Подготовка и проведение деловых совещаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

Кроме деловых бесед и коммерческих переговоров в предпринимательской практике широко распространены деловые совещания, которые представляют собой способ открытого коллективного обсуждения тех или иных вопросов. Формы такого обсуждения очень разнообразны. Это съезды, конференции, симпозиумы, собрания, заседания, семинары. Решения, принимаемые на этих мероприятиях, обычно эффективнее тех, что принимаются узким кругом управленцев. Суть делового совещания заключается в том, чтобы обеспечить свободную дискуссию и выработать общее решение на основе учета самых разных мнений.
Во многих организациях одной из наиболее обсуждаемых проблем является проблема подготовки и проведения совещаний. Отсутствие должной подготовки руководителя к совещанию приводит к бесполезной трате ресурсов и может стать причиной демотивации сотрудников, что, в свою очередь, отрицательно скажется на эффективности их труда , поэтому эта темя очень актуальна.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3
1. Этапы и цели подготовки к деловому совещанию…………………..5
1.1 Понятие, сущность и типы деловых совещаний………………….6
1.2 Подготовка совещания……………………………………………..8
1.2.1 Формирование повестки дня…………………………………8
1.2.2 Определение состава участников совещания……………….10
1.2.3 Подготовка документов для проведения совещания……....13
1.2.4 Выбор и подготовка помещения для совещания…………...14
1.3 Преимущества и недостатки совещания……………………………16
2. Основные правила ведения делового совещания……………………..17
3. Менеджер и совещания………………………………………………..19
3.1 Практические советы и рекомендации……………………………..19
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………….25

Файлы: 1 файл

подготовка и проведение деловых совещаний .doc

— 45.09 Кб (Скачать)

     Приверженцы второй точки зрения считают, что  вопросы, которые требуют расширенного обсуждения и проработки, лучше всего  рассматривать во второй трети собрания, когда физическая и умственная работоспособность  участников достигает пика. Текущие  вопросы, не требующие много времени, можно решить в первую очередь, а  на конец оставить наиболее легкие вопросы, интересные и приятные дела.

     Когда основная работа выполнена и внимание аудитории ослабевает, можно перейти  к обсуждению более интересных вопросов, не требующих напряжения (в последней трети совещания), например, об организации корпоративного мероприятия в честь юбилея фирмы или о результатах участия в выставке.

     За  время подготовки совещания в  результате получения более достоверной  и оперативной информации приоритеты могут меняться неоднократно. То, что  было актуально всего несколько  часов назад, может стать совершенно неинтересным. Поэтому никогда не следует рассматривать утвержденную повестку дня рабочего совещания  как нечто незыблемое. На этот случай можно рекомендовать разработать  процедуру корректировки повестки после ее утверждения, что должно найти свое отражение в Регламенте по проведению совещаний.

     Составленная  повестка дня утверждается руководителем. Но на практике довольно часто используется и упрощенная форма. Она не имеет  грифа утверждения (встречаются  даже варианты оформления без подписи  ответственного исполнителя), но именно такие формы повесток являются самыми распространенными. Первая форма более  информативна, содержит сведения о  месте, дате проведения и участниках совещания, имеет гриф утверждения. Поэтому можно рекомендовать  использовать ее для наиболее важных совещаний, а для проведения рабочих  и оперативных повестку дня может  подписать и секретарь после  предварительного устного обсуждения с председателем. Порядок оформления повестки дня закрепляется в Регламенте по проведению совещаний, если таковой  на предприятии имеется8. 

1.2.2 Определение состава  участников совещания

     После определения цели совещания и  круга вопросов, которые будут  на нем обсуждаться, можно перейти  к выбору кандидатур участников. На совещание следует приглашать сотрудников:

  • которые принимают ключевые решения по вопросам, вынесенным на обсуждение (их мнение может быть решающим);
  • которые в соответствии со своими служебными обязанностями обладают определенной информацией по рассматриваемым вопросам;
  • которые по роду своей деятельности должны быть ознакомлены с информацией, представленной на совещании;
  • которые будут организовывать выполнение решений совещания9.

     Следует приглашать людей, способных озвучить разные точки зрения и одновременно готовых к плодотворному взаимодействию.

     Полезность  собрания обратно пропорциональна  числу его участников. Рекомендованное  психологами количество для внутреннего  делового совещания — от 6 до 9 человек, это обеспечивает высокую продуктивность, люди не теряются в массе, и такую  группу легче контролировать. На практике совещания проводятся и в меньших, и в больших группах, каждая их них имеет свои преимущества и  недостатки.

     К повестке дня может быть приложен список приглашенных с указанием  их должностей. Так поступают при  организации крупных совещаний, на которых присутствует большое  количество участников. Это активно  практикуется в федеральных органах  исполнительной власти. В коммерческих же организациях участников совещания  и приглашенных лучше вносить  в повестку дня совещания.

     В крупных учреждениях к совещаниям по наиболее важным вопросам составляется справка по их существу, в которой  указывается причина и цель постановки вопроса на обсуждение. Вместе со справкой может быть предложен проект решения10.

     Если  в совещании участвует большое  количество людей, руководителей филиалов, дочерних компаний или представителей сторонних организаций, то рассылаются приглашения (извещения) на совещание. Как правило, такой документ состоит из:

  • обращения;
  • информации о дате, месте и времени проведения;
  • повестки дня;
  • предложения принять участие;
  • просьбы о подтверждении участия в совещании.

     Приглашения (извещения) подписывают лица, отвечающие за подготовку мероприятия.

     От  вида совещания зависит и вид  документа, который должен быть разослан участникам. Как правило, это:

  • приглашение (извещение) о проведении совещания, оформленное на фирменном бланке организации, либо
  • повестка дня в той форме, которая принята на предприятии.

     Повестка  дня должна рассылаться за несколько  дней до начала мероприятия (обычно за 3-5 дней), чтобы у его участников была возможность подготовиться. К ней прикладываются материалы, подлежащие обсуждению (проекты докладов по каждому вопросу, информационные материалы, представленные ответственными исполнителями). Такая сопроводительная документация может быть разослана позже — за 1-2 дня до встречи. В этом случае следует учитывать реальное соотношение объема информации, с которым необходимо ознакомиться, и оставшегося времени.

     Организаторам совещания нужно не только разослать  приглашения (или повестки дня) участникам, но и поддерживать обратную связь. Следует  уточнить, смогут ли они присутствовать, необходимо ли им наличие технических  средств11. 
 

1.2.3 Подготовка документов  для проведения  совещания

     Перед рассылкой участникам материалов, которые  будут обсуждаться на совещании, следует обратить внимание на их оформление.

     Так, 10-15 страниц сплошного текста, набранного мелким шрифтом, никто читать не будет. Поэтому не стоит экономить на своих сотрудниках и использовать оптимальный размер шрифта — 12. Более мелкий текст можно использовать, например, для постраничных сносок. Выделять фрагменты текста лучше разными начертаниями (курсивом, жирным) или подчеркиванием.

     Главное, чтобы выбранная логика форматирования материала не нарушалась в пределах одного документа, и желательно, чтобы  она соблюдалась (пусть даже с  небольшими отступлениями) в пределах всего комплекта материалов12.

     Выступления участников могут подкрепляться  письменными докладами. Отметим, что  доклад является одним из самых длинных  деловых документов. Его написание  относится к навыкам, необходимым  для успешной карьеры. Поэтому можно  дать несколько основополагающих рекомендаций по составлению текста доклада. Он должен быть:

  • кратким, насколько позволяет содержание и цель;
  • понятным (простым, а не запутанным);
  • логичным;
  • структурированным.

     Очень часто цели написания доклада  состоят в том, чтобы оказать  на читателей определенное влияние: убедить их принять определенную точку зрения, изменить собственное  мнение или предпринять конкретные действия. Доклад должен быть адресован  заранее очерченной группе, содержать  убедительные аргументы и предвосхищать  возможные возражения.

     Помимо  докладов, к совещанию готовятся  информационные материалы, которые  используют выступающие. Существует большое  количество наглядных средств. Например, два простых графика могут  быть эффективнее одного сложного, причем их легче и быстрее построить. Современная компьютерная техника  позволяет включать в доклад множество  графических изображений вплоть до цветных иллюстраций. 

1.2.4 Выбор и подготовка  помещения для  совещания

     Помещение, предназначенное для проведения совещания, должно быть заранее подготовлено.

     Его нужно проветрить или за несколько  часов включить систему кондиционирования.

     Стулья  следует аккуратно расставить, а  их количество должно быть на 1-2 больше, чем запланированное число участников и приглашенных. Ведь во время обсуждения может срочно понадобиться пригласить кого-либо из сотрудников. Тогда им будет куда сесть.

     На  столах должны быть письменные принадлежности (ручки, карандаши и листы бумаги формата А4 или удобные блокноты А5 либо большего формата). Приветствуется использование канцтоваров с  фирменной символикой.

     На  столах размещается минеральная  вода и стаканы, которые ставятся вверх дном на салфетки, а их количество должно быть на 1–2 больше, чем присутствующих.

     Если  для наглядности используются маркерные  доски, необходимо предусмотреть наличие  нескольких разноцветных маркеров, а  также заранее пропитать так  называемую «стерку» специальной жидкостью.

     В случае использования технических  средств их необходимо установить заранее, ознакомиться с правилами эксплуатации и проверить работоспособность, обязательно следует предусмотреть  возможность подключения ноутбуков. При использовании слайдов необходимо обеспечить их наличие на совещании, разместить проекционный экран таким образом, чтобы его было видно всем присутствующим.

     Может потребоваться и более экзотическое оборудование. Например, на пищевых  предприятиях возможно проведение дегустации какого-либо продукта и сравнение  его с продуктами конкурентов. В  этом случае необходимо предусмотреть  наличие одноразовой посуды для  каждого участника.

     В некоторых компаниях в целях  безопасности не разрешается приносить  на совещания мобильные телефоны. В этом случае следует предусмотреть  возможность их хранения у секретаря  руководителя13. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Преимущества и недостатки совещания

    Совещание как форма принятия коллективного  решения имеет положительные  стороны и недостатки.

    Преимущества  совещания:

    Коллективное  решение учитывает различные  точки зрения и позиции, имеющиеся  в среде сотрудников. Устраняются индивидуальные решения, и у многих появляется чувство, что принято справедливое решение. Принятие коллективного решения значительно уменьшает риск формулирования неправильного или ошибочного решения.

    Коллективное  решение — это решение публичное; а значит, ориентированное на принятые юридические нормы и имеющиеся  инструкции. Коллективное решение, как правило, это решение рациональное, аргументированное.

    Недостатки  совещания:

    При коллективном решении тратится больше времени, нежели этого требует принятие индивидуального решения «сверху». Если на совещании присутствует большое количество людей, решение вообще может быть не принято. На совещании появляется реальная опасность «заговорить» решение. При коллективном решении отсутствует авторство и ослабевает ответственность за возможные последствия. Коллективное решение может быть излишне компромиссным. Решение, принятое на совещании, часто ориентировано на поддержание функционирования фирмы и редко направлено на принципиальное изменение ее деятельности и развитие. 
 

    2. Основные правила ведения делового совещания.

          Если проанализировать управленческую деятельность в целом, то можно выделить ряд направлений, способствующих повышению ее эффективности.

    Одним из них является правильное проведение совещаний, переговоров, деловых бесед. Именно на эту работу руководитель тратит до 50% своего рабочего времени.

       Прежде всего, каждый руководитель  до проведения совещания должен  определить основные цели, которые  он собирается достичь с помощью  этого метода работы. Совещания  могут проводиться для решения  производственных задач, обучения  и воспитания подчиненных, видимости  интенсивной работы (о чем могут  свидетельствовать частые совещания), проявления руководителем собственных  качеств (организованности, коммуникабельности, целеустремленности и т.д.). Четкая  постановка цели наполовину гарантирует  успех совещания.

Информация о работе Подготовка и проведение деловых совещаний