Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение маркетингового обеспечения функционирования ресторанов в России.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Особенности маркетинговой деятельности ресторанов………….…5
1.1. Меню как основа успешной деятельности ресторана………………...5
1.2. Организация рекламной кампании……………………………………..7
Глава 2. Маркетинговое обеспечение функционирования ресторанов……..10
2.1. Задачи ресторанного маркетинга……………………………………....10
2.2. Программы лояльности как эффективный инструмент привлечения и удержания клиентов…………………………………………………………….….17
2.3. Методы оценки эффективности…………………………………….….23
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы……………………………….………….28
5
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности маркетинговой деятельности ресторанов………….…5
1.1. Меню как основа успешной деятельности ресторана………………...5
1.2. Организация рекламной кампании……………………………………..7
Глава 2. Маркетинговое обеспечение функционирования ресторанов……..10
2.1. Задачи ресторанного маркетинга……………………………………....10
2.2. Программы лояльности как эффективный инструмент привлечения и удержания клиентов…………………………………………………………
2.3. Методы оценки эффективности…………………………………….….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….………….28
Развитие индустрии питания в нашей стране сейчас развивается довольно быстрыми темпами, но до мирового уровня еще не доросла. Предприятия общественного питания играют огромную роль в жизни современного общества. Основная цель предприятий питания - удовлетворение потребностей человека в пище, а это является одной из главных причин, в результате которой ресторанный бизнес начал развиваться. Предприятия общественного питания выполняют ряд социальных функций:
1. Биологическая (удовлетворение потребностей в пище);
2. Функция коммуникации (общения);
3. Функций социализации (функция освоения социальных и культурных норм);
4. Функция развлечения;
5. Удовлетворение эстетических потребностей;
6. Творчество;
7. Отдых;
8. Сохранения и трансляция традиций.
Основной деятельностью предприятий питания является приготовление и реализация пищи. «Ресторанный бизнес» - обобщенное понятие и включает в себя различные типы предприятий питания: ресторан, бар, кафе, закусочная, столовая.
Рестораны - это класс предприятий общественного питания, определяющий стиль жизни и отдых для большинства людей, которые стремятся ему соответствовать. Россия на сегодняшний день находится на стадии развития ресторанного бизнеса по сравнению с зарубежными странами, однако он стремительно набирает обороты. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы курсовой работы.
Ресторан - это предприятие общественного питания, в котором производится широкий ассортимент пищевой продукции (блюд, кушаний и напитков) в сочетании с высоким уровнем обслуживания посетителей в специализированных залах.
Целью данной курсовой работы является изучение маркетингового обеспечения функционирования ресторанов в России.
Исходя из цели курсовой работы, ставятся следующие задачи:
1. выявление особенностей маркетинговой деятельности ресторанов;
2. изучение организации рекламной кампании ресторанов;
3. рассмотрение инструмента привлечения и удержания клиентов;
4. определение методов оценки эффективности маркетинга.
Глава 1. Особенности маркетинговой деятельности ресторанов
1.1. Меню как основа успешной деятельности ресторана
Современное российское общество - это общество потребления. Увеличивается благосостояние населения, формируются базы культуры и отдыха. Сегодня люди начинают интересоваться вопросами, как отдыхать интересно и грамотно. Развитие туризма и усиление скорости жизни - все это тоже влияет на времяпровождение людей.
В этом плане сфера ресторанного сервиса становится привлекательным видом бизнеса в нашей стране, создавая удобства и комфорт для населения. Высокий уровень обслуживания и качество приготовления блюд в ресторанах обеспечивается высококвалифицированными поварами, официантами, метрдотелями и сочетается и организацией отдыха и развлечений.
Весомым конкурентным преимуществом ресторана может стать его специализация. К категории специализированных относятся рыбные, вегетарианские, кавказские, китайские, русские, японские, итальянские и другие рестораны.
При составлении меню специализированного ресторана целесообразно использовать некоторые проверенные психологические приемы и с их помощью управлять продажами. С помощью психологии можно извлечь из меню максимальный рекламный эффект. Согласно теории «первичности и новизны при запоминании» люди лучше всего запоминают первое или последнее из того, что они читают или слышат. Поэтому названия блюд, которые нужно сделать наиболее продаваемыми, размещают таким образом, чтобы они попадались на глаза в первую или в последнюю очередь. Теория «первичности и новизны при запоминании» уместна и при определении порядка упоминания блюд в колонке на странице меню. Если меню содержит 15 позиций, то вместо того, чтобы помещать все пятнадцать на одном листе, разумнее разместить их на трех листах, поскольку в этом случае возникает большая возможность привлечения внимания к ключевым блюдам меню. Три листа меню втрое увеличат число наиболее запоминаемых блюд.
Выделим ключевые моменты составления меню специализированного ресторана:
- необходимо учитывать время года при составлении меню;
- в каждом меню должен быть свой «гвоздь программы», чего можно достичь лишь постепенно. Обычно так обыгрывается основное блюдо;
- выбор десертов в меню должен быть небольшим, однако необходимо учитывать, что хорошо и «вкусно» преподнесенный в меню десерт - это лицо ресторана (как последнее блюдо десерт обязательно запоминается посетителям);
- различные блюда должны отличаться по цвету, вкусу, гарниру, а также по способу приготовления. Это обеспечивает разнообразие в меню.
Характер меню должен соответствовать тому специальному случаю, по которому оно составляется
Большинство ингредиентов, необходимых для приготовления блюд, должны иметься в наличии круглый год. Следует иметь в виду, что одни и те же блюда в разное время года имеют различные цены, обусловленные сезонными изменениями цен на продукты.
Ширина и глубина предложения блюд и напитков должны соответствовать профилю и концепции ресторана. Причиной успеха многих известных предприятий общественного питания явилось то, что они смогли сфокусировать свои концепции на вкусах и пожеланиях гостей, прежде всего получивших отражение в меню.
При большом выборе напитков рекомендуется составить их отдельное меню. Предложение напитков оказывает решающее влияние на успех работы большинства заведений. Специалисты считают, что среди факторов, определяющих процветание ресторана, на первом месте стоит кухня, а на втором - карта вин. Коллекцию вин и спиртных напитков в ресторане должен формировать сомелье.
1.2. Организация рекламной кампании
Организация рекламной кампании предприятия общественного питания может осуществляться при использовании следующих рекламных средств.
Каждый ресторан должен иметь свою вывеску. Дополнительно для удобства поиска ресторана рекомендуется разместить наружную рекламу - штендеры (небольшие щиты, которые ставятся у входа и сообщают прохожим о меню и ценах) и «зазывал» (пластиковые фигуры людей и животных). Особое внимание следует уделить организации наружного освещения, которое способствует привлечению посетителей. Наружное освещение самого здания, вывесок и подходов к нему должно гармонировать с окружающей средой и в то же время привлекать внимание.
К рекламе внутри ресторана можно буклеты, листовки, на которых можно разместить информацию о некоторых позициях меню, времени и расположении ресторана, о специальных акциях (например, о выступлении музыкальных коллективов). Часто зал украшают фотографиями, воспроизводящими жизнь ресторана (презентации, праздники, визиты известных лиц).
К сувенирной продукции относятся спички, зажигалки, бокалы и другие подобные предметы, соответствующие стилю ресторана. На каждом предмете должен быть размещен фирменный знак заведения и/или его название. Кроме того, рекомендуется печатать название ресторана или его логотип на салфетках или подставках под коктейль, а также размещать на стеклянной посуде, пепельницах и спинках стульев[1].
Для постоянных клиентов, посещающих ресторан не реже одного-двух раз в неделю, и больших компаний людей рекомендуется предусмотреть скидки.
Поставщики, заинтересованные в продвижении своей продукции, совместно с рестораном могут организовывать дегустации своей продукции. При этом производитель берет на себя основные затраты на проведение дегустации. По оценкам экспертов ресторанного бизнеса, во время таких акций посещаемость ресторанов увеличивается на 20-30%.
Поводы для проведения праздников изобретаются (день рождения ресторана, конкурс красоты т.п.) или берутся из календаря (Новый год, Рождество и др.). В национальных ресторанах отмечаются также свои национальные праздники.
Традиционно в рестораны принято ходить по вечерам. Чтобы создать поток посетителей в утренние и дневные часы, рестораны должны предложить клиентам что-то особенное. Рекомендуются следующие способы привлечения посетителей:
- комплексные завтраки к обеды по фиксированной цене. Посетителям желательно предложить выбор как минимум из трех вариантов завтрака и бизнес-ланча, а ассортимент менять не реже, чем раз в неделю;
- скидка на все меню в определенные часы;
- бесплатное (или со скидкой) дополнение к основному меню (кофе, сок, свежая газета и др.).
Детские праздники в выходные дни, когда многие родители ищут возможность интересно и весело провести время с детьми. Детей развлекают клоуны, им предлагаются специальное детское меню, призы, конкурсы и др. (все это бесплатно). Продолжительность детского праздника - около 2 часов. Родители проводят это время в общем зале за свой счет.
Каковы же составляющие успеха специализированных ресторанов?
Прежде всего - это атмосфера ресторана, затем качество обслуживания, а затем интерьер. Смысл хорошей работы любого ресторана - создание такой атмосферы в зале, чтобы гости могли максимально удовлетворить потребность в качественном отдыхе и у них возникло желание вернуться в это заведение.
Атмосфера ресторана помогает сформировать ход мысли человека и сконцентрировать его внимание в нужном направлении, тем самым увеличивая шансы на заказ тех позиций меню, которые могли бы остаться без внимания, говорит об уровне (классе) ресторана, а также способна вызвать у гостя определенную эмоциональную реакцию, которая повлияет на то, сколько времени человек проведет в ресторане и получит ли он удовольствие от посещения ресторана[2].
Таким образом, наиболее успешные рестораны характеризуются регулярно обновляемым меню, внесением изменений в оформление зала, постоянным совершенствованием системы обслуживания, проведением рекламных кампаний и т.д. Интерес клиентов к приготавливаемым блюдам в них поддерживается с помощью дизайна их подачи, сочетания цветовой гаммы основного продукта и гарнира, формы и материала посуды.
Глава 2. Маркетинговое обеспечение функционирования ресторанов.
2.1. Задачи ресторанного маркетинга.
Выделют пять основных задач ресторанного маркетинга:
1) Информирование посетителей о ресторане;
2) Расширение круга посетителей ресторана;
3) Привлечение целевой группы посетителей;
4) Увеличение дохода с клиента;
5) Удержание клиентов.
1. Информирование посетителей о ресторане.
В первую очередь эта задача относится к начальному этапу деятельности ресторана – то есть, когда он открылся и необходимо информировать потенциальных клиентов об этом событии. Частными случаями является смена концепции ресторана и другие, настолько сильные изменения в ресторане, что в глазах бывших клиентов он начинает восприниматься как другой ресторан.
2. Расширение круга посетителей ресторана.
Под расширением круга посетителей подразумевается привлечение той аудитории, которая не совсем свойственна данному заведению. В этом же кроется серьезная опасность, поскольку пересечение разных типов посетителей может сослужить плохую службу. Например, если вы рекламируете в классическом пивном ресторане трансляцию спортивных мероприятий, обещая при этом существенные скидки на пиво, то вы рискуете нарваться на публику, которая будет вести себя как в дешевом пивном баре. То есть – так, как она привыкла. А это может очень сильно не понравиться уже наработанной клиентуре[3].
Поэтому необходимо либо разделять такие потоки, либо привлекать людей из смежных категорий, близких по своей модели поведения имеющейся публике. Для этого нужно очень внимательно следить как за ресторанным рынком, так и за изменением предпочтений потенциальной аудитории. Например, когда во многих городах России появилась мода на японскую кухню, многие рестораны, даже не имеющие отношения к японской кухне, сделали у себя страничку японского меню. И, надо сказать, что до некоторой степени это помогло решить проблему привлечения дополнительной клиентуры, а также способствовало удержанию тех клиентов ресторана, кто поддался этому модному веянию.
Если же говорить о привлечении разных людей с помощью разделения потоков посетителей, то делать это можно двумя способами.
Первый – привлекать посетителей на банкетное обслуживание. Например, в выходные дни многие рестораны, в том числе расположенные в центре города, испытывают существенный недостаток клиентов (есть рестораны, хорошо посещаемые в обычные дни и имеющие посещаемость менее 10 человек в выходные). На эти дни можно принимать заказы на банкетное обслуживание. Или же устраивать семейные ужины. Только опять же надо иметь в виду, что это подходит не для всех ресторанов и связано с местом размещения. Проводить семейные ужины имеет смысл там, где проживает достаточное количество потенциальных посетителей. Для ресторанов, расположенных в бизнес-районах, это, скорее всего, провальное мероприятие[4].
Информация о работе Особенности маркетинговой деятельности ресторанов