Организация отдела маркетинга на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе исследована организация отдела маркетинга на предприятии, а также маркетинговая деятельность и ее организационная система в рамках одного из предприятий г. Минска — СП ООО «КОРИС-ГУАРД», раскрыты различные аспекты организации маркетинга и методы работы службы маркетинга организации. Цель данной работы – выявить степень важности отдела маркетинга в организации и его основные функции. Исходя из цели, поставлены следующие задачи: Дать общую характеристику организации маркетинговой деятельности. Охарактеризовать организационную структуру отдела маркетинга и обозначить способы сотрудничества отдела маркетинга с другими отделами организации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
Организация маркетинговой деятельности…………………………………5
Организационная структура отдела маркетинг и способы сотрудничетсва отдела маркетинга с другими отделами и службами предприятия………………………………………………………21
Организация отдела маркетинга на предприятии СП ООО «КОРИС-ГУАРД»……………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………...........27
Список источников и литература...................................................................29

Файлы: 1 файл

kyrsovaya_rabota_-_organizaciya_otdela_marketinga_na_predpriyatii.docx

— 59.58 Кб (Скачать)

Структура отдела маркетинга, организованного  по функциональному принципу, представлена на рис. 3.

Функциональная ориентация структуры считается предпочтительной, когда номенклатура производимой предприятием продукции невелика и количество рынков ничтожно.

При такой  структуре сотрудники отдела сгруппированы  в зависимости от их функциональной специализации, а их деятельность координируется директором по маркетингу. Преимущества такой структуры заключаются в ее простоте и возможности ясно очертить круг обязанностей. Иногда эти преимущества обращаются в недостаток, поскольку подобное разделение функций порождает «местничество». Каждая функциональная группа стремится «возделывать собственное поле», доказать исключительную важность своего участка работы на фоне других. Попытки скоординировать различные интересы специалистов, присущие практике работы по отдельным функциям, могут привести к очень большим затратам времени и сил со стороны руководства предприятия. Масштаб обозначенной проблемы возрастает с ростом масштаба производства, ее решению может помочь выбор другой ориентации, например, товарной.

Рис. 3. Отдел маркетинга, организованный на основе функций

 

Для предприятий, производящих широкую номенклатуру товаров, реализуемых на относительно небольшом количестве рынков (или  на большом количестве однородных рынков), наиболее предпочтительной считается  организация работы отдела маркетинга на основе отдельных товаров или  товарных групп (линий). Когда количество товаров становится чрезмерным с точки зрения восприятия их одним потребителем, возникает

реальная  опасность того, что некоторым  товарам не будет уделено достаточного внимания.

Рис. 4. Отдел маркетинга, организованный на основе товаров

 

Сущность товарной ориентации структуры, представленной на рис. 4, заключается в том, что по каждому товару или товарной группе назначается специальный маркетинг-управляющий, которому подчиняются специалист по рекламе, стимулированию сбыта, исследованию рынка, сервисному обслуживанию и др.5

Каждый  специалист по товарной группе, находясь в административном подчинении руководителю соответствующей группы, функционально подчиняется (в рамках общей маркетинговой политики предприятия)

руководителю  группы рекламы и исследования рынка. При такой организации маркетинга работники специализируются и имеют  возможность координировать свои усилия в плане общих целей и задач предприятия.

Товарная  ориентация особенно эффективна, когда  требования к рекламе, организации  сбыта, обслуживанию, упаковке и т. д. существенно отличаются для различных товарных групп. Организационная структура, построенная по данному принципу, оправдывает себя в том случае, когда

объем продаж каждого товара (или товарной группы) достаточно велик и позволяет оправдать неизбежные в таких случаях затраты управленческого труда на дублирование отдельных функций. Поэтому товарная структура встречается в крупных, децентрализованных компаниях, где каждый филиал специализируется на выпуске определенного товара.

Региональная ориентация (рис. 5) по своей структуре аналогична товарной с той лишь разницей, что в ней за основу берется разделение не по товарам, а по рынкам. Такая организация отдела маркетинга считается предпочтительной при большом количестве и разнообразной географии рынков сбыта при условии, что номенклатура продукции не слишком велика или достаточно однотипна.

Рис. 5. Отдел маркетинга, организованный на основе рынков

 

Региональная  ориентация отдела маркетинга позволяет более углубленно понять потребности покупателей в зависимости от специфики каждого региона. Разница обусловливается национальными, политическими, демографическими и иными отличиями и реализуется в конкретизации товара, его цены, рекламе и стимулировании сбыта, с учетов региональных особенностей.

Рис. 6. Отдел маркетинга, организованный на основе сегментов

 

Организация отдела маркетинга по регионам чаще всего  встречается в крупных децентрализованных компаниях с обширными рынками, которые могут быть подразделены на ясно очерченные географические зоны. Эта система особенно пригодна для международных транснациональных фирм, и ей, как и другим организационным структурам, пост роенным на основе товаров, присущи такие недостатки, как дублирование забот, а также проблемы межфункциональных связей и координации.

Чтобы снести к минимуму недостатки и воспользоваться достоинствами товарной и региональной ориентации, можно использовать сегментную (покупательскую) организацию отдела маркетинга, представленную на рис. 6.6

Сегментная (направленная на покупателя) ориентация отдела маркетинга заключается в том, что внутри отдела организуются группы (секторы), отвечающие за работу с определенным сегментом потенциальных покупателей, независимо от того, на каком географическом рынке этот сегмент находится.

При такой организации отдела маркетинга можно обеспечить лучшую координацию подразделений и служб предприятия. Однако она затрудняет специализацию сотрудников по отдельным товарам. От сотрудников требуется большая универсальность, являющаяся довольно редким качеством специалиста, возникает проблема подбора таких людей.

С другой стороны, благодаря разделению рынков на сегменты, открывается возможность приводить в соответствие долю рынка (сумму сегментов всех рынков) и производственные мощности предприятия. Более достоверным в случае такой структуры становится прогнозирование изменения доли рынка (например, если товар предназначен студентам высших учебных заведений, емкость такого сегмента можно рассчитать с очень большой точностью и определить его перспективы, опираясь на статистические данные и политику в области высшего образования проводимую государством).

Смешанные организационные структуры объединяют все положительное и исключают все отрицательное, существующее в «чистых» структурах. Они могут быть:

  • функционально-товарными;
  • функционально-рыночными;
  • функционально-региональными;
  • товарно-рыночными.

Сущность  смешанных структур раскрывается перечисленными названиями, и по своей форме они соответствуют принципам матричного управления.

В условиях развитого маркетинга наиболее перспективной  является товарно-рыночная организационная  структура. Для переходной экономики, с учетом сложившихся традиций управления, представляет интерес функционально-товарная структура, преимущество которой состоит в конкретизации ответственности, в противовес обезличенности, которая особенно присуща функциональному подходу. На практике это достигается путем назначения управляющего маркетингом по товару, контролирующего и координирующего выполнение всех функций, касающихся данного товара в службах и подразделениях предприятия. Он наделяется правами распоряжения финансовыми средствами для стимулирования персонала всех категорий, занятых в создании и продвижении товара, контролирует весь маркетинговый бюджет по товару, планирует, контролирует и координирует стратегию развития товара. Как правило, управляющий по товару имеет достаточно высокий авторитет и положение в фирме. Существуют и отрицательные стороны в названной смешанной структуре. К ним относятся вопросы взаимоотношений управляющих по товарам с руководителями функциональных служб маркетинга, или межтоварными службами. Однако эти сложности преодолимы, когда фирма назначает на должность управляющего по товару квалифицированного специалиста и постоянно заботится о соответствии уровня его квалификации предъявляемым требованиям.7

Из данной главы вытекает, что существуют разные организации отдела маркетинг в  зависимости от разных условий. В  соответствии с этим были представлены структурные схемы организации  отдела маркетинга: на основе рынков, товаров, функций, сегментов. Также было выявлено, что наиболее эффективной организацией являются смешанные, а наиболее перспективной  из смешанных является товарно-рыночная организация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Координация деятельности отдела маркетинга с другими отделами и службами предприятия

 

По какому бы из перечисленных принципов не была организована служба маркетинга на предприятии, взаимодействие ее с  другими отделами и службами необходимо и определяется степенью развития самой маркетинговой службы. Своеобразным измерителем эффективности взаимоотношений службы маркетинга с другими службами может служить хорошо налаженная маркетинговая информационная система (МИС), позволяющая ускорять принятие управленческих решений в быстро изменяющейся среде и повышать их эффективность.

Координация деятельности отделов маркетинга и снабжения необходима для того, чтобы избежать ситуации, при которой заявки не могут быть выполнены из-за неожиданной и непредвиденной нехватки важных сырьевых материалов и комплектующих. Такое положение может создаться в том случае, если отдел маркетинга своевременно не проинформировал снабженцев о перспективных планах и заключенных договорах. И наоборот, образование чрезмерных запасов материалов и комплектующих изделий из-за ошибочности прогнозов или из-за того, что отдел маркетинга не сообщил отделу снабжения об уменьшении потребностей, приводит к замораживанию средств, которые могли бы успешно использоваться по другому назначению.8

Отдел маркетинга имеет непосредственное отношение к методам расчета издержек и составления смет. Специалисты отдела могут не знать всех тонкостей финансов, которые являются достоянием профессионального бухгалтера, но они должны владеть используемыми методами калькуляции издержек производства и бюджетного контроля.

Специалисты отдела маркетинга должны разбираться в том, каким образом рассчитываются издержки по каждому товару, и как составляются сметы затрат на производство работ и калькуляции. Так как они отвечают за выполнение сметы и за контроль над бюджетом по маркетингу, об их работе в конечном счете будут судить по результатам финансовой деятельности.

Для эффективной реализации подтоварных смет и общего бюджета маркетинга необходимо, чтобы специалисты отдела маркетинга постоянно держали под контролем показатели издержек и прибыли.

Специалисты отдела маркетинга должны иметь возможность  получить быструю и квалифицированную юридическую консультацию. Имеются законодательные акты и другие официальные документы, относящиеся к разным аспектам хозяйственной и коммерческой деятельности — разработке нового изделия, производству, определению цен, упаковке, рекламе, условиям продажи и т. д. Имеются также законы и инструкции, относящиеся к патентному делу, регистрации товарных знаков, лицензионным соглашениям, рекламациям и претензиям покупателей. Существуют юридические нормы по вопросам ограничительной торговой практики, монополистических соглашений, покупки и продажи в рассрочку, соглашений о ценах и т. д.

Руководители  отдела маркетинга особенно заинтересованы в выявлении и привлечении  высокопрофессиональных специалистов. В настоящее время ощущается  острая нехватка хорошо обученных и  опытных специалистов по маркетингу, и поэтому их работа хорошо оплачивается. Следует поддерживать любые меры, которые могут помочь руководителям отдела маркетинга выявить и привлечь к работе таких специалистов. Это означает, что лица, отвечающие за приглашение, опрос и выбор возможных кандидатов, должны иметь ясное представление о характере будущей работы соискателя, его статусе, служебных взаимоотношениях с остальными сотрудниками отдела, в который он назначается, о перспективах его роста и необходимой для выполнения данной работы профессиональной и общеобразовательной подготовке, личных качествах, способностях и опыте работы.

Поэтому отделу маркетинга необходимо поддерживать самые тесные контакты с отделом кадров с тем, чтобы подготовить четкое описание должностных обязанностей каждого из сотрудников и требований, которым должны отвечать соискатели. Эта задача более сложная в отношении специалистов по маркетингу, чем в отношении специалистов других профессий.9

Руководителям отделов маркетинга и кадров необходимо взаимно консультироваться о  том, где можно найти кандидатов на какую-либо должность, где следует  поместить объявление о приглашении  на работу, как должно быть составлено это объявление и т. д.

Характер  инструктажа и, где это необходимо, программа обучения новых работников также должны вырабатываться совместно  отделом маркетинга и отделом  кадров для того, чтобы новый сотрудник  был наилучшим образом подготовлен  к выполнению возложенных на него служебных обязанностей. В то время  как общий инструктаж обычно должен проводиться отделом кадров, специальная  подготовка по вопросам маркетинга является обязанностью отдела маркетинга.

В данной главе было определено, что для  наиболее эффективной работы предприятия  является тесное сотрудничество отдела маркетинга с остальными отделами и  службами, такими как: отдел кадров, бухгалтерия, юридический отдел, отдел  продаж и других. А также показана необходимость этого сотрудничества.

 

 

 

 

 

Глава 4. Организация отдела маркетинга

СП  ООО «КОРИС - ГУАРД»

 

СП ООО  «КОРИС-ГУАРД» работает на рынке Республики Беларусь назначения с 1995 года (открытие охранного предприятия ООО «ГУАРД ОВЛ»), в 2000 году – было изменено название организации, СП ООО «КОРИС-ГУАРД» становится представителем международного холдинга «CORIS INTERNATIONAL» в Республике Беларусь, оказывает ряд различных услуг по медицинскому страхованию. С 2002 года функционирует диспетчерская служба такси «Столица 135» и «Престиж».

Для данного предприятия характерна организация работы отдела маркетинга на основе отдельных услуг. В нашем случае это услуги такси и технический отдел. Отдел маркетинга СП ООО «КОРИС-ГУАРД» состоит из трёх человек, каждый из них отвечает за определенное направление в работе.

Основными задачами отдела маркетинга в организации являются:

  1. Обеспечение надежной, достоверной и своевременной информацией о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, предпочтениях потребителей на изделия, выпускаемые заводом;
  2. Опрос клиентов об услугах. Формирование базы клиентов. Это один из важнейших этапов работы отдела маркетинга данной организации. После опроса клиентов формируется база данных с их номерами телефонов.

Информация о работе Организация отдела маркетинга на предприятии