Политика собственных торговых марок на торговом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Собственные торговые марки все активнее завоевывают полки магазинов. В прошлом году их доля в западных супермаркетах увеличилась на 10% по сравнению с прошлогодними показателями, достигнув $82,9 млрд. Это дает хорошую возможность торговым сетям жестко надавить на поставщиков. Нынешний успех собственных торговых марок супермаркетов (СТМ) в мире объясняется не только разразившимся финансовым кризисом и снижением доходов населения. Если еще несколько лет назад СТМ ассоциировались с низкокачественными продуктами, то сейчас ритейлы вполне способны предложить конкурентоспособный качественный товар под собственной этикеткой. Многие уже рассматривают такие товары, чуть ли не в качестве своеобразной «прививки» от кризиса. После беглого ознакомления с показателями торговой активности сетей, становится, очевидно, что собственные торговые марки действительно способны вытягивать за собой общие объемы продаж. Что и определило актуальность данной курсовой работы.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность и марочная политика отмеченного предприятия.
Предметом исследования является торговая марка «Пятерочка».
Цель курсовой работы - рассмотреть торговую политику собственных торговых марок на примере торговой сети «Пятерочка».
Задачи: Рассмотреть теоретические аспекты «торговой марки», «товарной и торговой политики» предприятий;
Изучить особенности торговой политики предприятий на отечественном рынке РФ;
Дать характеристику торговой сети «Пятерочка» и анализ основных экономических показателей;
Проанализировать современное положение торговой сети «Пятерочка» по сравнению с аналогичными предприятиями на отечественном рынке;
Выявить проблемы и перспективы продвижения торговой марки «Пятерочка» на потребительский рынок.

Оглавление

Введение …………………………………………………………............3стр.
Глава 1. Методологические подходы к рассмотрению сущности и значения
марочной политики компании…………………………………………….5стр.
1.1. Торговая марка предприятия …………………………………….5стр.
1.2. Товарная политика предприятия…………………………………5стр.
1.3. Торговая политика предприятия …………………………….......11стр.
Глава 2. Практические аспекты политики собственных торговых марок……………………………………………………………………….16стр.
2.1. Отечественный рынок собственных торговых марок ……….16стр.
2.2. Завоевание российского рынка торговой маркой «Пятерочка»..18стр.
2.3. Политика «Пятерочки» в торговой области …………………….21стр.
Глава 3. Проблемы и перспективы продвижения торговой марки «Пятерочка» на потребительский рынок………………………………………26стр.
3.1 Основные проблемы продвижения торговой марки……………26стр.
3.2. Перспективы развития розничных торговых сетей…………….28стр.
Заключение ……………………………………………………………..30стр.
Список используемой литературы……………………………….......33стр.

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 128.76 Кб (Скачать)

 В основном это самые  востребованные продукты, то, что  можно быстро реализовать. К началу 2000 года «Пятерочка» стала лидером розничной торговли России. Такому стремительному росту числа магазинов способствовала и поддержка со стороны органов власти. «Пятерочку» поддержали правительство и мэрия. Сейчас московская мэрия обсуждает возможность выделения земельных участков в новостройках под строительство новых универсамов. «Пятерочка» готова продавать местным бизнесменам технологию, использует свои связи с поставщиками и таким образом добивается скидок, налаживает контакт с властями. Открытие региональных магазинов должно увеличить объемы продаж и прибыль компании. Увеличение размеров сети, по мнению руководства, никак не отразится на ее эффективности и управляемости. Менеджеры считают, что региональные рынки абсолютно самостоятельны. Поэтому единый руководящий центр может только затормозить развитие сети. Каждый региональный отдел компании полностью самостоятелен в своих решениях. Это позволяет максимально учитывать региональные особенности потребления и приводить ассортимент в соответствие с требованиями потребителей. Несмотря на то, что офисы в Петербурге и Москве работают по единой технологии и открывают типовые магазины, их ассортимент абсолютно не совпадает в 85–90% случаев. Предполагается, что расхождение с другими регионами России окажется еще более значительным.

2.3 Политика «Пятерочки»  в торговой области

 Так называемые экономичные  универсамы обслуживают около  60% населения. Кроме того, вероятными  клиентами таких магазинов могут  стать покупатели с оптовых  рынков. А это уже составляет  значительную долю покупателей.  Отличники из «Пятерочки» посчитали,  что экономичные универсамы окупаются значительно быстрее, чем гипермаркеты, а доли рынков получаются примерно одинаковые. Ориентация на небогатую часть населения диктует следующее условие: цены должны быть низкими. Основным показателем для сравнения служат мелкооптовые рынки. Если в супермаркетах торговая наценка составляет около 40%, то в «Пятерочке» всего, лишь 10–12%. В результате продукты стоят на 10–15% дешевле, чем на розничном рынке, и на 20–30% дешевле, чем в супермаркетах и гипермаркетах.

 Но торговая сеть  не может функционировать без  прибыли, следовательно, нужно настолько снизить издержки, чтобы щадящая наценка перестала быть непозволительной роскошью. Рациональность, надежность и экономичность стали базовыми принципами работы компании. Максимально эффективное использование имеющейся торговой площади: каждый квадратный метр занят, будь то продукция или рекламный стенд. Ассортимент включает только самые ходовые товары и меняется вместе с потребительским спросом. Свободные торговые площади сдаются в аренду. Экономят на оформлении и оборудовании торговых залов, на количестве услуг для потребителей. Снижают издержки на обслуживание продукта: логистику, доставку, предпродажную подготовку и т.д. Эти затраты составляют примерно 85% розничной наценки. В «Пятерочке» они в пять раз ниже, чем у среднего регионального универсама. «Пятерочка» пользуется собственным автотранспортом. В компании есть даже собственное строительное подразделение. Его работа позволила сократить сроки постройки магазинов до четырех месяцев. Сейчас около 75% товаров, реализуемых через торговую сеть «Пятерочка», - это товары российского производства. Компания работает с 500 поставщиками. Сергей Лепкович поясняет: “Ни для кого не секрет, что сегодня зарубежные производители, реализуя свой товар через иностранные сети, за счет договорных отношений устанавливают демпинговые цены и тем самым снижают интерес покупателей к российским товарам.

 Пример «Пятерочки»  как компании, в которой создана  эффективная структура формата  дискаунтера как компании, значительно  сократившей цепочку посредников  и снизившей до минимума все  издержки, доказывает, что теперь  стало возможным успешно конкурировать  с западными сетями. В «Пятерочке»  практикуется взаимовыгодная форма  работы с поставщиками. Сеть берет на себя часть затрат по логистике и доставке продукции, а также продвижение товара на рынке, освобождая производителя от сложностей, связанных с процессом маркетинга и рекламы. Производитель снижает свои цены. В результате растет спрос на более дешевую продукцию, увеличивается объем продаж в магазинах. Производитель в свою очередь увеличивает объем выпускаемой продукции и, соответственно, получает дополнительную прибыль. Именно поэтому основными требованиями к поставщикам являются минимальная себестоимость продукции, высокое качество товара и упаковки, соблюдение графика поставок и удобная логистика.  Транснациональные корпорации устанавливают одинаковые цены для всех участников рынка. Причем до 30% стоимости брэндовых товаров составляют затраты на рекламу. Российские производители тем временем располагают сравнительно небольшими бюджетами на продвижение своих товаров. Но у них более оптимальное соотношение цены и качества, более гибкая политика ценообразования и дистрибуции. Исследования показали, что спрос покупателей на продукцию российских марок в последнее время заметно вырос. Поэтому в ближайшее время «Пятерочка» планирует изменить ассортимент, вывести из него часть транснациональных брэндовых товаров и заменить их отечественными аналогами. Интересно, что «Пятерочка» не вкладывает деньги в исследования рынка. В сети даже нет отдела маркетинга. Просто все сотрудники регулярно проводят собеседования с клиентами, выясняя их предпочтения. Результаты опросов обобщаются еженедельно, и с ними знакомятся представители всех служб, отвечающих за товародвижение и учет. На основе этих данных принимаются решения по ассортименту.

 Скорость и точность  бизнес-процессов в «Пятерочке»  считают одним из основных показателей эффективности работы сети. Комплексная автоматизация торговли, четкое следование схемам и постоянный контроль позволяют также снижать издержки. Внутри компании существует подразделение, которое регулярно проверяет логистику, оценивая качество, скорость и стоимость процессов и связанный с ними риск. Закупка товаров и ценообразование в магазинах происходят централизованно. Все направления работы компании – от сложнейших логистических операций до самых элементарных – описаны в бизнес-процессах. Они структурированы и входят в систему информатизации и управления. «Пятерочка» считает автоматизацию и внедрение IT-технологий своей стратегической задачей. В магазинах установлена единая система электронного документооборота «Пятерочка+». Она была разработана специалистами компании с учетом всей специфики торговой сети. Система автоматизирует и упрощает логистику, закупку, реализацию и товародвижение в магазинах. Это позволило уменьшить расходы, время операций и затраты труда более чем на 30%.

 С декабря 2000 года  «Пятерочка» объединила своих  поставщиков в единую информационную  сеть. В Интернете функционирует  закупочный портал.  «Пятерочка» переведена на управление всеми товарными потоками на единую автоматизированную компьютерную систему «Автозакупщик». Система позволяет закупать товары для всей сети с помощью электронной почты и контролировать весь процесс прохождения товара от поступления на склад до продажи в магазине, а также полностью гарантирует конфиденциальность информации и связанных с ней электронных контактов.  При этом существенно сокращается время оформления заказа.

Это сделало сеть более гибкой и удобной для поставщиков. В отличие от многих других, «Пятерочка» не требует от своих будущих партнеров по франчайзингу опыта работы в рознице, а наоборот, приветствует его полное отсутствие и считает это «свободой от груза прошлых ошибок». Компания не распространяет франшизу для отдельных магазинов: руководство фирмы предпочитает продавать право на открытие в регионах целых сетей из 20–30 торговых точек. «Стоимость покупки нашей технологии - от 500 до 750 тыс. долл. в зависимости от региона, который ее приобретает, - рассказывает вице-президент по коммуникациям и брэндовой политике Феликс Стетой. - Инвестиционный объем - от 3 до 5 млн. долл. за 2 года. А потом сеть выходит на свои собственные средства. В течение 3,5 лет она становится на ноги. В классическом варианте сеть состоит из 30 магазинов, учебного центра, складского комплекса. Роялти оговариваются отдельно, они минимальны». Можно заключить, что «Пятерочка» выиграла битву за клиентов и за торговые площади, приобрела стабильных поставщиков. После этого развернулась всесторонняя борьба за качество – качество товаров и услуг. Это было следствием изменившихся запросов потребителей. Оправившись от финансового кризиса, покупатели вновь задумались о престиже.  Специалисты компании подсчитали, что 90% ее ассортимента рассчитано на покупателей с доходом $300 на семью. В соответствии с этим представлением развернулась новая рекламная стратегия. Теперь покупатель может вернуть в магазин любой не понравившийся ему товар, даже без чека.

Производительность труда  влияет на снижение издержек в неменьшей степени, чем все остальное. По штатному расписанию в каждом магазине работают 17–20 человек в смену, в то время как в универсаме–60-70. Ежедневные действия каждого сотрудника выверены, просчитаны и типизированы для более рационального использования времени. В случае необходимости служащие просто заменяют друг друга. Торговый дом «Пятерочка», в последнее время активно развивающий франчайзинговое направление, использует следующие понятия. Самое большее количество «Пятерочек» работает в формате «универсам» (так его называют в компании). В прессе же он очень часто именуется «мягким дискаунтером». Площадь торгового зала такого магазина - около 700 кв. м. Параллельно с ним два года назад появился проект формата «супер-универсам». Сейчас действуют уже четыре таких магазина, площадь каждого - более 2000 кв. м. Там существенно расширена группа «нонфуд» - непродовольственные и сопутствующие товары.

 

Глава 3. Проблемы и перспективы продвижения  торговой марки «Пятерочка» на потребительский рынок

3.1 Основные проблемы  продвижения торговой  марки

Рынок розничной торговли растет. Где-то темпы роста выше, где-то ниже. Поэтому основная стратегия  средних и крупных розничных  сетей сегодня - это расти быстрее  рынка. На внутреннюю эффективность  многие из них временно не обращают внимание, потому как это для них - уже следующий этап, когда рынок будет поделен и стабилизирован. В Санкт-Петербурге и в Москве конкуренция все более обостряется с приходом и развитием высокотехнологичных западных розничных сетей. У них высокая внутренняя эффективность, они могут позволить себе работать с минимальной наценкой. Но надо понимать, что их высокая технологичность и эффективность кроется в высочайшей стандартизации бизнес-процессов. Они отрабатывали их десятилетиями. И именно поэтому информационная система в таких предприятиях работает эффективно. Сегодня основное направление роста для столичных сетей - регионы. Там на фоне местных ритейлеров москвичи и питерцы выглядят более стандартизованными, технологичными и имеют больший финансовый потенциал. Там они выглядят так же, как западные сети в Москве. Поэтому они способны отвоевать значительную долю регионального рынка. В этом и заключается основная проблема функционирования местных сетей. При этом основная проблема региональной экспансии московских и питерских сетей - логистика. По разным причинам - объективным и субъективным - ей долгое время отводилась второстепенная роль. Теперь же построение эффективной системы снабжения региональных магазинов и управления ими определяют успех или неуспех региональной кампании в целом. Более автоматизированные и удобные с точки зрения логистики магазины «крупных столичных игроков »привлекательнее для обывателей.

В ближайшие 5 лет наиболее актуальными проблемами в области  логистики сетевой торговли будут следующие:

•   проблема закрытия РФ сетью распределительных складов;

•   квалификация и  выбор логистических субподрядчиков;

•   логистика вновь  открываемых магазинов.

Ещё одним фактором эффективности  их работы (конкурентное преимущество) считается решение проблемы воровства в магазинах. Если в Европе большим считается 1-1.5 % воровства от выручки, то для российских сетей 5 % считается нормой, причём часто соучастниками становятся люди, так или иначе связанные с деятельностью этого магазина. Если рассматривать сети удаленные от столицы – вологодская область, то проблема воровства занимает одно из первых мест в проблемах функционирования сетей. Опять же прослеживается недостаточная автоматизация таких магазинов. Камнем преткновения бурного регионального развития сетей является их управляемость. Объемы материальных и финансовых потоков между управляющей компанией, распределительными центрами и магазинами сильно возрастают. Резко увеличивается разветвленность потоков, их взаимная зависимость. Управлять такими потоками без единой корпоративной информационной системы становится невозможно. Ритейлеры, у которых уже имеется эффективная информационная система, активно этим пользуются и расширяют свою сеть. Наличие КИС в данном случае является конкурентным преимуществом для сетей. Так же высказываются столичные хозяева сети «Пятерочка» об отличной автоматизации своих торговых сетей, но в вологодской области уж точно нельзя такого сказать о данной сети.

Ещё одной тенденцией и  проблемой в регионах является преобладание товаров завезённых над произведенными в этом регионе. Меры по продвижению вологодских товаров в торговой сети области обсуждались на совещании с руководителями розничных торговых сетей. Как отметили в пресс-службе областной администрации, в настоящее время по оценкам специалистов доля вологодских товаров на прилавках магазинов Вологды составляет 50%. По отдельным категориям продуктов удельный вес товаров вологодских производителей в ассортиментном перечне основных групп продуктов питания не достигает и 30-40%. В частности это касается таких продуктов как: сыр (43%), мясо кур (49%), крупы (40%) и др. Для того чтобы решить эту проблему, нужно просто дать больше возможностей реализовывать продукцию местных товаропроизводителей в торговых розничных сетей.

3.1 Перспективы развития розничных торговых сетей

Согласно исследованиям  консалтинговой компании «Делойтт»  «Глобальные возможности ритейла» для того, чтобы преуспеть, торговым операторам необходимы следующие основные факторы:

•   мощные бренды;

•   привлекательные  предложения для потребителей;

•   новейшие разработки систем работы с клиентами;

•   гибкие и эффективные сети сбыта.

Очевидно, что два последних  фактора напрямую связаны с логистической активностью розничных торговцев (третий — с информационной логистикой, а четвертый — с физическим распределением). Также понятно, что без эффективной работы с двумя последними факторами невозможно успешно предоставлять привлекательные предложения потребителям в связи с высоким удельным весом логистических издержек в общем уровне затрат розничного торговца. Таким образом, получаем первый пункт прогноза — увеличение внимания розничных сетей к логистике и повышение эффективности логистических систем розничных торговцев в ближайшем будущем. Развитие розничных сетей будет продолжаться из-за растущих требований потребителей к соотношению цены и качества продукции. Гиганты вроде IKEA, Wal-Mart и Ноте Depot будут постепенно выживать с рынка маленькие магазинчики, что повлечет за собой целый ряд социальных вопросов. К тому же, «смешанный мерчандайзинг» завоюет новые розничные категории. Например, заправки сегодня продают не только бензин, и любая компания, даже самая маленькая, однажды сумев привлечь внимание потребителя, попытается продать ему все, что сможет.

Сеть разноформатных магазинов. По прогнозам экспертов, в 2009-2011 годах количество мультиформатных сетей будет расти на 35-40% ежегодно, а в долгосрочной перспективе доля монобрендовых сетей составит всего 35% от общего объема продуктового ритейла. К примеру, Торговая сеть «Перекресток» представляет собой 46 магазинов. (1 гипермаркет, 37 супермаркетов и 8 дискаунтеров "Мини-Перекрёсток").  Такая стратегия гарантирует выживание в будущем, когда появится жесткая конкуренция между ритейлерами, о намерении строить гипермаркеты заявили владельцы сети "Пятерочка".

Информация о работе Политика собственных торговых марок на торговом предприятии