Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:59, курсовая работа
В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты маркетинговых исследований 4
I.1. Сущность и принципы маркетинга 4
I.2. Цели и функции маркетинга 8
I.3. Роль маркетинга в деятельности промышленного предприятия 12
Глава II. Товар в системе маркетинга 15
II.1. Товар и его уровни 15
II.2. Разработка товаров: товары, товарные марки, упаковка, услуги 17
II.3. Этапы изготовления нового товара 21
Глава III. Основы формирования потребительского спроса. 24
III.1. Понятие спроса, его уровни. 24
III.2. Состояния спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим
состояниям 26
III.3. Модель покупательского поведения и процесс принятия решения о
покупке 28
Глава IV. Стратегия маркетинга 32
IV.1. Матрица возможностей по товарам/рынкам 33
IV.2. Матрица "Бостон консалтинг груп" 35
IV.3. Программа воздействия рыночной стратегии на прибыль 37
IV.4. Общая стратегическая модель Портера 38
Глава V. Реклама, как составная часть маркетинговой деятельности 40
V.1. Составляющие рекламы 40
V.2. Разновидности рекламы 45
V.3. Роль исследований 47
Заключение 50
Список литературы 51
Набор убеждений о конкретном марочном товаре известен как образ марки.
Убеждения потребителя могут колебаться от знания подлинных свойств по
собственному опыту до знаний, являющихся результатом избирательного
восприятия, избирательного искажения и избирательного запоминания.
В-четвертых, считается, что каждому свойству потребитель приписывает
функцию полезности. Функция полезности описывает степень ожидаемой
удовлетворенности каждым отдельным свойством.
В-пятых, отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате проведенной им оценки.
Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора. У
потребителя формируется намерение совершить покупку, причем наиболее
предпочтительного объекта. Купив товар, потребитель будет либо
удовлетворен, либо неудовлетворен им. У него проявится ряд реакций на
покупку, которые представляют интерес для деятеля рынка. Работа
занимающегося маркетингом не кончается актом покупки, а продолжается и в послепродажный период. Что определяет степень удовлетворенности
потребителя совершенной покупкой? Ответ кроется в соотношении между
ожиданиями потребителя и воспринимаемыми эксплуатационными свойствами товара. Если товар соответствует ожиданиям, потребитель удовлетворен, если превышает их - потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им - потребитель неудовлетворен. Чем больше разрыв между ожидаемыми и реальными эксплуатационными свойствами, тем острее неудовлетворенность потребителя.
IV. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА.
Стратегия маркетинга определяет, как нужно применять структуру
маркетинга, чтобы привлечь и удовлетворить целевые рынки и достичь целей
организации. В решениях о структуре маркетинга главное - планирование
продукции, сбыт, продвижение и цена.
Стратегия должна быть максимально ясной.. (Например, планирование новой
продукции должно предусматривать установление приоритетов, распределение ответственности, временной и производственный графики, поддержку продвижения и потребности в обучении персонала.) Вот пример плохой, нечеткой стратегии: для того чтобы увеличить долю на рынке для товара 4, дополнительные средства будут выделены на дизайн и рекламу. Хорошая стратегия той же организации должна показать более четкие направления деятельности. Доля на рынке товара 4 должна быть увеличена с 6 до 8 % в течение 12 месяцев посредством разработки привлекательной и
функциональной упаковки; усиленной рекламой для привлечения 200 основных потребителей, изменения реконструкции товара для улучшения его внешнего вида без увеличения издержек.
Часто фирма выбирает стратегию из двух и более возможных вариантов.
Например, компания, которая хочет увеличить свою долю на рынке до 40%,
может сделать это несколькими путями: создать более благоприятный образ
товара через интенсивную рекламу; увеличить численность торгового
персонала; представить новую модель; понизить цены и продавать через
большое число розничных магазинов; Эффективно объединить и
скоординировать все эти элементы маркетинга.
Каждая из альтернатив
открывает различные
Например. ценовая стратегия может быть очень гибкой, поскольку цены
менять легче, чем создавать различные модификации товара. Однако
стратегию, базирующуюся на низких ценах, легче всего скопировать. Кроме
того, удачная
ценовая стратегия может
очень плохо подействует на чистую прибыль. В отличие от этого стратегию,
основанную на преимуществах размещения, трудно копировать в силу
длительных сроков аренды и недоступности подходящих мест для
конкурентов. Но она может быть негибкой и плохо адаптироваться к
изменениям окружающей среды.
Четыре подхода к планированию стратегии представлены в следующих
подразделах: матрица возможностей по товарам/рынкам, матрица "Бостон
консалтинг груп", воздействие рыночной стратегии на прибыль (PIMS) и
общая стратегическая модель Портера ( в рамках всех этих подходов
организация отдельно оценивает и использует все свои возможности, товары
и направления деятельности. На основе этих оценок распределяются усилия
и ресурсы компании,
а также разрабатываются
маркетинга.)
IV.1. Матрица возможностей по товарам/рынкам
Матрица возможностей по товарам/рынкам предусматривает использование
четырех альтернативных стратегий маркетинга для сохранения и/или
увеличения сбыта: проникновение на рынок, развитие рынка, разработка
товара и диверсификация (рис. 11)
Выбор стратегии зависит от степени насыщенности рынка и возможности
компании постоянно обновлять производство. Две или более стратегии могут
сочетаться.
Стратегия проникновения на рынок эффективна, когда рынок растет или еще
не насыщен. Фирма расширить сбыт имеющихся товаров на существующих
рынках при помощи интенсификации товародвижения, наступательного
продвижения и самых конкурентоспособных цен. Это увеличивает сбыт:
привлекает тех, кто раньше не пользовался продукцией данной фирмы, а
также клиентов конкурентов и увеличивает спрос уже привлеченных
потребителей.
Стратегия развития рынка эффективна, если: местная фирма стремится
расширить свой рынок; в результате изменения стиля жизни и
демографических факторов возникают новые сегменты на рынке; для хорошо
известной продукции выявляются новые области применения. Фирма стремится увеличить сбыт существующих товаров на рынках или побудить потребителей по-новому использовать существующую продукцию. Она может проникать на новые географические рынки; выходить на новые сегменты рынка, спрос на которых еще не удовлетворен; по-новому предлагать существующие товары; использовать новые методы распределения и сбыта; сделеть более насыщенными усилия по продвижению.
Стратегия разработки товара эффективна, когда фирма имеет ряд успешных
торговых марок и пользуется приверженностью потребителей. Фирма
разрабатывает новые или модифицированные товары для существующих рынков.
Она делает упор на новые модели, улучшение качества и другие мелкие
инновации, тесно связанные с уже внедренными товарами, и реализует их
потребителям, лояльно настроенным по отношению к данной компании и ее
торговым маркам. Используются традиционные методы сбыта; продвижение
делает упор на то, что новые товары выпускаются хорошо известной фирмой.
Стратегия диверсификации используется для того, чтобы фирма не стала
чересчур зависимой от одной ассортиментной группы. Фирма начинает выпуск новых товаров, ориентированных на новые рынки. Цели распределения, сбыта и продвижения отличаются от традиционных для фирмы.
IV.2. Матрица "Бостон консалтинг груп"
Матрица "Бостон консалтинг груп" позволяет компании классифицировать
каждую ассортиментную группу по ее доле на рынке относительно основных
конкурентов и темпам годового роста отрасли. Используя матрицу, фирма
может определить, во-первых, какое из ее подразделений играет ведущую
роль по сравнению с конкурентами и, во-вторых, какова динамика ее
рынков: развиваются
они, стабилизируются или
В основе матрицы лежит предположение, что чем больше доля подразделения на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от масштабов производства, накопления опыта и улучшении позиции при заключении сделок.
Матрица выделяет четыре типа подразделений: "звезды", "дойные коровы",
"трудные дети" и "собаки" и предполагает стратегии для каждого из них
(рис. 12).
"Звезда" занимает
лидирующее положение в развива
"Дойная корова" занимает лидирующее положение в относительно зрелой или сокращающейся отрасли. Это подразделение обычно имеет преданных
приверженцев из числа потребителей, и конкурентам их сложно переманить.
Поскольку сбыт относительно стабилен, без значительных затрат на
маркетинг и разработки "дойная корова" дает больше, чем необходимо для
поддержания ее доли на рынке, наличных средств. Эти деньги поддерживают
рост других подразделений компании. Маркетинговая стратеги ориентируется на "напоминающую рекламу", периодические ценовые скидки, поддержание каналов сбыта и предложение новых вариантов для стимулирования повторных покупок.
" Трудный
ребенок" незначительно
отрасли. Поддержка со стороны потребителей незначительна, отличительные
преимущества неясны, ведущее положение на рынке занимают товары
конкурентов. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях
сильной конкуренции нужны значительные средства. Компания должна решить, следует ли расширить расходы на продвижение, активнее искать новые каналы сбыта, улучшить характеристики и снизить цены или уйти с рынка. Выбор стратегии зависит от того, верит ли фирма, что данное
подразделение может успешно конкурировать при соответствующей поддержке, и во что обойдется такая поддержка.
"Собака" -
это подразделение с
сокращающейся отрасли. Несмотря на достаточно длительное присутствие на
рынке, ему не удалось привлечь к себе достаточное количество
потребителей и он существенно отстает от конкурентов по сбыту, образу,
структуре издержек и т. д. Компания имеющая такое подразделение, может
попытаться выйти на специализированный рынок; извлечь прибыль
посредством ликвидации до минимума обеспечивающего обслуживания или уйти с рынка.
IV.3. Программа
воздействия рыночной
Программа воздействия рыночной стратегии на прибыль (PIMS),
осуществляемая Институтом стратегического планирования, предполагает
сбор данных от ряда корпораций для того, чтобы установить взаимосвязь
между различными экономическими параметрами и двумя характеристиками
функционирования организации: доходом от инвестиций и движением наличных средств. Информация собирается подразделениями и агрегируется по отраслям. Анализируя общие данные по отрасли, организация может
определить
воздействие различных
функционирование.
Согласно результатам 1983 г. в США на доход сильнее всего влияли
следующие факторы, связанные с маркетингом: доля на рынке относительно
трех ведущих конкурентов; стоимость, добавленная компанией; рост
отрасли; качество
продукции; уровень инновации/
вертикальная интеграция (обладание последующими каналами сбыта). Что
касается движения денежных средств, данные PIMS говорят о том, что
растущие рынки требуют от компании средств, относительная высокая доля
на рынке улучшает поступление денег, а высокие уровни инвестиций
поглощают деньги. Эти выводы весьма схожи с результатами, которые дает
матрица "Бостон консалтинг груп".
Информация направляется участвующим компаниям в следующих формах:
стандартные сообщения - информация о среднем доходе от инвестиций,
конкуренции, технологии и структуре издержек;
сообщения по анализу стратегий - описание воздействия изменений в
стратегии на кратко- и долгосрочный доход от инвестиций и движение
наличных средств;
сообщения об оптимальных стратегиях - изложение стратегии,
максимизирующей результаты;
сравнительные сообщения - анализ тактики схожих конкурентов, как
удачливых, так и неудачливых.
IV.4. Общая стратегическая модель Портера
Общая стратегическая модель Портера рассматривает две основные концепции планирования маркетинга и альтернативы, присущие каждой из них: выбор целевого рынка (в рамках всей отрасли или отдельных сегментов) и стратегическое преимущество (уникальность или цена).
Объединяя эти две концепции, модель Портера идентифицирует следующие
базовые стратегии: преимущество по издержкам, дифференциация и
концентрация.
Используя стратегию преимущества по издержкам, фирма ориентируется на
широкий рынок и производит товары в большом количестве. При помощи
массового производства она может минимизировать удельные издержки и
предлагать низкие цены. Это позволяет иметь более высокую долю прибыли
по сравнению с конкурентами, лучше реагировать на рост себестоимости и
привлекать потребителей, ориентирующихся на уровень цен.
Используя стратегию дифференциации, фирма нацеливается на большой рынок, предлагая товар, который рассматривается как выделяющийся. Компания выпускает привлекательный для многих товар, который тем не менее рассматривается потребителями как уникальный в силу его дизайна,
характеристик, доступности, надежности и т. д. В результате цена не
играет столь важной роли, и потребители приобретают достаточную
лояльность к товарной марке.
В рамках стратегии концентрации компания выделяет специфический сегмент рынка через низкие цены или уникальное предложение. Она может