Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 02:58, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение особенностей маркетинга и разработки плана маркетинга на предприятиях туристской сферы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность маркетинга в туристической фирме «Малина Тур»;
- рассмотреть особенности использования маркетинга в турфирме «Малина Тур»;
- провести SWOT-анализ особенностей маркетинговой деятельности на примере туристической фирмы «Малина Тур» ;
- разработать рекомендации для успешного ведения маркетинговой деятельности ООО «Малина Тур»
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретические аспекты планирования и плана маркетинга……...
1.1 Маркетинговое планирование………..……………………………..........
1.2 Основные понятия плана маркетинга………………………...................
1.3 Теоретическая разработка плана маркетинга…………………………..
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика предприятия...
2.1 Организационная характеристика ООО «Малина Тур»………………..
2.2 Анализ экономической деятельности турфирмы «Малина Тур»...........
Глава 3 Разработка плана маркетинга турфирмы «Малина Тур» ………...
3.1 Маркетинговый план ООО «Малина Тур»………………………...........
3.2 SWOT-анализ ……………………………………………………..............
3.4 Разработка рекомендации по усовершенствованию плана маркетинга
Заключение…………………………………………………………….……...
Список литературы………………
3.1
Маркетинговый план ООО «
Маркетинговый план турфирмы преследует несколько целей:
-
определяет направления, по
- увязывает цели маркетинга и общими задачами турфирмы;
- обязывает фирму исходить из реальной обстановки на рынке туристских услуг;
- помогает соотносить расходы на маркетинг с финансовыми и материальными возможностями турфирмы.
Такой
план составляется в турфирме «Малина
Тур» один раз в год. Само по себе
составление маркетингового плана
стимулирует руководство, линейных
менеджеров анализировать и продумывать
все вопросы его содержания, а
значит, и углублять свои знания
и практические навыки в области
маркетинга. Обсуждение этого плана
в коллективе способствует поддержанию
духа единой команды и является хорошим
тренингом для рядовых
На сегодняшний день стратегические маркетинговые цели туристической фирмы «Малина Тур» ориентированы на два направления:
а) разработка турпродукта с учетом статуса фирмы как турагента и туроператора;
б) усиление своих рыночных позиций на рынке туриндустрии.
С этих позиций в турфирме разрабатываются элементы комплекса маркетинга:
1) турпродукт;
2) ценообразование;
3) место продажи;
4) продвижение товара на рынок.
Реализуя этот комплекс маркетинга, отдел маркетинга фирмы «Малина Тур» решает следующие задачи:
-
анализ рыночного положения
-
анализ ценовой, сбытовой, рекламной
деятельности фирмы, методов
-
разработка средне- и краткосрочных
прогнозов по сбыту
-
выбор и разработка целевых
сегментов рынка туруслуг и
ориентированных на них
-
разработка элементов
-
разработка плана мероприятий
по рекламе и паблик рилейшнз
с использованием наиболее
-
разработка предложений по
Эти задачи решают два специалиста отдела маркетинга фирмы: менеджер по планированию, формированию и продажам турпродукта и специалист по связям с общественностью.
Рассмотрим, как в фирме «Малина Тур» реализуются элементы комплекса маркетинга.
Турпродукт является товаром фирмы, а потому его формирование в количестве и качестве, востребованных целевой аудиторией, является ключевой задачей для отдела маркетинга. Кроме того, турпродукт фирмы «Малина Тур» должен чем-то отличаться от аналогичных продуктов, предлагаемых ее конкурентами в принципе для той же целевой аудитории.
На сегодняшний день турпродукт фирмы «Малина Тур» включает туры, формируемые самой фирмой по России и области, и туры за рубеж, покупаемые у крупных российских туроператоров.
В
первом случае при формировании турпродукта
отдел маркетинга фирмы формирует
портфель заказов на год и поквартально.
Это делается на основании заключаемых
договоров на оказание соответствующих
услуг с собственниками турбаз, санаториев,
лечебниц области, исходя из имеющихся
у них в наличии мест для
приема отдыхающих. Очевидно, что в
условиях жесткой конкуренции между
местными турфирмами, высокого спроса
населения на отдых в области
и ограниченных возможностей собственников
услуг, фирма «Малина Тур» получает
довольно ограниченное количество мест,
которые она может
При
формировании и продвижении данного
турпродукта фирма «Малина Тур»
как туроператор получает прибыль
за счет варьирования размеров наценки
на исходную стоимость услуг, устанавливаемую
их собственниками по договорам. Размеры
наценки колеблются, в зависимости
от места отдыха, класса услуги, сезонного
спроса, времени пребывания клиентов
в месте отдыха, формы и времени
расчетов и т.д., от 20 до 75 %. При этом
каждый квартал отдел маркетинга
анализирует объемы полученной прибыли,
видов оказанных фирмой туроператорских
услуг, объем турпотока по каждой
услуге и уровень цен на них
с позиций собственной
Зарубежные
туры формируются иначе. Являясь
в данном случае турагентом, фирма
«Малина Тур» лишь продает туры,
сформированные московскими фирмами-
В то же время, в зависимости от состояния потребительского спроса на те или иные маршруты, сезонного фактора и т.д., турфирма предлагает своим клиентам в течение года скидки, которые могут достигать 70 % для «горящих туров». Тем самым процесс ценообразования как элемента комплекса маркетинга осуществляется в фирме «Малина Тур» довольно гибко, что в значительной степени обусловлено высоким уровнем конкуренции.
Указанная
деятельность в рамках реализуемого
комплекса маркетинга также подлежит
анализу со стороны специалистов
отдела маркетинга фирмы, которые поквартально
и ежегодно определяют объемы турпотока
по каждому из представленных направлений
и объемы полученной прибыли.
Рисунок
4 - Анализ турпотока фирмы «Малина Тур»
по основным направлениям в 2010 г., тыс.
чел.
На
рисунке видно, что реализуемые
турфирмой направления
Исходя
из данных показателей, отдел маркетинга
фирмы будет планировать
Специалисты
отдела маркетинга отслеживают и
положение своих конкурентов
по результатам публикуемых
Такие матрицы позволяют маркетологам оценить, насколько эффективно реализуются конкретные направления деятельности в фирмах-конкурентах, для чего дополнительно используются опросы потребителей туруслуг. Методика указанной оценки взята из специальной литературы.
По вертикали матрицы расположены местные турфирмы, по горизонтали – предлагаемые ими виды туризма. Из большого числа турфирм, работающих на местном рынке туриндустрии, в матрицу взяты лишь те турфирмы, которые работают в схожих с «Малина Тур» условиях (время работы на рынке, масштабы деятельности, объемы турпотока, популярность на рынке, рыночная доля и т.п.).
Самая последняя, правая колонка матрицы содержит оценку каждой туристской фирмы по видам ее предложений, а последняя, нижняя колонка – оценку реализации конкретного вида туризма на рынке туриндустрии. Оценкой туристской фирмы является отношение числа предлагаемых фирмой видов туризма к числу всех видов туризма в матрице. Оценка применяемости туристской услуги на рынке определяется отношением наличия туруслуги в количественном выражении в предложении всех фирм к числу турфирм, входящих в матрицу. Наилучшим показателем считается 1, наихудшим – 0.
Наиболее высокие показатели по предлагаемым клиентам видам туризма среди конкурентов фирмы «Малина Тур» имеет фирма «Дискавери Тур» (0,75). Турфирмы «Малина Тур» и «Глобус-Тур» имеют равные показатели (по 0,63), а наихудшие показатели – у фирм «Оливия» и «Приятное Путишествие» (по 0,38). Наибольшая конкуренция среди турфирм наблюдается по пляжному туризму (1), но также достаточно высока конкуренция по познавательному туризму и шоп-турам (по 0,83). Наименее всего у потребителей востребованы религиозный и деловой туризм (по 0,2).
Эти данные дают серьезную пищу для размышлений специалистам отдела маркетинга фирмы «Малина Тур», и они должны анализироваться в совокупности с другими элементами комплекса маркетинга.
Места
продажи турпродукта как
Здесь
данный элемент комплекса маркетинга
оказывается неразрывно связанным
с продвижением турпродукта на рынок.
Главным способом такого продвижения,
конечно, является реклама. Обычно фирма
«Малина Тур» публикует ее в местных
печатных СМИ, а также в виде «бегущей
строки» на местных телеканалах.
Последние дают рекламодателям хорошую
возможность одновременно публиковать
свои рекламные объявления на всех
омских телеканалах, вещающих на город
и область, а также в 12 местных
газетах. Это позволяет фирме
существенно экономить на рекламе,
учитывая то, что при таком способе
подачи рекламной информации охват
потенциальной аудитории
В
целом издержки фирмы на маркетинговую
деятельность пока не слишком велики
и составляют не более 8 % от прибыли.
При определении бюджета
Таким
образом, проведенный анализ управления
маркетингом в турфирме «Малина
Тур» показал, что это управление
в фирме осуществляется, причем вполне
профессионально, в рамках специального
структурного подразделения, созданного
в ее организационной структуре.
При этом пока рано говорить о высокой
эффективности маркетингового управления,
поскольку фирма еще слишком
мало работает на рынке туриндустрии,
чтобы заявлять о своих успехах.
К тому же следует отметить ряд
проблем, имеющихся в данной сфере,
которые в будущем могут
Проблемы управления
Как и у любой другой организации, работающей в сложных условиях рыночной экономики, тем более в сфере туриндустрии, подверженной влиянию множества факторов, у турфирмы « Малина Тур» имеются как достижения, так и нерешенные проблемы. Чтобы сделать выводы о том, насколько эффективно описанное выше управление маркетингом в фирме, необходимо обратиться к возможностям SWOT-анализа. Он является одним из элементов маркетингового анализа, и хотя получаемые в ходе его проведения данные не являются исчерпывающими, все же они очень важны для принятия решений тактического и стратегического характера.