Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 07:54, реферат
На данный момент взаимоотношения потребителя и производителя выстраиваются таким образом, что потребитель находится в центре интересов производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия. Именно поэтому для производителя важным является изучение потребителя с психологической, экономической, социологической и культурологической точки зрения. Сформировавшаяся недавно дисциплина "поведение потребителей" включает в себя эти подходы, исследует потребителей с различных позиций.
Введение
1.Эволюция взглядов на поведение потребителей
2. Типы потребительского поведения
3. Взаимная обусловленность мотивации и поведения потребителей
3.1. Суть понятия мотивация
3.2 Мотивационная теория и маркетинговая стратегия
Заключение
Аналитическая часть
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1.Эволюция взглядов на поведение потребителей
2. Типы потребительского поведения
3. Взаимная обусловленность
мотивации и поведения
3.1. Суть понятия мотивация
3.2 Мотивационная теория и маркетинговая стратегия
Заключение
Аналитическая часть
Список использованной литературы
потребитель маркетинговый поведение мотивация
Введение
На данный момент взаимоотношения
потребителя и производителя
выстраиваются таким образом, что
потребитель находится в центре
интересов производителя, является
его основной целью и объектом
целенаправленного воздействия. Именно
поэтому для производителя
В данной работе будет освещено основное содержание поведение потребителей - модели поведения потребителей, их психологические особенности и мотивации. Также будет рассмотрена специфика этой науки и история её становления.
Актуальность темы обусловлена тем, что каждый индивид, являющийся потенциальным потребителем, имеет свои психологические особенности, тип характера и темперамента. При анализе этих особенностей можно выявить некие модели, характерные для поведения потребителей. Типы потребительского поведения тесно связаны с мотивациями. Приобретение того или иного товара или использования услуги является действием, в основе которого лежат различные побудительные мотивы. Эти мотивы могут, как опираться на здравый смысл, так и формироваться под воздействием случайных импульсов. Таким образом, исследование мотиваций и типов потребительского поведения является очень важным для создания рекламы, способной воздействовать на целевую аудиторию необходимым для рекламодателя образом.
Объектом исследования данной работы является поведение потребителей. Предмет исследования - особенности различных моделей поведения потребителей.
Цель работы - изучить особенности различных моделей поведения потребителей.
Задачи данной работы:
1. Выявить типы потребителей, распространённых в России;
2. Рассмотреть понятие мотивации и ее суть;
3. Изучить мотивации, которыми руководствуется индивид при выборе товара или услуги.
Таким образом, в данной работе
будет рассмотрен один из аспектов
взаимодействия рекламы и потребителя,
их взаимовлияния и
1. Эволюция взглядов на
До возникновения маркетинга деятели рынка учились понимать потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов со своими клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает, как именно покупает, когда именно покупает, где именно покупает и почему именно покупает. [8, c. 141]
Для маркетинговых исследований
потребительского поведения с самого
начала было характерно фокусирование
внимания на отдельном индивиде-
В 1950-е гг. в Америке появились "мотивационные исследования", строившиеся на глубоких интервью и тесно связанные с традицией психоанализа, идущей от З.Фрейда. Широкомасштабное изучение бессознательных мотивов потребителей для рекламных и маркетинговых целей проходили под руководством доктора Э. Дихтера. [13, c.12].
В 1960-е гг. в исследованиях
потребительского поведения появились
новые аспекты изучения, пришедшие
из психологии. В их основу было положено
понимание потребителя как
Также активно исследовалось воздействие рекламы на индивида как важный фактор потребительского поведения. По мнению исследователей, реклама способна подготовить человека к определённому выводу, сориентировать и побудить к определённому действию. Только учитывая особенности человеческой психики, возможно усилить эффективность рекламного обращения. Выделяли следующие уровни психологического воздействия рекламы:
- когнитивный. Его сущность
состоит в передаче
- аффективный. Целью
- суггестивный (внушающий).
Внушение предполагает
- конативный. Реализуется в способствовании совершению определённых действий покупателем (покупки), подсказывании ему ожидаемых от него действий. [17, с. 73 - 74]
Процесс институционализации "Поведения потребителей" в Америке завершился в первой половине 1970-х гг.: в 1969 г. возникла Ассоциация изучения потребителей, в 1974 г. было начато издание специального журнала - "Journal of Consumer Research".
В 1980-е гг. в США на кафедры маркетинга пришли работать антропологи, социологи и литературные критики, что расширило взгляд на потребительское поведение. В результате критика традиционного подхода началась уже изнутри кафедр маркетинга. Возникшее направление в маркетинговых исследованиях получило название "нового". К 1990-м годам его право на существование было признано наряду с традиционной школой. Характерная черта нового направления - это фокус на культуру и социальные проблемы. Однако традиционный взгляд на потребительское поведение количественно доминирует. [6, с. 8 ]
Таким образом, "поведение
потребителей" является междисциплинарной
наукой, тесно связанной с
2. Типы потребительского
Задача определения
Для сбора данных применяется следующая технология:
1. Личные интервью дома
у респондента по вопросам
семейного потребления,
2. Самозаполнение всеми членами семьи в возрасте 10 лет и старше анкет об индивидуальном потреблении, отношении к средствам массовой информации и о стиле жизни.
Психографический тип потребителя в этом исследовании определяется следующим образом. Респондентов просят определить свое отношение к ряду высказываний (общее количество - 185, некоторые из высказываний приведены ниже), по шкале Лайкерта: «Согласен; Скорее согласен; Ни то, ни другое; Скорее не согласен; Не согласен; Не применимо».
Высказывания определяющие стиль жизни потребителя.
Реклама и СМИ
Мне нравится смешная реклама.
Мне хочется покупать продукты, которые рекламируются.
Я покупал товары, которые рекламируются в Интернете
Реклама никак не влияет на мое решение о покупке товаров
Я не обращаю внимание на рекламу в газетах и журналах
Когда показывают рекламу по ТВ, я переключаю на другой канал
Товары и услуги
Я предпочитаю российские продукты питания
Я думаю, что продукция известных фирм - более качественная
Лучший алкогольный напиток, который стоит пить - это водка
Я готов платить больше за продукты, которые не содержат химических добавок
Я готов платить больше за хорошее качество
Покупательское поведение
Я часто хожу в престижные, дорогие магазины
Если я выбрал какую-то марку товара, то я всегда буду стараться покупать именно ее
Я иногда покупаю товары рекламу которых я видел
У меня есть более интересные занятия, чем бегать по магазинам за покупками
Я стараюсь не брать деньги в долг
Дом и самооценка
Я уверен, что смог бы организовать свою компанию
Я живу сегодняшним днем, не заботясь о завтрашнем
Меня всегда интересовала техника, например автомобили или самолеты
Мне нравится выделяться из толпы
Я хожу на работу прежде всего из-за денег
После этого полученная информация обрабатывается с помощью программного обеспечения. С помощью этой методики были получены следующие психографические типы потребителей.
Новаторы - обладают прогрессивными взлядами, современным мышлением, высокой потребительской и покупательской активностью, они хотят и могут покупать новые продукты, товары и услуги, как правило делают это раньше других.
Благополучные - тип близкий к "новаторам", но более разумно и серьезно относящийся к финансовым вопросам. "Благополучные" - это "новаторы" по прошествию определённого количества лет, довольные своим положением, достигнутым благополучием и достаточно высоким уровнем жизни.
Оптимисты - энергичные, легкие в общении, стремятся произвести впечатление веселого, удачливого человека.
Рассудительные - люди, которым надо во всем разобраться, все взвесить, прежде чем принять решение, они осторожны в финансовых вопросах, склонны скорее экономить, чем импульсивно тратить деньги; хотят быть уверены, что купленный товар стоит тех денег, которые за него платят; склонны покупать менее дорогие, а также российские товары, лояльны к выбранной марке.
Ориентированные на фирменные, качественные товары - главное для них при выборе товара - его качество, при этом они знают, что товары известных фирм отличаются высоким качеством и стоят дороже, готовы переплатить, но купить товар известной фирмы.
Западник - ориентирован на западный образ жизни, престижные, валютные магазины, импортные, фирменные товары, западную музыку.
Молодой - к этому типу принадлежат активные, общительные люди, которые проявляют живой интерес ко всему новому, необычному, веселые, часто безрассудные.
Фаталист - пассивно относится
к своему положению, своей судьбе,
болезненно воспринимает критику и
замечания в свой адрес, нередко
негативно относится к
Мужской - отражает не принадлежность к мужскому полу - женщины также могут относиться к этому типу, если они обладают сильными патриархальными взглядами на роль мужчины в обществе, традиционно «мужскими» интересами и предпочтениями (более лояльны к алкоголю, интересуются техникой, поддерживают привилегии мужчины в обществе).
Не вписавшиеся в рыночные условия - аутсайдеры - те, кто не нашел свое место при изменившихся обстоятельствах, они не принимают перемен, так как не видят возможности улучшения своего положения в будущем, пассивны, имеют низкий уровень жизни, ориентированы на дешевые товары, покупку только самого необходимого. [12, с. 17 - 23]
Сравнив данные исследований
западного и российского
3. Взаимная обусловленность
3.1 Суть понятия мотивация
Мотивационно - потребностная сфера человека сложна и динамична. одни потребности удовлетворяются, другие - возникают, одни - ослабевают, другие - возрастают. В каждый момент времени желания человека и возможности их удовлетворения находятся в соотношении. Человек так или иначе осознаёт это положение, что существенным образом сказывается на регуляции его поведения, в том числе и потребительского. [16, с. 39]
Информация о работе Потребительское поведение и его стимулирование