Поведение потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:08, реферат

Краткое описание

Процесс принятий решения о покупке – это этапы, которые проходит покупатель при покупке какого либо товара, в частности этап формирования осведомленности, поиска информации, оценки альтернатив, приобретения и оценки качеств товара после покупки.

Оглавление

1. Классификация процессов принятия решения о покупке
2. Ресурсы потребителей
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 70.25 Кб (Скачать)

На высший рынок приходится добрая половина продаж предметов роскоши. Самых состоятельных представителей высшего рынка называют «сверхбогатыми». К этой категории относят людей, чей доход превосходит $50 тыс.

В принятии решений о покупке  у представителей высшего рынка  первостепенную роль играют такие факторы, как высокое качество и хороший  уровень сервиса.

По всему миру большинство  потребителей - это люди с низким уровнем дохода. В Канаде, США, Европе и других развитых регионах большая  часть потребителей имеет средний  доход, но даже здесь число людей, составляющих «низший рынок», значительно. Но магазины, обслуживающие этих людей, все равно должны быть привлекательными и стильными, должны относиться к  своим покупателям с уважением.

Магазины, торгующие со скидкой, добиваются успеха, если могут убедить  своих покупателей в том, что  те умны и привлекательны, а вовсе  не отбросы общества».

Пользуясь изменениями экономических  ресурсов потребителей в зависимости  от состояния экономики, наиболее чуткие специалисты по маркетингу могут  извлечь пользу даже из неблагоприятных  ситуаций. Во время спада следует  сфокусировать внимание на том, что  позволяет предоставить покупателям  наименьшую цену.

Фирмы, имеющие достаточную  финансовую поддержку, могут заняться увеличением своей доли рынка  посредством рекламы, в то время  как их конкуренты будут вынуждены  сокращать мероприятия по стимулированию спроса. Такие фирмы могут требовать  лучших условий от своих поставщиков или арендодателей, получая тем самым дополнительную выгоду от экономической депрессии.

Время и происходящие перемены, безусловно, покажут, насколько прочны основные направления расходования денег.

Знание того, как потребители  тратят деньги, является основой принятия макроэкономических решений, а также  помогает понять, как макроэкономические явления сказываются на маркетинговых  возможностях отдельных фирм.

Маркетинговым организациям требуется систематическая и  своевременная информация как о текущем состоянии окружающей среды, так и о существующих в ней тенденциях. Для получения этой информации проводятся специальные исследования среды. С этой целью анализируется как внутренняя информация фирмы, например, используемая высшими руководителями при принятии решений, так и внешние факторы, связанные с текущими или прогнозируемыми ресурсами потребителей.

Когда точный прогноз сделать  невозможно, многие компании прибегают  к построению сценариев, с помощью  которых сравниваются варианты будущего развития и строятся соответствующие  планы. В некоторых крупных корпорациях  эти обязанности возложены на отделы маркетинга или стратегического  планирования.

Однако, как показывает практика, исследование среды проводится более  эффективно, если его выполняют линейные менеджеры, которые также несут  ответственность за принятие решений  по результатам этих исследований.

Можно проанализировать и  другие виды влияния экономических  ресурсов на совершение покупок потребителями.

Ресурсы потребителей ограничены имеющимися в наличии деньгами и  временем. Доход и благосостояние, как мы только что выяснили, являются решающими факторами, но для того, чтобы понять поведение потребителей до конца, необходимо понять, как люди распоряжаются своим временем.

Хотя высокие доходы и  могут позволить некоторым сегментам  потребителей приобретать множество  товаров и в больших количествах, люди не в состоянии делать все, что  им хочется. Для того чтобы иметь  больше свободы действий, требуется  дополнительный ресурс - время. Денежный бюджет теоретически может быть неограничен, а время имеет свои пределы. Рано или поздно оно заканчивается, а  дефицит увеличивает ценность. Задача богатых потребителей – иметь  как можно больше времени, а не товаров.

Многие потребители ценят  свободное время так же высоко, как и деньги, потому что именно времени им больше всего недостает. Более других о времени беспокоятся  женщины, родители и несовершеннолетние. Практически каждый второй американский рабочий готов отказаться от своей  дневной зарплаты ради лишнего выходного. То, как потребители распределяют свое время по различным видам  деятельности, называют стилем использования  времени.

Традиционно считалось, что  все время, которое имеют потребители, можно разделить на две части: рабочее и свободное. Эта концепция  представлена на рис. 3.

Рис. 3. Концепции времени  потребителя

 

Снизу отражено современное  представление о времени. Оно  делится на три блока:

- «оплачиваемое время»;

- «время на выполнение  обязанностей»;

- «личное время».

Можно классифицировать товары и услуги по отношению к использованию  времени, и эти их свойства очень  важны в маркетинге. Продукты называются взаимозаменяемыми, если каждый из них  может удовлетворить одну и ту же потребность, и дополняющими, если при совместном их использовании  они способны удовлетворить более  широкую потребность.

Определение свободного времени  еще более усложняется, когда  люди получают оплату за действия, которые  они могут выполнять по своему желанию. Артисты, профессора и профессиональные спортсмены представляют собой пример тех счастливцев, которые получают деньги за работу, которую они выполняли  бы и без вознаграждения.

Возможно, даже студенты могут  считать чтение учебников свободным  временем, а не «временем на выполнение обязанностей» или «оплачиваемым  временем».

Временной бюджет схож с денежным в том смысле, что на него также оказывают влияние некоторые члены семьи или домохозяйства, что называется двойственной природой использования времени супружескими парами. В этом случае индивидуальные действия определяют расходящиеся стили использования времени, в то время как общие действия определяют стили сходящиеся.

Познавательные ресурсы представляют собой умственную способность, необходимую для выполнения различных действий по обработке информации. За эти ресурсы потребителей продавцы борются так же, как за их время и деньги. Им нужно привлечь внимание потребителей, а в сегодняшних рыночных условиях это может оказаться непростой задачей.

Способность - ресурс ограниченный. За некий период времени мы можем обработать только определенное количество информации. Способность обычно измеряется порциями информации - объем нескольких видов информации, которые могут быть обработаны единовременно.

В зависимости от источника  информации способность может меняться от четырех-пяти до семи порций, что  является довольно высоким показателем. Раньше говорили, что телефонные номера состоят из семи цифр потому, что  многим людям больше цифр просто не запомнить. Если это верно, то, по мере того как число слов в предложении  начинает превышать семь, запоминаемость этого предложения падает.

Распределение познавательной способности называется вниманием. Внимание характеризуется двумя вещами: направлением и интенсивностью.

Направление - это то, на чем  сфокусировано внимание. Т. к. потребители не в состоянии обработать все внутренние и внешние раздражители, существующие в любой конкретный момент времени, им приходится селективно распределять этот ограниченный ресурс. Некоторым раздражителям будет уделено внимание, другие будут проигнорированы.

Внимательность представляет собой количество внимания, сосредоточенного в определенном направлении. Прежде чем направить его в другое русло, потребители тратят ровно столько внимания, сколько необходимо для распознания раздражителя (например, новое рекламное объявление автомобиля).

В других случаях внимания отводится столько, сколько необходимо для того, чтобы понять основную суть объявления. Иногда потребители  уделяют раздражителю все свое внимание и тщательно изучают сообщение. Так ведет себя человек, подыскивающий  новую машину, когда просматривает  рекламу автомобилей.

Познавательные способности  ограничены, и из этого факта следует  несколько важных выводов о том, как потребители обрабатывают информацию и выбирают товар.

Насыщенная информацией  среда создает потребность в  лучшем распределении познавательной способности. Это относится и  к конкретному потребителю, и  к целой фирме, которая старается  правильно оценить имеющийся  у нее объем знаний.

Широкое применение компьютеров  и коммуникационных технологий приводит к увеличению скорости передачи информации, а также объемов данных, которые  могут храниться и обрабатываться в единицу времени.

Потребители, которые умеют  собирать и организовывать информацию, могут охватить в процессе поиска больше товаров и услуг, равно  как и те, кто имеет больше экономических  или временных ресурсов.

Решения зависят от того, как потребители оценивают информацию, а также от ограничений во времени. Фирмы, которые знают, как улучшить процесс поиска, получают конкурентное преимущество перед теми, кто этого  не знает.

Привлечение внимания потребителя - эта одна из самых больших задач, стоящих перед маркетингом.

Потребители постоянно испытывают воздействие раздражителей, борющихся  за их внимание.

Если попытаться оценить  число рекламных объявлений, с  которыми потребители сталкиваются за день, то счет пойдет на сотни.

Более того, это число  будет расти по мере того, как  появляются все новые и новые  способы воздействия на потребителя (например, вставка рекламных сообщений  в кассеты из видеопроката, видеодисплеи в магазинных тележках или около касс и т. д.). Из этого следует, что успех рекламного обращения определяется в первую очередь тем, привлечет ли оно внимание потребителя.

Таким образом, у потребителя  есть три основных вида ресурсов, используемых в процессе принятия решения –  экономические, временные и познавательные.

Это означает, что торгующие  фирмы борются за деньги, время  потребителя и его способность  к обработке информации.

Восприятие потребителем имеющихся у него ресурсов может  сказаться на его готовности тратить  время и деньги на приобретение товаров.

Таким образом, изменение  уверенности потребителей может  помочь при прогнозировании будущего объема продаж в данной товарной категории.

Список использованной литературы

 

Алёшина И.В. Поведение потребителей. - М.: Фаир-Пресс, 2000. - 384 с.

Васильев Г.А. Поведение  потребителей. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 240 с.

Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2004. – 656 с.

Кузьмина Е.Е., Шаляпина Н.М. Теория и практика маркетинга. –  М.: Кнорус, 2005. – 224 с.

Лыгина Н.И., Макарова Т.Н. Поведение потребителей. – М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2005. – 208 с.

Меликян О.М. Поведение потребителей. – М.: Дашков и К, 2006. – 260 с.

Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. - Спб.: Питер, 1999. - 768 с.

1 Энджел Д. Поведение потребителей. – СПб.: Питер Ком, 1999. – с. 145.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Факторы потребительского выбора

Поведение потребителя не подчиняется простым закономерностям  максимизации выгоды, рациональных оценок, расчетов и выбора. Помимофункционального спроса, при котором ведущими становятся качества, присущие самому товару, существует нефункциональный спрос. Он обусловлен различными психологическими причинами. Престиж и мода, желание подражать или выделяться, надежда улучшить свой образ "Я" с помощью товара, компенсировать им недостатки и смягчить комплексы неполноценности — все это преобразовывает полезность товара, пропуская ее через призму психологических факторов.

В научной и прикладной литературе представлены различные  классификации факторов, влияющих на принятие решения о покупке, которые должны быть учтены в рекламе и продажах. Одна из наиболее распостра-ненных классификаций принадлежит Ж.Ф.Кролару1. Автор предлагает опираться на совокупность потребностей, сокращенно обозначенную как SABONE (Securite— безопасность, Affection— привязанность, Bien etre — комфорт, Orgueil — гордость,Economic — экономия).

Безопасность — это прежде всего спокойствие, которое приносит услуга или товар, на которые можно положиться. Прочность, надежность, гарантии по поводу времени эксплуатации продукта обслуживают эту потребность.

Привязанность — это та связь, которая соединяет нас с какими-либо предметами или людьми и которую трудно объяснить, но чаще всего она является результатом привычки. Иногда привязанность уходит, но остается зависимость. Примером привязанности может быть верность торговой марке.

Комфорт — это то удобство, которое приобретается с покупкой товара. Имеются в виду преимущества (чаще всего технические), ожидаемые от товара: удобен в обращении, легко содержать в порядке и т.д.

Гордость связана со стремлением потребителя как-то выделиться на общем фоне и чем-то отличиться от других. Предлагая высококачественные товары, продавцы "играют" на том, что потребитель уникален, единственен и, покупая такие товары, он приближается к определенному уровню жизни, получает возможность продемонстрировать другим при обретенные вещи и вызвать восхищение. Это политика высокой цены.

Новизна всегда привлекает людей, она связана с потребностью в переменах, обновлении уже имеющихся вещей и отношений. Стремление к новизне — это поиск новых ощущений.

Потребность, связанная с экономией, вездесуща, однако она не имеет того решительного преобладания, какого можно было бы ожидать. Цена— часто пустяк по сравнению с услугами, которые может оказывать товар, но она может быть и движущей силой продажи, как дополнительная гарантия качества.

 

Типичные эффекты потребительского поведения

Обратимся к эффектам, отображающим наиболее типичные модели поведения, которые  создают нефункциональный спрос2. Они показывают, что реальное поведение потребителя отличается от поведения "экономического человека". В теории спроса (одной из фундаментальных концепций неоклассической политической экономии) обратная зависимость количества покупаемого товара от его цены выражается непрерывной кривой спроса. На практике взаимоотношение цены и количества приобретаемого товара не имеет непрерывного характера.

Эффект "бэндвэгон" (bandwagon effect или эффект общего вагона, присоединения) состоит в том, что товар покупается не в силу необходимости, а в силу желания не отстать от других, быть как все. Данный эффект свидетельствует об ориентации потребителя на определенную социальную норму.

Эффект "сноба" выражает, наоборот, стремление отличаться от других, выделяться из "толпы", поэтому не приобретается необходимый товар, когда он доступен другим.

Эффект Веблена свойственен показательному демонстративному потреблению (с опорой на мнение других людей). Он связан с влиянием цены, причем парадоксально, когда с повышением цены увеличивается спрос на товар и, наоборот, снижение цены уменьшает количество покупок. Эффект Веблена реализует потребность в уважении.

Близок к нему эффект "цена-качество", опирающийся на заключение о том, что более высокая цена всегда соответствует более высокому качеству.

Срабатывает также эффект "верность качеству", вызванный устойчивой предрасположенностью к определенной фирме или торговой марке, которая может выступать авторитетом, гарантом при покупке незнакомых, новых или не свойственных этой фирме товаров.

Своеобразно срабатывает  механизм временных предпочтений при  покупке. Например, было установлено, что при покупке электроприборов отдается предпочтение более дешевым, но менее экономичным товарам. Согласно проспект-теории мы часто излишне уцениваем будущие расходы3.

 

Задание______________________________________________

1. Назовите потребности,  которые учитываются классификацией  Ж.Ф.Кролара. Используйте их для составления рекламного описания какого-либо товара.

2. Какие эффекты, противоречащие  традиционному пониманию рационального поведения покупателя, Вы знаете?

 

Модели избирательного поведения потребителя

Среди попыток описать  потребительский выбор наиболее известна и применяема на практике модель, приведенная на рис. 7.

Рис.7. Модель Ф.Котлера.

 

Развернутая модель покупательского  поведения была предложена известным специалистом в области маркетинга Ф.Котлером. Модель построена в рамках классической концепции бихевиоризма и представлена в виде трех последовательно связанных блоков:

- побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители; — «черный ящик» сознания покупателя;

- ответная реакция покупателя.

Пройдя через «черный  ящик» сознания покупателя, всевозможные раздражители (первый блок) вызывают ряд  доступных наблюдению покупательских реакций (третий блок). Наибольший интерес для психологов представляет "черный ящик" сознания покупателя. Он состоит из двух частей, одна из которых содержит характеристики покупателя, оказывающие влияние на восприятие раздражителей и реакции на них, вторая часть включает принятие покупательского решения.

К характеристикам покупателя относятся факторы различных уров ней, которые оказывают влияние на совершаемые им покупки. К ним относятся:

1. Факторы культурного  порядка: культура (базовый набор  ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества); субкультура (культура более мелких групп); социальное положение.

2. Факторы социального  порядка: референтные группы; семья; роли и статусы.

3. Факторы личного порядка:  возраст и этап жизненного  цикла семьи; род занятий, экономическое  положение; образ жизни; тип  личности или представление о  самом себе.

4. Факторы психологического  порядка: мотивация; восприятие; усвоение; убеждение.

Котлер предлагает также схему процесса принятия решения о покупке, которая состоит из пяти этапов: осознание проблемы, поиск информа ции, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.

Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Он чувствует разницу между своим реальным и желаемым состоянием. По прошлому опыту человек знает, как справиться с этим побуждением, и его мотивация ориентируется в сторону класса объектов, которые способны удовлетворить возникшее побуждение.

Мотивированный потребитель  может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может отложиться в его памяти. При этом потребитель либо прекращает поиски информации, либо пытается поискать еще немного, либо занимается активными поисками. В поисках информации потребитель обращается к следующим источникам'.

— личные источники (семья, друзья, знакомые); -коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки);

— общедоступные источники (средства массовой информации); - источники эмпирического опыта.

На этапе оценки вариантов  важно выделить следующие моменты. Во-первых, каждый потребитель рассматривает  товар, как определенный набор свойств, но обращает больше всего внимания на те свойства, которые имеют отношение к его нужде. Во-вторых, потребитель склонен придавать разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными для себя. В-третьих, потребитель формирует у себя набор убеждений о марках товаров, который можно назвать образом марки. Далее, каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности. Наконец, отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате выполненной им оценки. Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов из множества альтернатив выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора: 1) отношения других людей; 2) непредвиденные обстоятельства.

Купив товар, потребитель  будет либо удовлетворен, либо не удовлетворен, что отразится на его последующем поведении и отношении к данному товару, марке, фирме.

 

Задание____________________________________

Опишите блоки, стадии и механизмы  потребительского выбора согласно модели Котлера.

 

Более психологизированные поведенческие модели потребительского выбора представлены в обзоре М.Фридмана4. Автор рассматривает пять концептуальных моделей. Все они пытаются исчерпывающе объяснить процесс выбора, используя для этого графические схемы, отразить различные взаимосвязи эндогенных и экзогенных переменных, влияющих на потребительское поведение, проследить основные этапы поведения покупателя.

Модель Андриасена. Первую поведенческую модель потребительского выбора, разработанную Андриасеном, можно назвать моделью формирования отношения5. .Ядром модели является комплекс установок и способности переработки информации у отдельного потребителя. Андриасен утверждает, что именно установки потребителя на товар в наибольшей степени влияют на его реакции в сфере потребительского выбора. В свою очередь, на эти установки могут оказывать влияние пять факторов:

1) личность отдельного  потребителя;

2) прошлые переживания,  связанные с удовлетворением  потребностей;

3) прошлый опыт, не включающий  удовлетворение;

4) социальное восприятие, т.е. восприятие человеком надежд, норм и ценностей значимых для него других людей;

5) личностные установки  на объекты, связанные с интересующим  товаром.

Изменение отношения к  продукту может быть результатом  изменения одного или нескольких из этих образующих факторов. Информация, получаемая индивидом из разных источников, подвергается "процессу фильтрации", после которого она взаимодействует со множеством явлений (например, убеждениями, эмоциями). В результате формируется установка, которая влияет на дальнейшее поведение.

Возможны три варианта действий потребителя. Потребитель может выбрать продукт (купить), продолжить поиск или воздержаться от действий. Решение выбрать товар, как и два других варианта, принимается с некоторым элементом принуждения (доход, бюджетные приоритеты, технические возможности, например, габаритные, хозяйственная полезность). Выбранные альтернативы содержат механизм обратной связи, который влияет на фильтрационные процессы в будущем.

Модель Никосиа. Одной из относительно компактных моделей потребительского поведения является модель Никосиа6. С опорой на компьютерный каркас в ней сделан акцент на природе взаимодействия купли-продажи. Другое достоинство модели состоит в ведущей роли, отводимой продающей фирме. Как видно из рис.8, модель содержит четыре основных блока:

1) цепь событий, начинающаяся  с активации посредством маркетингового сообщения — до формирования потребительской установки;

2) процессы поиска и  оценивания;

3) акт приобретения или  покупка;

4) процесс обратной связи.

Первый блок делится на две части: элементы маркетинга фирмы, влияющие на установки потребителя, и психологические атрибуты (особенно предубеждения), влияющие на восприятие потребителем маркетинговых сообщенией фирмы. Установка потребителя в отношении продукции фирмы является результатом действия этого блока.

Рис. 8. Модель Никосиа.

 

Второй блок содержит процессы поиска соответствующей информации для оценки продукции фирмы по сравнению с другими альтернативами и покупки. Результат этих процессов — наличие или отсутствие мотивации к приобретению товара данной фирмы.

В случае возникновения мотивации  к покупке осуществляется акт  приобретения (третий блок).

Четвертый блок обеспечивает после приобретения обратную связь  двух типов: обратную связь с фирмой, несущую информацию о продаже, и  обратную связь с потребителем, порождающую  переживания, связанные с покупкой. Второй тип связи влияет на потребительские  предубеждения в будущем.

Модель Ховарда-Шеса отражает пять стадий в процессе принятия решения потребителем: привлечение внимания, восприятие товара, формирование установки, возникновение намерения, акт приобретения7. В качестве входных стимулов модель рассматривает три группы факторов: качественные физические характеристики (размер, форма, качество И проч), символические стимулы (например, название) и социальные стимулы (социальный класс и т.д.).

Далее подключаются перцептивные конструкты , такие как внимание и открытый поиск; они фильтруют информацию Приобретенные конструкты (мотивы, критерий выбора, установка, восприятие марки и т д.) являются ядром данной модели и взаимодействуют между собой сложным образом.

Если перцептивные и приобретенные конструкты рассматриваются как внутренние ненаблюдаемые механизмы покупательского поведения, то факторы выхода, включающие опять-таки внимание, восприятие, установку, намерение и новый конструкт— приобретение, основаны уже на непосредственно наблюдаемых данных Помимо прочего, модель учитывает экзогенные переменные, а именно: пол, личностные черты, религиозные установки, финансовое положение и т.д

 

Задание_________________________________________________

Какие формы привлечения  внимания обозначены в модели Ховарда-Шеса как входные стимулы?

Модель Энжел-Колат-Блэквел схожа с вышеупомянутыми моделями8. Процесс решения здесь представлен так же пятью этапами: осозна ние проблемы, поиск информации, оценка альтернатив, выбор, результа ты (диссонанс-удовлетворение).

Особенностью и достоинством модели является то, что на этапе  оценки альтернатив авторы добавляют  такие факторы принятия решения, как жизненный стиль, следование нормам, подверженность воздействиям информации В качестве внешних факторов авторы отмечают культурные нормы и ценности,референтные (значимые) группы, непредвиденные обстоятельства.

Модель Бетмана. Самой новой поведенческой моделью потребительского выбора является разработка БетманаВ качестве ее ключевых элементов представлены следующие: способность переработки информации, мотивация, внимание и восприятие, получение информации и оценка, использование памяти, процессы решения, потребление и узнавание. Учитываются также индивидуальные различия и ситуативные влияния.

Основное отличие модели состоит в том, что она включает сканирующий механизм для постоянного корректирования среды, механизм прерывания текущего поведения, интерпретации и управления конфликтными ситуациями Процесс выбора рассматривается скорее как повторяющаяся процедура, а не последовательная. На каждой стадии цикла делаются выборы; таким образом процессы решения являются критическими в модели. Процессы решения протекают в ходе выбора определяющих целей, отбора информации, сравнения альтернатив при покупке

Модели потребительского избирательного поведения различаются  полнотой охвата компонентов процесса и факторов, влияющих на него. Несмотря на попытки авторов моделей исчерпывающе рассмотреть весь круг явлений, связанных  с потребительским выбором, каждая из них встретилась с рядом  критических замечаний со стороны  специалистов в области психологии и экономики Тем не менее, теоретическое  значение разработки моделей потребительского выбора, на наш взгляд, состоит в  осознании авторами сложности и  многоуровневости потребительского поведения, невозможности его однозначного прогнозирования Хотя каждая из моделей направлена на поиск компонентов и механизмов покупательского выбора с целью оптимального управления им, задача остается пока нерешенной. Модели, как правило, являются громоздкими и мало пригодными для прикладных целей, поскольку потребительский выбор обусловлен многими факторами

Задание_________________________________________________

Какая из приведенных выше моделей потребительского выбора делает акцент на управлении покупкой продающей фирмой?

 

Личность и потребительский  выбор

Что касается влияния на выбор  личностных особенностей, то к ним  относятся прежде всего мотивационно-волевые, коммуникативные и соотношение рационального и эмоционального в профиле личности. В наших исследованиях было показано, что более целеустремленные оказались более осторожными в экономическом поведении, меньше внимания ими уделяется второстепенным признакам товара например, упаковке, и больше содержательным (качество, функциональность)10.

У более настойчивых выражена поисковая активность в поведении потребителя, последовательность и избегание влияния ситуативных авторитетов. Самостоятельность также высокозначимо связана с активностью в поиске информации о товаре и оценке его свойств.

Что касается таких качеств, как решительность и самообладание, то они оказались связаны с риском, стремлением к новизне, с отсутствием боязни покупать новые неапробированные товары.

Самообладание высокозначимо связано с приоритетностью полезности товара (может быть, человеку с высоким самообладанием легче отследить эту полезность). Кроме того, чем выше самообладание, тем больше риска в покупках.

Влияние социальных (коммуникативных) мотивов также сказывается на потребительском поведении. Так, люди с более высоким уровнем эм-патии(сопереживания, соучастия, мотива и умения поставить себя на место другого) больше тревожатся по поводу правильности выбора товара. Это связано с тем, что в ситуации покупки эмпатичные в большей степени подвержены влиянию эмоционального контекста общения. Рациональная же оценка товара часто происходит уже после совершения ими покупки.

Люди с ярко выраженной аффилиативной потребностью (стремлением к установлению эмоциональных контактов), т.е. те, кто постоянно нуждаются в присоединении, одобрении, поддержке, в большей степени при выборе товара опираются на информацию, полученную из рекламы. Чем больше выражена потребность в присоединении, тем чаще при покупке человек прислушивается к мнениям других людей, меньше уделяет внимания объективным качествам товара, поскольку в ситуации покупки для него важны добрые отношения с партнером по общению— продавцом.

Чувствительность  к отвержению другими так же, как и эмпатия, отрицательно связана с тщательностью изучения характеристик товара. Человек, который в большей степени переживает осуждение другими, будет скорее испытывать чувство вины, проявляя дотошность, тщательность упорство и недоверие. Чем дольше и внимательнее такой человек в магазине изучает характеристики товара, тем сильнее у него отрицательные эмоции, связанные с боязнью, что о нем плохо подумают. Факт преувеличения социального контекста покупки более чувствительными к отвержению людьми проявляется и в свойственном им беспокойстве о правильности выбора товара. Таким образом, вовлеченные в общение по поводу покупки чаще делают нерациональный выбор.

 

Задание____________________________________

1. Какие личностные качества  осложняют процесс покупки, если  рассматривать ее с точки зрения максимальной рациональности?

2. Понаблюдайте за собой  в роли покупателя. Какие индивидуальные  качества влияют на типичное  для Вас потребительское поведение?

 

Контрольное задание

1. Что означает эффект  Веблена?

2. Какие этапы обычно  выделяют в процессе покупки?

1 См.: Жандезон Ж., ЛансестрА. Методы продажи / Пер. с франц. М, 1993.

2 Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.МГальперина; пер. с англ. СПб., 1993.

3 Малахов С.В. "Экономический человек" и рациональность экономической деятельности обзор зарубежных исследований // Психологич. журн. 1990. Т. 11. № 6.

4 F r i d m a n M. Behavioural consumer choice models //Handbook of Economic psycology /Ed. W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E.Warneryd, Dodrecht; Boston ;London, 1988

5 См.: там же.

6 См.: там же.

7 См. там же.

8 См там же


Выбор между потребительскими и утилитарными товарами – одна из любимых тем маркетологов. Сама идея о том, что товары разделяются на гедонистические и функциональные, предполагает, что потребитель при принятии решения о покупке товара или услуги руководствуется двумя противоположными и сходными по силе импульсами. Один из них – это понятное и рациональное стремление к удовлетворению какой-либо потребности или разрешению проблемы. Этот импульс заставляет потребителя отдавать предпочтение более функциональным товарам и услугам.

В таких товарах сильнее  проступает их непосредственная, потребительская  ценность, или, как говорил Маркс, Gebrauchswert. Другой потребительский импульс описать гораздо сложнее. Речь идет о довольно тонких и трудно уловимых сторонах решения, для которых иногда используют описательный термин "гедонистические". Гедонистические свойства товаров не удовлетворяют никакой явной функциональной потребности и не решают осознаваемой самим потребителем проблемы. Их задача – доставлять нам удовольствие в самом широком смысле, они апеллируют к нашим подсознательным природным и культурным склонностям. Склонности эти могут быть как очевидными биологическими, так и навязанными нам культурными стереотипами. Вот, например, хлеб – это функциональный товар. А шоколадные конфеты – гедонистический (люди, как правило, с удовольствием едят сладкое). Или вот "Уазик" для менеджера нефтяной компании, живущего где-нибудь между Норильском и Нарьян-Маром, – это функциональный товар, а вот "Феррари", на котором можно раз в году проехаться по единственной в округе заасфальтированной дороге от мэрии до нефтеперерабатывающего завода, – это уже товар явно гедонистический. При этом "удовольствие" от владения "Феррари" в сибирской тундре будет понятно только людям, по-настоящему глубоко впитавшим в себя все культурные стереотипы потребительского общества начала XXI века.

Итак, одни товары и услуги в определенном контексте выступают  как скорее функциональные (утилитарные), а другие – скорее как гедонистические. По каким критериям происходит выбор  между этим двумя группами товаров? Оказывается, многое здесь зависит  о того, происходит ли выбор в "ситуации приобретения", или в "ситуации утраты". Попробуем пояснить, о  чем идет речь.

На основе нескольких экспериментов  и полевых исследований преподаватели  Йельской бизнес-школы Рави Дхар и Клаус Вертенброх пришли к выводу, что потребитель обычно склонен больше учитывать гедонистические свойства товара, если речь идет о возможной потере этих свойств, а не об их приобретении. Эту закономерность можно проиллюстрировать на следующем примере. Предположим, квартиросъемщику предстоит сделать выбор между двумя квартирами с примерно одинаковыми потребительскими свойствами (площадь, удобства и пр.). При этом одна из квартир имеет функциональное преимущество – она расположена рядом со станцией метро. Зато из окон другой квартиры открывается прекрасный вид (гедонистическое преимущество), в то время как в первой квартире окна выходят на автомобильную парковку. Итак, потребитель должен выбрать между более функциональным и более "гедонистическим" вариантом своего будущего жилища. Согласно исследованию Рави Дхара и Клауса Вернтенброха, выбор, сделанный потребителем, во многом зависит о того, каким было его предыдущее жилье. Если он и до этого жил в квартире с красивым видом, вероятность выбора в пользу "гедонистического" варианта повышается. Ведь потребитель фактически стоит перед перспективой отказа от некоторого блага, которым он уже обладает. Если же в предыдущем жилье вид был вполне ординарным, речь будет идти о приобретении нового потребительского качества, и в выборе между функциональным и гедонистическим качеством повышается вероятность выбора в пользу качества более функционального. Американским ученым удалось экспериментально подтвердить истинность высказанной гипотезы.

Информация о работе Поведение потребителей