Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 16:54, курсовая работа
Рассмотрение аспектов такой деятельности в деталях и стало целью данной работы.
Поставленная цель обусловила необходимость разрешения следующих задач при написании работы:
-определение значения оптовой и розничной торговли на современном этапе;
-определение роли маркетинга в деятельности организации оптовой и розничной торговли;
-определение значения правильного формирования ассортимента продукции в организациях оптовой и розничной торговли;
-определение значимых направлений в принятии маркетинговых решений в оптовой и розничной торговле.
Введение ……………………………….………………………………………………………..3
1. Значение оптовой и розничной торговли на современном этапе и роль маркетинга
в их деятельности ………………………………………………………………………4
1.1 Значение оптовой торговли и роль маркетинга в деятельности оптовых организаций ……………………………………………………………………………..5
1.2 Значение розничной торговли и роль маркетинга в деятельности предприятий розничной торговли …………………………………………………………………….7
2. Формирование ассортимента продукции и организация маркетинговой деятельности в оптовой и розничной торговле ………………………………………………………………..12
3. Принятие маркетинговых решений в оптовой и розничной торговле …………………..18
3.1 Принятие маркетинговых решений в оптовой торговле………………………....18
3.2 Принятие маркетинговых решений в розничной торговле ……………………...23
Заключение
Список использованной литературы
Из этого следует то, что:
С позиции маркетинга роль оптовой торговли состоит в максимальном удовлетворении потребностей розничных предприятий, поставляя им нужные товары в определенных объемах и в установленные сроки. Поэтому оптовые компании самостоятельно или с помощью производителя товара способны организовывать мощную маркетинговую поддержку розничной торговле.
Говоря о розничной торговле, следует согласиться с А. Федоровым в том, что, анализируя роль маркетинга в успехе торговых предприятий розничной торговли, приходишь к выводу: на сегодняшний день объем продаж магазина или сети в большей степени предопределен их месторасположением, ассортиментом, ценами. В деятельности оптовой торговли существуют некоторые проблемные моменты. Отечественная розница не использует весь спектр инструментов маркетинга, а применяемые приемы работают не совсем качественно и эффективно. Успех любой ритейл-компании зависит не только от имеющихся у ней в наличии товаров-брендов. Успех зависит и от проведения эффективной рекламной политики.
3. Принятие маркетинговых решений в оптовой и розничной торговле
3.1 Принятие маркетинговых решений в оптовой торговле
Положение Оптовой компании или предприятия-производителя,
занимающегося оптовой торговлей, существенно
зависит от выбранной маркетинговой стратегии,
маркетинговой политики и характера маркетинговых
решений.
Задачи (функции) маркетинга оптовой торговли представим в таблице.
Задачи маркетинга: 1) Разработка маркетинговых стратегий удержание и увеличение рыночной доли; проектирование сбытовых каналов; разработка конкурентного поведения. 2) Проведение маркетинговых исследований, исследование профессионального рынка сбыта: конкурентов, мелкооптовую и розничную сети; исследование потребителей; исследование рынка поставщиков. 3) Сегментирование рынка сбыта, сегментирование профессиональных покупателей-посредников; сегментирование потребителей; выбор целевых сегментов. 4) Маркетинг закупок - определение связи между характером товарного спроса и требованиям к закупкам; маркетинговая оценка поставщиков; разработка политики в сфере закупок.5. Маркетинг-логистикаопределение требований покупателей к логистической структуре системы сбыта оптовика; поиск конкурентных преимуществ в сфере логистики сбыта. 6) Маркетинговые решения - сбытаценовая политика оптовой компании; товарная и ассортиментная политика; сбытовая политика; сервисная политика; коммуникативная политика. 7) Организация мерчиндайзинга по инициативе производителя; организация мерчиндайзинга по инициативе оптовой компании. 8) Маркетинг-аудит системы сбыта, организация работы с рекламациями розничной компании; организация работы с претензиями покупателей; разработка программы маркетинга-аудита сбыта.
Маркетинговая стратегия в сфере сбытовой деятельности предприятия разрабатывается в случае расширения сбыта на старом рынке, выхода на новые рынки, при проектировании новых сбытовых каналов, например, тогда, когда старая система перестала быть эффективной.
В сбытовой деятельности предприятие неизбежно сталкивается с фирмами-конкурентами, а иногда специально предусматривает конкуренцию между собственными каналами сбыта.
По отношению к внешним конкурентам разрабатывается стратеги конкурентной борьбы или стратегия сотрудничества. В случае выбора стратегии соперничества предприятие выбирает вид конкуренции (ценовая, неценовая) и прогнозирует поведение конкурентов.
Масштаб конкурентного соперничества может распространяться на мировой рынок, рынок конкретной страны, в пределах одного города, в одном или нескольких сегментах. Наконец, может быть борьба за владение какой-либо нишей.
Реализация маркетинговых стратегий в сбытовой деятельности требует длительного времени, значительных финансовых затрат, поскольку, как правило, требуются инвестиционные вложения в сбыт.
Маркетинговые исследования, проводимые оптовым предприятием, охватывают три наиболее важные сферы:
-исследование профессиональных субъектов рынка сбыта: конкуренты, розничная сеть, прочие покупатели товаров, например, система ресторанного питания, кафе, мелкие оптовики, работающие на оптово-розничных рынках и т.д.;
- исследование потребителей-населения с целью получения от них информации о товарах, пользующихся спросом и об уровне неудовлетворенности разными торговыми марками;
- исследование рынка поставщиков для решения собственных проблем, связанных с закупками.
Могут проводиться и другие исследования исходя из стратегических целей компании.
Организация маркетинговых исследований зависит от наличия и квалификации маркетологов. В случае их отсутствия могут быть привлечены сторонние исследователи или куплен уже готовый отчет, составленный маркетинговой фирмой на основании ранее проводимых исследований.
По инициативе поставщика-производителя возможно проведение различных экспериментальных исследований по оценке потребительских качеств товара.
Сегментирование рынка сбыта является обязательной функцией маркетинга оптового предприятия. Например, чтобы выбрать целевые сегменты покупателей-профессионалов и знать покупательские предпочтения разных слоев населения и их реакцию на поставляемый товар.
Профессиональный рынок сбыта сегментируют по таким критериям как: объемы закупок, широта ассортимента, деловая репутация, платежеспособность, проводимая ценовая политика и т.д.
Если потребителем является население, то применяют различные системы показателей, выбирая из них те, которые в наибольшей степени характеризуют потребительский сегмент (социальные, демографические, экономические, поведенческие и другие показатели).
Маркетинг закупок служит для получения конкурентных преимуществ уже на стадии работы с поставщиками за счет приобретения товаров, способных удовлетворить потребности конечных покупателей.
В этом случае решаются следующие задачи:
-закупать товар, пользующийся спросом у потребителя;
-процесс закупки должен давать экономическую выгоду для оптовика (за счет получения скидок, отсрочки платежа);
-в случае некондиционного товара оптовик должен иметь возможность его замены.
Предприятие-производитель делает закупки сырья, деталей также с учетом требуемого качества производимых товаров.
Процесс закупки состоит из ряда последовательных шагов:
-определение потребностей в конкретном товаре, конкретной торговой марке с установлением его количества;
-определение потребностей в ассортименте, который желательно покупать у одного поставщика;
-определение критериев, которые составляют исходную базу при оценке поставщиков и ведении переговоров с ними (экономические, маркетинговые, технические, логистические требования);
-поиск и анализ поставщиков методами маркетингового исследования рынка;
-отбор поставщиков и организация переговоров с ними;
-размещение пробных заказов;
-оценка результатов;
-заключение долговременных договорных соглашений.
Можно определить основные требования к поставщикам:
-популярность (известность торговой марки);
-надежность;
-доступность;
-заинтересованность в совместной работе;
-понимание роли маркетинга в продвижении своей продукции;
-минимальные сроки поставки;
-понимание необходимости брать на себя долю риска, например, связанного с транспортировкой.
При отборе поставщиков оптовая компания решает вопрос, остановиться на одном поставщике или выбрать несколько поставщиков (соответственно: принцип концентрации заказов или принцип распыления заказов).
Преимущество концентрации заказов у одного поставщика позволяет получить большие скидки за счет большего размера заказа. Этому же способствует тесное сотрудничество, включая и осуществление совместных проектов по производству новых товаров. Оптовая компания может предоставлять информацию о новых тенденциях спроса, новых товарах, поступающих на рынок от других производителей.
Однако работа с одним поставщиком увеличивает риск оптовика и ограничивает его возможности быстро подстраиваться под требования розничной сети.
Для снижения такого рода риска оптовая компания работает одновременно с несколькими поставщиками. Если поставщики заинтересованы сотрудничать с оптовиком, то это можно использовать для получения дополнительных выгод, добиваясь уступок от них.
Маркетинг-логистика оптовой компании заключается в разработке такой транспортно-складской схемы, которая учитывала бы требования маркетинга закупок и маркетинга сбыта. Как и другие структуры предприятия, ориентированные на маркетинговый подход в своей работе, службы логистики должны учитывать специфику поведения и требования розничных торговых предприятий, которые они предъявляют к своим поставщикам-оптовикам. Это, прежде всего, - размер партии товаров и скорость поставки.
Часто такие требования приводят к тому, что оптовая компания вынуждена размещать торговые склады наиболее близко к магазинам. С другой стороны, собственные закупки оптовика больших партий товара у производителей заставляют его решать следующую задачу: иметь центральный распределительный склад или, минуя его, развозить товар по районным складам.
Маркетинговые решения в системе сбыта имеют цель оказать поддержку в реализации планируемого объема товаров на местном и региональном рынках.
Маркетинговая информация, подпитывающая сбыт, способствует снижению риска сбытовой деятельности.
Маркетинговые решения сбыта охватывают весь комплекс маркетинг-микса:
-решение о товарном ассортименте. Подробно вопросы формирования товарного ассортимента были рассмотрены в предыдущей главе, поэтому кажем только некоторые ключевые моменты. При принятии решений по ассортименту необходимо учитывать степень близости между товарами различных товарных групп, возможности предприятия (финансовые, кадровые, складские и т.д.), требования покупателей, наличие конкурентов. С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли. Расширение ассортимента производится по нескольким причинам:
для некоторых товаров основного ассортимента необходимо иметь дополняющие товары (товары-комплименты);
деятельность оптовой компании при данном ассортименте нерентабельна (малый оборот);
решаются другие маркетинговые задачи: продвигаются товары-новинки, предприятие переключается на более крупные розничные сегменты и т.д.;
-решение о ценах. В подавляющем большинстве случаев при заключении сделки магазинами с оптовой компанией основным фактором служит цена, качество товара и условия оплаты. Поэтому оптовая цена должна быть выгодной для магазина, учитывать характер спроса на данный товар и ценовые предложения конкурентов;
-решение о каналах сбыта. Варианты решения о методиках и каналах сбыта оптовой компанией принимаются также как и производителем. Большим преимуществом сбытовой структуры оптовой компании является возможность доставки в розничную сеть товаров небольшими партиями в короткий срок. Кроме этого, сбыт должен быть нацелен на поиск новых покупателей и освоение новых рынков.
-решение о размещении места хранения товарных запасов. Оптовая компания решает вопрос об организации системы складов или одного централизованного склада, а возможно и их комбинации. Исходными моментами служат соотношение между издержками на обеспечение производственной деятельности складов и улучшение обслуживания клиентов оптовика;
-решение оптовой компании в области коммуникаций. Коммуникативная политика большинства оптовиков направлена, прежде всего, на профессиональный рынок сбыта.
Наиболее часто применяются следующие методы коммуникации:
-деловая реклама;
-личные продажи;
-стимулирование сбыта;
-крупные оптовые компании проводят также PR-кампании.
Деловая реклама - размещение в выбранных каналах делового предложения о возможности поставки товаров по конкретным ценам. Иногда публикуются также скидки и условия транспортировки. Рекламные каналы выбираются такие, которыми пользуются профессионалы (сборные каталоги, специализированные журналы, некоторые популярные издания).
Личные продажи осуществляются на всех иерархических уровнях сотрудников отдела сбыта: директор, менеджеры и агенты по сбыту. Иногда личные коммуникации выполняют и руководители оптовых компаний. Для успешной работы сотрудники отдела сбыта должны иметь представительскую рекламу в виде визиток, сувениров, фирменных папок, ручек и т.д. Профессиональное поведение продавца способствует успешным переговорам, а его авторитет влияет на формирование имиджа всей оптовой компании.
Стимулирование сбыта в оптовой торговле осуществляется по трем направлениям:
-стимулирование потребителей;
-стимулирование посредников;
-стимулирование собственного сбытового персонала.
Стимулирование потребителей производится с целью привлечение покупателей к совершению покупки именно данного товара. На покупателя оказывается эмоциональное давление через интенсивную рекламу. Конкретные приемы и средства стимулирования зависят от типа покупателей и вида товара.
Стимулирование посредников. Основными средствами стимулирования являются:
-предоставление скидок с цены за объемы;
-предоставление скидок за включение нового товара в закупаемый ассортимент;
-скидка-сконто;
-предоставление дистрибьюторских (дилерских) скидок;
-предоставление представителям материалов с рекламой торговой марки производителя;
-организация профессиональных встреч и специализированных выставок;
-конкурсы, лотереи, игры для дилеров и других посредников с целью побуждения к увеличению объемов закупок;
-организация сервиса;
-организация обучения и т.д.
Стимулирование собственного торгового персонала. Успех сбытовой деятельности во многом зависит от того, насколько сотрудники отдела сбыта, заинтересованы в результатах своей работы. Для этого на предприятии должна быть система стимулирования торгового персонала. В общем виде эта система имеет финансовую и нефинансовую основу. Финансовые методы стимулирования предполагают сочетание постоянной части заработной платы с премиальной, комиссионной формой вознаграждения за конкретные результаты. Нефинансовые методы: материальное (бесплатные обеды, оплата транспорта и т.д.) и нематериальное (кубки, грамоты и т.д.) стимулирование может распространяться как на отдельного сотрудника, так и на какую-либо группу. Мероприятия по стимулированию требуют значительных расходов, поэтому симулирование планируется с максимальной отдачей от вложенных средств.
Информация о работе Принятие маркетинговых решений в оптовой и розничной торговле