Одной из особенностей договора розничной
купли-продажи является то, что в случае
неисполнения продавцом обязательства
по такому договору возмещение убытков
и уплата неустойки не освобождают его
от исполнения обязательства в натуре.
Кроме Гражданского
кодекса РФ отношения в сфере розничной
купли-продажи регулируют Закон РФ "О
защите прав потребителей" и принятые
в соответствии с ним иные правовые акты
(Правила продажи отдельных видов товаров,
Правила продажи товаров по образцам и
др.).
- Услуги розничной торговли.
Услуга розничной торговли —
это результат взаимодействия продавца
и покупателя, а также собственной
деятельности продавца по удовлетворению
потребностей покупателя при купле-продаже
товаров.
Классификация услуг торговли и
общие требования к ним установлены
ГОСТ Р 51304-99 "Услуги розничной торговли.
Общие требования". Он применяется предприятиями
и организациями всех форм собственности
и организационно-правовых форм, а также
индивидуальными предпринимателями, оказывающими
услуги торговли.
Услуги розничной
торговли включают:
1) реализацию
товаров;
2) оказание помощи покупателю
в совершении покупки и при
ее использовании;
3) информационно-консультационные
услуги;
4) создание
удобств покупателям.
Процесс услуги реализации товаров состоит
из следующих основных этапов:
- формирование ассортимента;
- приемка товаров;
- обеспечение хранения;
- предпродажная подготовка;
- выкладка товаров;
- предложение товаров покупателю;
- расчет с покупателем;
- отпуск товара.
Реализация товаров может осуществляться
в магазине и вне его.
Реализация
товаров в магазине включает:
- продажу товаров в универмагах, универсамах (супермаркетах), гипермаркетах, магазинах-складах, магазинах "Товары повседневного спроса", специализированных или неспециализированных продовольственных и непродовольственных магазинах;
- продажу товаров в комиссионных магазинах;
- продажу товаров в магазинах другого типа ("Природа", "Семена", "Зоомагазин", "Книги" и др.);
- реализацию продукции предприятий общественного пи-тания в магазинах различных типов.
Реализация
товаров вне магазина осуществляется:
- в мелкорозничной стационарной сети (киосках, павильонах);
- в мелкорозничной передвижной сети (палатках, автомагазинах, автолавках, автоприцепах, изотермических емкостях и цистернах, на тележках, лотках, корзинах и т. д.);
- торговыми агентами;
- через почтовую
(посылочную) торговлю;
- через торговые автоматы;
- через телемагазины и интернет-магазины;
- другими внемагазинными формами.
К услугам по оказанию помощи в
совершении покупки и при ее использовании
относят:
- прием и исполнение заказов на товары (прием и оформление заказов непосредственно на предприятии торговли по телефону или вне предприятия, комплектование заказов, упаковывание заказов, отпуск товаров непосредственно на предприятии торговли и/или доставка на дом);
- организацию доставки товаров;
- упаковывание купленных в магазине товаров;
- комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;
- оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитентов;
- оценку ювелирных изделий на дому;
- оценку антиквариата на дому;
- прием стеклопосуды;
- реализацию товаров в кредит;
- организацию работ по послепродажному обслуживанию
(организация работ по установке технически сложных това-ров на дому у покупателя, по сборке мебели и др.);
- организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров приобретенных в магазине;
- предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже;
- предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов.
Информационно-консультационные
услуги включают:
- предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео-средствами;
- консультации специалистов по товарам;
- проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).
В состав
услуг по созданию удобств покупателю
входят:
- организация и создание мест отдыха;
- предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
- гарантированное хранение купленных товаров;
- прием и хранение вещей покупателей;
- организация питания покупателей;
- реализация продуктов питания с потреблением на месте;
- парковка личных автомашин покупателей на организо-ванную стоянку у магазина.
Перечень услуг, оказываемых предприятием
торговли, формируют в соответствии со
специализацией магазина, ассортиментом
реализуемых им товаров, местом его нахождения,
спецификой обслуживаемого контингента
покупателей, а также совместимостью оказываемых
услуг.
Наряду с перечисленными выше покупателям
в магазинах могут предоставляться и другие
услуги, не связанные напрямую с совершаемыми
ими покупками. К числу таких услуг относятся:
- обмен валюты;
- услуги банкоматов;
- телефонные и почтовые услуги;
- прием заказов на изготовление аудио- и видеозаписей;
- прокат аудио- и видеокассет;
- проявка фотопленок и печать фотографий;
- ксерокопирование;
- продажа газет и журналов;
- продажа цветов и прием предварительных заказов на изготовление букетов;
- создание и организация работы аптечных киосков и др.
Услуги торговли должны отвечать требованиям
социального назначения, функциональной
пригодности, эргономики, эстетики, технологичности,
безопасности, охраны окружающей среды.
Требования социального назначения
услуги торговли предусматривают:
- обеспеченность населения услугами данного вида;
- соответствие уровня качества услуги розничной цене;
- социальную адресность услуги, т.е. ее соответствие требованиям различных групп потребителей, в том числе инвалидов.
К требованиям функциональной пригодности
услуги торговли относят:
- точность и своевременность ее оказания (соблюдение режима работы магазина, точность срока выполнения услуги, точность выписки счета и оформления кассового чека и др.);
- наличие товаров надлежащего качества;
- наличие товаров установленного для данного типа магазина ассортимента;
- обеспечение условий для компетентного выбора покупателем товаров и услуг;
- информативность (наличие необходимой и достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассортименте товаров, исполнителе услуги, о правилах и Условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей);
- соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями.
Требования
эргономики услуги торговли включают:
- комфортность покупателей при оказании услуги (удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов секций, оборудования и др.);
- гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, к оборудованию и т. п.;
- доступность информации возможностям восприятия покупателем.
Требования эстетики услуги торговли
предусматривают гармоничность, стилевое
единство, целостность композиции и художественной
выразительности:
- архитектурно-планировочных решений помещений магазина;
- оформления фасада здания, вывески, витрин, выкладки товаров на торговом оборудовании, рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и др.;
- интерьера торгового зала путем оснащения соответствующей мебелью, оборудованием, инвентарем и подбора цветового решения и освещения.
Требования
технологичности услуги торговли включают:
- наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря определенных типов и моделей, размеров, формы и назначения с учетом используемых методов продажи, ассортимента товаров, оказываемых услуг;
- создание условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания;
- наличие помещений, необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечения рационального размещения, максимальной видимости выложенных товаров;
- наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению;
- наличие документов и средств, позволяющих потребителям проводить контроль процессов обслуживания;
- оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов на проведение отдельных операций торгово-технологического процесса, создание условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей.
Безопасность
услуг торговли должна обеспечиваться
безопасностью предприятий торговли (зданий,
помещений, оборудования, инвентаря), условий
обслуживания покупателей, реализуемых
товаров и соблюдением персоналом санитарных
и других установленных требований.
Требования
охраны окружающей среды заключаются
в том, что оказание услуг розничной торговли
не должно вызывать ухудшения характеристик
природной среды (засоренность территории,
запыленность и загазованность воздуха
и т. п.).
Так, не
допускается применение способов переработки
упаковки, которые могут нанести
ущерб окружающей среде (сжигание древесной,
бумажной, полимерной и другой упаковки
на открытых площадках, прилегающих к
территории жилых домов, промышленных
предприятий, транспортных и иных коммуникаций,
нефтепроводов, газопроводов; выбрасывание
упаковки в лесных массивах, вблизи водоемов,
нефте и газопроводов).
Уровень
шума транспортных средств, используемых
предприятием торговли, не должен превышать
установленных норм.
Для контроля
качества и безопасности услуг торговли
используют следующие методы:
- экспертный, в том числе органолептический и аналитический (проверка наличия и сроков действия обязательных Документов, выдаваемых надзорными органами; анализ технологической документации — санитарных книжек персонала и др. ; проверка маркировки на упаковке товаров на наличие сроков годности; осмотр предприятия торговли — прилегающей территории, инженерных коммуникаций, применяемого оборудования, инвентаря, складских помещений, условий хранения товаров и др.);
- измерительный (проверка технического состояния и режимов работы оборудования; определение показателей микроклимата, уровня шума и т. п.);
- социологический (проведение опроса потребителей и обслуживающего персонала, оценка результатов опроса и др.).
- Методы стимулирования продаж товаров.
Стимулирование продаж представляет
собой комплекс мероприятий, направленных
на привлечение большего числа покупателей
с целью увеличения сбыта товаров.
Выбор применяемых методов стимулирования
продаж зависит от того, кто и
с какой целью проводит связанные
с этим мероприятия, а также от
свойств товара, к которому необходимо
привлечь внимание покупателей.
Инициатором проведения акций по стимулированию
продаж может быть предприятие-изготовитель
(в этом случае такая работа проводится
на протяжении всего жизненного цикла
товара) или магазин.
Предприятия-изготовители
при этом преследуют такие цели:
- повышение интереса покупателей к уже известным им торговым маркам;
- знакомство потребителей с новыми товарами или новыми свойствами популярных товаров;
- увеличение числа приобретаемых одним покупателем хорошо знакомых ему товаров.