Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:40, лабораторная работа
Цель данной работы – составить инвестиционный бизнес-план для делового Интернет-сайта GarageBiz.
Бизнес планирование, как правило, применяют для того, чтобы:
Оценить объём инвестиций и потенциальную прибыль;
Разбить план работ на небольшие этапы;
Привлечь инвестора.
8.4. Финансовые показатели
Наиболее понятным образом результаты проекта изучить на приведённом ниже графике. Это график окупаемости (NPV, по месяцам):
Таблица 8.4.1. Интегральные показатели
Показатель |
Рубли |
Ставка дисконтирования |
11,00 % |
Период окупаемости |
12 мес |
Дисконтированный период |
12 мес |
Средняя норма рентабельности |
157,09 % |
Чистый приведенный доход |
245 986 |
Индекс прибыльности |
1,46 |
Внутренняя норма |
92,27 % |
Модифицированная внутренняя |
60,72 % |
Длительность |
0,77 лет |
Период окупаемости
Investments – начальные инвестиции
CFt – чистый денежный поток месяца
PB –период окупаемости
В нашем случае период окупаемости равен 12 месяцам, который сопоставим с длительность проекта, составляющая один год. В случае непредвиденных обстоятельств или каких-то иных условий будет практически сразу видно, что проект уходит не в то русло, и что-то идёт не так. Интернет-проект отличается тем, что его легко разворачивать и сворачивать. Но в любом случае нужно иметь в виду, что окупаемость подобного проекта обычно растёт постепенно, а также то, что у Интернет проектов возможны серьёзные скачки прибыли. В наших расчётах проект выходит на прибыльность постепенно.
Средняя норма рентабельности
Investments – начальные инвестиции
CFt – чистый денежный поток месяца
N- длительность проекта в годах
Таким образом, ARR=157 % , что говорит о достаточно высокой рентабельности предприятия.
Чистый приведенный доход
Investments – начальные инвестиции
CFt – чистый денежный поток месяца
r- месячная ставка дисконтирования
Чистый приведенный доход равен 245 986 рублей к концу года.
Индекс прибыльности
Investments – начальные инвестиции
CFt – чистый денежный поток месяца
r- месячная ставка дисконтирования
Индекс прибыльности составляет 1,46, что является неплохим показателем.
Внутренняя норма
,
где IRR-внутренняя норма рентабельности.
В нашем случае внутренняя норма рентабельности высокая (92,7 %).
Модифицированная внутренняя норма рентабельности
Она показывает, что при 60,72 % доходности банковского депозита вложения первоначального капитала в банк привело бы в конце горизонта расчета точно к такому же эффекту, который ожидается от вложения капитала в проект. Наш проект выгоднее любого доступного депозита, и любых облигаций. Возможно, некоторые акции в определённые периоды времени могут дать похожий эффект только сильно недооценённые акции.
Длительность
Средний период времени до момента, когда проект начнет давать прибыль. Таким образом, через 0,77 год проект начнет давать прибыль.
Попробуем рассмотреть инвестиции и то, каким же образом они окупаются. Исходя из финансового плана (это предыдущий пункт), мы можем сделать вывод, что этот проект является очень интересным для любого венчурного инвестора, да и для самого предпринимателя, если он решил заняться подобным бизнесом самостоятельно.
Затраты. Общие инвестиционные затраты сравнительно невелики и составляют около 50 тысяч рублей. Конечно, для многих эта сумма весомая, но учитывая тот факт, что можно воспользоваться государственной поддержкой малых предприятий и получить помощь в размере от 60 тысяч рублей, стартовые инвестиции в проект GarageBiz не кажутся запредельными или недостижимыми.
Проекту также благоприятствует текущая ситуация на рынке. Высококлассные деловые издания из дорогостоящего печатного формата постепенно переходят в онлайн и непременно находят своих читателей и рекламодателей.
Как видно из наших расчётов, проект не только окупается, но и позволяет проекту начать расширяться примерно через год. Однако стоит отметить, что проект «GarageBiz» - это тот проект, в котором особенно большая роль отводится человеческому фактору. Успех проекта будет развиваться в намеченном сценарии только в случае высокой самоотдачи и огромного количества энтузиазма в первое время.
Наверное, единственным недостатком проекта является очень крупный кредит, который будет нужен для выплаты заработной платы сотрудникам. В нынешних условиях получить 500000 рублей в банке можно в качестве кредита. Но процентные ставки в банках, как правило, очень высоки.
Возможно, в скором будущем ставки по кредитам упадут, так как ЦБ три раза за полтора месяца снижал ставку рефинансирования и понизил её в общей сложности на 1,5 процента. Кроме того, сужение спроса охладило инфляцию.
У планов есть свойство не исполняться на 100%. Это не удивительно – невозможно предсказать абсолютно всё. Особенно во время мирового финансового кризиса. К примеру, девальвация доллара 2008-2009 существенно повлияла на стоимость импорта. В частности, стоимость оргтехники возросла в среднем на треть. А это ноутбуки, компьютеры, принтеры. С другой стороны, после резкого зимнего скачка инфляция замедлила темпы в связи с понижением спроса, а также со снижением стоимости энергоресурсов. Если посмотреть ещё глубже, то можно обнаружить, что стоимость прямой и контекстной рекламы также «просела».
Кроме того, существует статистика – из 10 проектов только 1 даёт существенную отдачу, несколько не приносят никакой отдачи, все остальные находятся на уровне самоокупаемости и «чуть лучше / чуть хуже среднего».
Тем не менее, всё вышесказанное не является поводом для отказа от новых начинаний. Что подтверждается статистикой. В Татарстане в 2009 году на апрель-май открывалось новых фирм более чем в пять раз больше, чем закрывалось. Это очень хороший показатель для кризисного времени.
Не всегда стоит избегать расхождений запланированных и фактических показателей. Ведь именно эти несоответствия наглядно демонстрируют, где «бутылочное горлышко» у проекта.
Наш проект относится к малому бизнесу. Именно поэтому нам не нужны сложные математические модели для комплексного анализа рисков. Достаточно лишь интегрированной оценки одного, а лучше – нескольких экспертов.
1.Финансово – экономические риски:
2. Маркетинговые риски:
3.Технические риски:
4. Социальные риски:
Основными количественными методами являются анализ чувствительности, анализ безубыточности и метод Монте-Карло.
10.2.1. Анализ чувствительности
Центральной задачей анализа проекта является определение чувствительности показателей эффективности к изменениям различных параметров. То есть это есть определение эластичности этих показателей. Чем больше диапазон параметров, в котором показатели эффективности остаются в пределах приемлемых значений, тем выше ресурс проекта.
Для проведения анализа мы выберем все параметры, и добавим в строку итоговой таблицы. В интервале изменений укажем начальную и конечную величину дисконта, а также ее приращение при выполнении расчетов.
Только одна из переменных меняет свое значение, на основе чего пересчитывается новая величина используемого критерия (NPV).
После этого оцениваем процентное изменение критерия по отношению к базисному случаю и рассчитываем показатель чувствительности. Таким же образом, исчисляем показатели чувствительности по каждой из переменных.
Затем, на основании этих расчетов, проводим экспертное ранжирование переменных по степени важности.
После всех проделанных выше операций, эксперт выстраивает матрицу чувствительности, которая позволит выделить наиболее рискованные показатели для проекта.
Были заданы диапазоны изменения каждой переменной +/- 20%. Результаты очень хорошие. Проект мало чувствителен к изменению большинства параметров. Условно, к относительно слабым точкам проекта можно отнести:
Таблица 10.2.1
Параметр |
-20% |
-15% |
-10% |
-5% |
0% |
5% |
10% |
15% |
20% |
Уровень инфляции |
8 648,94 |
8 777,38 |
8 906,46 |
9 036,20 |
9 166,59 |
9 297,65 |
9 429,36 |
9 561,74 |
9 694,79 |
Ставки налогов |
14 251,10 |
13 095,84 |
11 835,76 |
10 497,06 |
9 166,59 |
7 844,18 |
6 529,65 |
5 222,80 |
3 923,49 |
Объем инвестиций |
9 428,39 |
9 362,94 |
9 297,49 |
9 232,04 |
9 166,59 |
9 101,14 |
9 035,69 |
8 970,24 |
8 904,79 |
Объем сбыта |
-9 135,43 |
-4 559,92 |
15,58 |
4 591,09 |
9 166,59 |
13 682,62 |
17 540,15 |
21 397,67 |
25 255,19 |
Цена сбыта |
-9 147,78 |
-4 569,19 |
9,40 |
4 588,00 |
9 166,59 |
13 685,22 |
17 545,35 |
21 405,47 |
25 265,59 |
Задержки платежей |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
Потери при продажах |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
Прямые издержки |
9 178,95 |
9 175,86 |
9 172,77 |
9 169,68 |
9 166,59 |
9 163,50 |
9 160,41 |
9 157,32 |
9 154,23 |
Отсрочка оплаты прямых |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
Общие издержки |
9 608,15 |
9 497,76 |
9 387,37 |
9 276,98 |
9 166,59 |
9 056,20 |
8 945,81 |
8 835,42 |
8 725,03 |
Зарплата персонала |
22 394,71 |
19 252,31 |
16 109,90 |
12 967,50 |
9 166,59 |
5 323,55 |
1 480,50 |
-2 362,55 |
-6 205,59 |
Ставки по депозитам |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
9 166,59 |
Ставки по кредитам |
9 558,90 |
9 460,82 |
9 362,74 |
9 264,67 |
9 166,59 |
9 068,52 |
8 970,44 |
8 872,36 |
8 774,29 |
10.2.2. Анализ безубыточности
Цель анализа безубыточности состоит в определении объема сбыта при котором затраты полностью перекрываются доходами от продажи продукции. Исследование зависимости затрат и выручки от объема сбыта выполняется в диалоге «Анализ безубыточности».
Диалог «Анализ безубыточности»
Таблица 10.2.2 – анализ безубыточности
Продукт |
2-12.2009 |
1.2010 |
Персональный коучинг |
7,13 |
17,17 |
Оценка бизнес-плана |
7,93 |
5,18 |
Помощь в подготовке резюме |
4,38 |
3,02 |
Размещение рекламного баннера |
2,81 |
1,29 |
Контекстоый рекламный блок |
1,31 |
0,86 |
Копирайтинг продающих текстов |
0,36 |
0,43 |
Математическая модель к |
0,31 |
X |
Дизайнерское оформление |
0,50 |
0,43 |
Размещение статьи в одном из |
6,20 |
5,15 |
Доработка бизнес-планов |
0,55 |
0,43 |
Персональные бизнес-планы |
0,20 |
X |
Консультирование проекта |
0,06 |
X |
Таблица, представленная в этом диалоге, отражает динамику величины прибыли или убытка от продажи каждого продукта. В таблице со списком в верхней части диалога можно выбрать шаг анализа (месяц, квартал или год). Момент достижения безубыточности для выбранного в списке продукта указывается в надписи над таблицей. Для просмотра графика безубыточности следует нажать кнопку «Показать», расположенную в нижней части диалога.
В Project Expert диалог «Анализ безубыточности» доступен только в том случае, если установлен флажок «Разнесение издержек» в диалоге «Настройка расчета» раздела «Проект» (карточка «Детализация»). Перед проведением анализа безубыточности следует ввести данные об отнесении постоянных издержек на продукты в диалоге «Разнесение издержек» (раздел «Анализ результатов»).