа имеющихся в регионах экспортных возможностей, выбора региональными предприятиями и организациями грамотной маркетинговой стратегии выхода на зарубежные рынки и разработки тактических приемов ее реализации. Это тем более важно, что оценка экспортного потенциала региона может быть востребована при разработке мер по усилению региональной политики и постепенной маркетинговой реструктуризации экономического пространства России.
Между тем, несмотря на относительно высокие показатели инновационного потенциала Приморского и Хабаровского краев в рейтинге российских регионов, структура экспорта этих территорий, являющихся лидерами в развитии российско-китайского приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке, носит преимущественно сырьевой характер. Это отражает заинтересованность внешнеторговых партнеров в использовании природно-ресурсного потенциала, но противоречит целям социально-экономического развития территорий.
В условиях приграничной территории для субъектов регионального маркетинга особое значение приобретают институциональные издержки внешнеэкономической деятельности (регистрация, лицензирование, таможенное оформление, равный доступ к земельным участкам, квалифицированной рабочей силе, сырью и материалам), а также инфраструктурные издержки приграничной торговли (пограничные пункты пропуска, транспортная инфраструктура, связь, логистика). С этой точки зрения особо привлекательными можно считать проекты создания приграничных торгово-экономических комплексов, позволяющих не только решать внутренние проблемы территорий российского Дальнего Востока, но и реализовывать интересы китайских партнеров в снижении прямых и косвенных издержек при расширении рынка сбыта.
Разработка комплекса
Таким образом, развитие приграничного
сотрудничества, необходимого для решения
острейших проблем социально-
Заключение
Маркетинг территории - это
продвижение ее интересов через
планомерное конструирование
Региональный маркетинг - это передовая идея, философия, требующая ориентации на потребности целевых групп покупателей услуг территории.
Эмпирические исследования показывают следующие главные цели регионального маркетинга:
Выделяют четыре крупных целевых рынка покупателей:
При разработке и проведении концепций РМ используются подходы, аналогичные, используемым в сфере маркетинга предприятий.
Первый шаг: создание информационных основ такой концепции.
Второй: исходя из SWOT-анализа регионов как:
В-третьих: регион профилируется и позиционируется.
В-четвертых: проектируются согласованные со специфичной региональной ситуацией маркетинговые стратегии и специфичные для каждой целевой группы маркетинговые мероприятия.
В-пятых: реализация.
Стратегическими направлениями, обязательно присутствующими в плане маркетинга региона, являются:
Идеи регионального маркетинга давно известны в России, однако за прошедшие годы наша страна использовала этот инструмент не так активно, в отличие от ряда других государств.
В настоящее время чрезвычайно
актуальной является задача эффективного
развития инвестиционной, социальной,
туристической