Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является разработка маркетинговых стратегий выхода ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» на международный рынок пивной продукции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение понятия и видов маркетинговых стратегий, этапов формирования;
анализ экономического состояния ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2009-2010 гг.
-Розничная и комиссионная торговля, и организация общественного питания;
-Строительство и эксплуатация складов, магазинов, отвечающих целям и задачам Общества;
-Предоставление в аренду складских помещений и связанных с ними услуг.
Управление Обществом осуществляет Совет директоров и единоличный исполнительный орган Общества - генеральный директор, назначаемый Советом директоров.
Совет директоров:
1)Председатель - Торхов Виктор Иванович, 1955 года рождения, генеральный директор ОАО «ЦИФ»;
Члены Совета директоров:
2)Валеев Жяудят Ассадович, 1954 года рождения, зам. генерального директора ООО «Евроазиатский регистратор»;
)Круглов Дмитрий
Павлович, 1974 года рождения; зам.
генерального директора по
)Мешков Александр Вадимович, 1969 года рождения, директор ООО «Продторгсервис»;
)Мешков Олег Вадимович, 1966 года рождения, генеральный директор ОАО «Букет Чувашии»;
)Порядин Алексей Николаевич, 1974 года рождения, управляющий ЗАО «Агро-Инвест»;
)Тихонов Станислав Геннадьевич, 1970 года рождения, генеральный директор ООО «Автоколонна».
Численность персонала Общества по состоянию на 31 декабря 2010 г. составила 625 человек.
Организационная структура Общества на 01.01.2011 г. представлена в Приложении 3.
В 2010 году основными видами деятельности Общества оставались производство пива (78,4%), кваса (17,6%), безалкогольных напитков (1,2%), минеральной воды (0,8%) и ржаного солода (2,0%). План производства по пиву выполнен на 104,4%, по напиткам на 77,2%, по квасу на 184,5% и минеральной воде на 209,2%. По сравнению с прошлым годом падение производства по пиву составило 14%. По отрасли в целом по России зафиксировано падение на 5,9% (данные Росстат). План производства ржаного солода выполнен на 119,7,0%.
Инновации 2010 года - пиво «Букет Чувашии «Лайт», «Солодовенный нектар «Гранат», безалкогольные напитки на сахаре «Букетик Буратино», «Букетик Груша», «Букетик Ананас», «Букетик Ириска».
Система менеджмента качества и безопасности выпускаемой пищевой продукции, отвечает требованиям международных стандартов, сертифицировавшись по двум международным стандартам ISO 9001:2008 и ISO 22000:2005 (Система менеджмента качества и безопасности пищевой продукции). [18]
Основные показатели эффективности использования основных фондов представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Анализ эффективности использования основных фондов, на ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2009-2010 гг. (тыс. руб.)
ПоказателигодыАбсолютное
отклонение, (+,-)Темп изменения, %200920101.
Выпуск пива в натуральном выражении5
5174 747- 77086,02. Продажи пива в натуральном
выражении5 5324 723- 80985,43. Выпуск товарной
продукции1 139 6751 027 964111 711110,94. Выручка от
реализации продукции, работ и услуг1 072
2631 232 723160 460115,05. Прибыль от реализации
продукции работ и услуг254 235288 51134 276113,56.
Основные средства294 217345 99251 775117,67. Фондоотдача3,643,56-0,0897,88.
Фондоёмкость0,270,280,01103,
Данные предоставлены из Приложения 1 (Бухгалтерский баланс) и Приложения 2 (Отчёт о прибылях и убытках).
Показатели финансово-
Несмотря на количественное падение производства приоритетного вида продукции - пива, объемы товарной продукции в денежном выражении и выручки от реализации продукции увеличились по сравнению с прошлым годом соответственно на 11% и 15%. На уровне прошлого года остались затраты на 1 рубль реализованной продукции и составили 0,77 руб. Рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась в 1,5 раза и составила 11,8%. Фондоотдача в 2010 году составила 3,56, по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 0,08, это говорит о том, что на каждый рубль основных средств приходится меньше выручки в среднем на 8 копеек. А фондоёмкость наоборот повысилась в отчётном году на 3,7%, основные средства использованы неэффективно.
В табл. 2.2 представлен анализ эффективности использования оборотных средств.
маркетинговый стратегия сегмент рынок
Таблица 2.2. Анализ эффективности
использования оборотных
ПоказателигодыАбсолютное отклонение, (+,-)Темп изменения, %200920101. Дебиторская задолженность587 730672 24484 514114,42. Кредиторская задолженность129 351130 6741 323101,03. Оборачиваемость оборотных средств, дни24431268127,94. Оборачиваемость запасов406121152,55. Коэффициент срочной ликвидности, коэф.1,131,290,16114,26. Коэффициент абсолютной ликвидности, коэф.0,0180,260,24214 раз
Как видно из табл. 2.2, кредиторская задолженность осталась на уровне прошлого года, дебиторская - увеличилась в связи с осуществлением инвестиционных проектов, согласно которым производились авансовые платежи по изготовлению и поставке производственного оборудования. Оборачиваемость оборотных средств несколько снизилась, главным образом по причине замедления оборачиваемости запасов (намеренное формирование запасов по фиксированным ценам), а так же в связи с замедлением оборачиваемости дебиторской задолженности по статье «авансы выданные», поскольку сроки изготовления оборудования и монтажа в целом занимают до 9 месяцев.
Показатели
ликвидности характеризуют
Основным показателям эффективности деятельности любого предприятия является его производительность труда. Он представлен в табл. 2.3.
Таблица 2.3. Анализ производительности труда ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2009-2010 гг.
ПоказателигодыАбсолютное
отклонение, (+,-)Темп изменения, %200920101.
Выпуск товарной продукции, тыс. руб.1 027
9641 139 675111 711110,92. ССЧП, чел.61462511101,83. Производительность,
тыс. руб./чел.1674,211823,48149,
Из данных табл. 2.3 можно сделать выводы о том, что за счёт увеличения численности персонала на 11 человек в 2010 году, т.е. на 1,8%, выпуск товарной продукции увеличился на 10,9%, тем самым произошло увеличение производительности труда на 8,9%, это говорит об эффективном использовании трудовых ресурсов.
Таким образом, по основным показателям деятельности ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» развивается динамично, в 2010 году продолжила тенденцию улучшения и планирует в перспективе работать эффективнее.
2.2 Аналитический обзор состояния производства пивной продукции в России и за рубежом за 2000-2011 гг.
Союз российских
пивоваров совместно с
Вторая тенденция, замеченная экспертами Союза российских пивоваров и «Бизнес-Аналитики», проявляется в том, что среднеценовое пиво в третьем квартале этого года продолжило терять свои позиции из-за роста популярности дешевых марок и в меньшей степени - за счет премиального пива. Доля дешевых сортов в июле-августе текущего года в сравнении со вторым кварталом выросла на 1 процентный пункт и составила 13,8% от общего объема рынка.
Также производители в этом квартале сделали ставку на производство премиального пива. «Очаково» приступило к производству нового пива - «Очаково Премиум».Interbrew увеличила за первое полугодие 2004 г. продажи «Сибирской короны» на 90% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. Красноярская компания «Пикра» в сегменте «премиум» также вывела на рынок новый бренд - пиво «Легенда Красное».
За последние два года рыночная доля среднеценового пива по объему продаж сократилась на 10,2%, в то время как у премиальных и дешевых сортов этот показатель увеличился соответственно на 6,5% и 3,7%.
Третья тенденция развития пивного рынка, описанная в отчете, - особый интерес пивоваренных компаний к развитию ресторанного бизнеса и сегмента разливного пива. Ресторанный бизнес намерены начинать или продолжать развивать «Очаково», «Балтика», Sun Interbrew, «Ярпиво». В частности, «Очаково» недавно открыло в Белгороде первый бар на 80 посадочных мест. Подобные бары компания планирует открыть во всех городах России с численностью населения более 800 тыс. человек. SUN Interbrew совместно с ресторанной сетью «Ростик Групп» развивает сеть пивных ресторанов «Сибирская корона». Сейчас работает семь таких ресторанов: четыре в Омске, два в Новосибирске и один в Барнауле.
Группа компаний
«Ярпиво» в рамках реализации программы
популяризации потребления
Аналитики называют описанные в отчете тенденции закономерными. «То, что компании акцентировали внимание на дисконтных и премиальных марках, вовсе не означает, что потребитель перестал пить среднеценовое пиво, - сказал заместитель руководителя исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Александр Троицкий. - Просто производить премиальные марки выгоднее из-за более высокой маржинальной составляющей, а постоянно растущее благосостояние населения позволяет прогнозировать растущий спрос на премиальные марки. Увеличение же производства дешевого пива вызвано активизацией деятельности пивоваренных компаний в регионах». По мнению аналитика «Альфа-Банка» Александра Свинова, эта тенденция будет продолжаться еще два-три года, пока региональный рынок не будет полностью поделен.
В компании «Балтика» подтвердили рост производства пива экономичного и премиального сегмента, однако снижения производства среднеценового пива там не заметили. «Как пример можно привести рост производства среднеценового пива «Балтика №3», - говорит представитель пресс-службы «Балтики». - В сентябре он составил 58% по отношению к сентябрю 2003 г. Производство пива экономичного сегмента действительно растет, это касается в основном региональных марок. По сравнению с августом 2003 г. рост производства пива экономичных марок выглядит следующим образом: объем производства пива «ДВ» вырос на 189%, «Самары» - на 145%. Кстати, выпущенная в апреле 2003 г. марка «ДВ» уже заняла первое место по объему продаж на Дальнем Востоке. В сегменте премиум мы также наблюдали рост производства. Опять же в сравнении с августом сентябрьские продажи пива «Парнас» выросли на 420%, «Балтики №7» - на 23%». Процесс объединения пивоваренных компаний аналитики оценивают как активный, но предрекают его скорое окончание. «Объединение и укрупнение пивоваренных компаний будет происходить еще недолго, - сказала аналитик ИК «Тройка Диалог» Виктория Гранкина. - Слишком мало осталось предприятий для будущего слияния. В частности, компания Sun Interbrew уже задумывается о строительстве, а не о приобретении новых заводов». «Пивоваренные компании, действительно, стремятся к укрупнению, так легче выживать на рынке, развивать дистрибуцию в регионах, - уверены в «Балтике». - Однако «Балтика» пока не намерена расширяться, у нас достаточно производственных мощностей - продукция пяти наших заводов охватывает все регионы России».
Александр Свинов полагает, что укрупнение компаний - общемировая тенденция. «Структура нашей пивоваренной отрасли приближается к французской модели, где 87% всего выпускаемого пива контролируется тремя компаниями», - заявил Александр Свинов. По поводу открытия зонтичных ресторанов мнения аналитиков сошлись: от наличия подобных сетей в ближайшем будущем будет зависеть судьба пивоваренных компаний. «Если в ближайшее время будет принят закон о запрете распития пива на улицах, в выигрыше будут владельцы пивных ресторанов, - говорит г-жа Гранкина. - У остальных пивоварен возникнут большие проблемы с продажами, и в конечном итоге они могут оказаться вытесненными с рынка». Назвать эти компании г-жа Гранкина не смогла, но, по мнению аналитиков рынка, в наиболее выигрышном положении в этом смысле находятся компании «Балтика», «Эфес» и Sun Interbrew. «Компания «Балтика» рассматривает открытие ресторанов под собственной маркой как очень важный фактор развития бизнеса, - соглашаются в пресс-службе «Балтики». - У нас в бюджете развитие сегмента разливного пива даже стоит отдельной строкой. Кстати, в этом сегменте компания «Балтика» занимает первое место среди игроков российского рынка. Если в ближайшее время закон, запрещающий распивать пиво на улице, будет принят, наличие сети собственных кафе станет одним из основных условий выживания на рынке». Ольга Горелик.
В Россию импортируется более 300 млн. литров пива, которые формируют рынок размером более $1 млрд. и приносят производителям более $180 млн. выручки. Также рынок импортного пива - это более 200 предприятий, которые представлены 400 брендами. Импорт пива включает в себя два крупных и не похожих друг на друга сегмента. Пиво из ближнего зарубежья, в основном, «Оболонь» и «Криница» придает вес натуральным объемам, а множество брендов из дальнего зарубежья вносят основной вклад в деньгах. Сегодня структура продаж меняется в пользу дорогого пива из Европы, его ассортимент активно расширяется, а бренды с небольшими объемами продаж быстро набирают вес. При этом, в отличие от российского рынка в целом, примерно 40% пива из дальнего зарубежья реализуется в HoReCa и только 60% - представлено традиционными лагерями.
Объединение европейских пивных ассоциаций The Brewers of Europe опубликовало результаты функционирования пивного рынка в Европе в 2010 году - 27 странах Евросоюза, Швейцарии, Норвегии и Турции.
Ключевыми факторами влияющими на рынок пива, продолжают оставаться снижение потребления пива в Европе и уменьшение количества рабочих мест в пивной индустрии. По сравнению с 2008 годом (374 миллиона гектолитров), в 2010 - потребление пива упало до 343 миллионов гектолитров пива за год.
Несмотря на отрицательную динамику, Европа продолжает оставаться одним из ведущих производителей пива в мире. Так, в 2010 году в Европе было произведено 403 миллиона гектолитров пива, в России - 101 млн Гл пива, в Бразилии - 122 млн Гл пива, в США - 207 млн Гл пива, в Китае - 466 млн Гл пива.