Методы прогнозирования потребности и спроса (На примере продовольственного магазина OАО «Магнит»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение исследования, разработка рекомендаций на основе проведенных исследований.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Изучить сущность и теоретические основы прогнозирования потребности и спроса.
2. Определить маркетинговые возможности и проблемы.
3. Развить, улучшить и оценить маркетинговые действия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Методы прогнозирования потребности и спроса……………………..6
Методы прогнозирования спроса…………………………………………6
Методы прогнозирования потребности………………………………....21
Глава 2. Маркетинговые исследования………………………………………...26
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Магнит»……………………………26
2.2. Маркетинговые исследования……………………………………………...29
2.3. Обработка и анализ результатов маркетинговых исследований………...34
2.4. Предложения и рекомендации по улучшению маркетинговой деятельности предприятия………………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы……………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

     Для изучения сезонных колебаний необходимо иметь уровни за каждый квартал, а  лучше за каждый месяц, иногда даже за декады, хотя декадные уровни могут  уже сильно исказиться мелкомасштабной  случайной колеблемостью.

     Методика  статистического прогноза по сезонным колебаниям основана на их экстраполяции, т.е. на предположении, что параметры сезонных колебаний сохраняются до прогнозируемого периода.

     В общем виде индексы сезонности определяются отношением исходных (эмпирических) уровней ряда к теоретическим (расчетным) уровням, выступающих в качестве базы сравнения. Индексы сезонности рассчитываются по формуле: 

     Is t = Yt * Yi 

     где Is t - индивидуальный индекс сезонности;

     Yt - эмпирический уровень ряда динамики;

     Yi - теоретический уровень ряда динамики.

     В результате того, что в формуле  измерение сезонных колебаний проводится на базе соответствующих теоретических  уровней тренда, в индивидуальных индексах сезонности влияние основной тенденции развития устраняется. Поскольку  на сезонные колебания могут накладываться случайные отклонения, для их устранения производится усреднение индивидуальных индексов сезонности одноименных внутригодовых периодов анализируемого ряда динамики. Поэтому для каждого периода годового цикла определяются обобщенные показатели в виде средних индексов сезонности (Is):

     Is = Is t / n 

     где n - число периодов годового цикла.

     Рассчитанные  таким образом средние индексы  сезонности свободны от влияния основной тенденции развития и случайных  отклонений.

  • Прогнозирование методом линейной регрессии.

     Прогнозирование методом линейной регрессии - является одним из наиболее широко применяемых  формализованных методов прогнозирования. Метод базируется на взаимосвязи (линейной зависимости) факторного и результативного  показателя:

     Y (x) = a + bx

     где x - факторный показатель;

     Y - результативный показатель.

     Приведенные методы измерения сезонных колебаний  не являются единственными. Так, для  выявления сезонных колебаний можно  применять и рассмотренный выше метод скользящей средней, и другие методы.

     Комбинированные методы. На практике существует тенденция сочетать различные методы прогнозирования спроса. Поскольку итоговый прогноз играет очень важную роль для всех аспектов внутрифирменного планирования, то желательно создать прогнозную систему, в которой может использоваться любой вводимый фактор.

     В качестве примера сочетания различных  методов при прогнозировании  спроса можно привести матрицу “Товар – Рынок” (рис. 3).

       

     Рис.6. Матрица “Товар – Рынок”

     Составление прогноза спроса начинается с анализа  продаж существующих товаров и существующих потребителей в динамике за ряд лет (прогноз сбыта А). При этом необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Каким был объем реализации продукции на предприятии за последние 3-5 лет и в прошлом году?
  • Будут ли потребители и дальше продолжать приобретать продукцию?
  • Можно ли в дальнейшем рассчитывать на такой же спрос, как и в прошлом периоде?

     Прогноз А очень важен, т.к. скорее всего  он является базовым и будет более  точным, ибо базируется на проверенной  информации прошлых лет. Если бизнес рассчитан на высокий уровень регулярных продаж, то объемы реализации можно прогнозировать, опираясь на привычку постоянных клиентов приобретать данную продукцию. В случае же, когда происходит больше разовых продаж, необходимо проанализировать общий объем продаж и продумать, как лучше приспособиться к условиям рынка в целом.

     Составление прогноза спроса В (оценка ожидаемого спроса на новые товары на существующих рынках) гораздо сложнее, чем предыдущего, а сам прогноз менее точен. Здесь придется существенно расширить  применение экспертных методов прогнозирования – в первую очередь, необходимо опереться на мнение своих агентов (метод совокупных мнений работников сбыта), провести опросы непосредственных потребителей (метод ожидаемых запросов потребителей), а также привлечь экспертов в этой области “со стороны”.

     Разработка  прогноза спроса Г (оценка ожидаемого спроса на новые товары на новых  рынках) наиболее сложна, а такой  способ развития предприятия наиболее рискованный. Методы прогнозирования  спроса, скорее всего, будут аналогичны методам, применяемым при разработке предыдущего прогноза.

     При составлении любого из рассмотренных  вариантов прогнозов продаж не следует  забывать о конкурентах. Необходимо также иметь в виду, что расчет объемов продаж никогда не бывает легким, точность прогнозов не может быть абсолютной, но их необходимо выполнять, т.к. от этого будет зависеть точность прогнозов прибыли (убытков) предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Методы прогнозирования потребности

      

     В проекте Федеральной целевой  программы «Содействие занятости  населения Российской Федерации на 2000-2005 годы», подготовленной Минтрудом России, обращается внимание на недостаточное использование маркетингового подхода в анализе ситуации на рынке труда. Фактически в настоящее время рынок образовательных услуг плохо коррелирует с потребностями реального сектора экономики. Это определяет необходимость разработки долгосрочных прогнозов потребности рынка труда в специалистах с ВПО.

     Еще в 30-х годах прошлого века наша страна первой пришла к плановому механизму  согласования возможностей высшей школы с потребностями производства, и за шесть десятилетий в СССР был накоплен достаточный опыт в этой области. Среди основных используемых методов определения перспективной потребности промышленности в специалистах можно выделить следующие подходы.

     Штатный метод. Суть этого метода состоит в определении потребности в специалистах на основе научно разработанных и унифицированных штатных расписаний и нормативов, составленных с учетом специфики каждой отрасли. При этом общая потребность в специалистах определялась путем умножения перспективного объема производства на плановый норматив обслуживания, а деталировка по номенклатуре специальностей производилась на основе разработанных в 70-х гг. отраслевыми министерствами Типовой номенклатуры должностей и унифицированного Перечня профессий. Данный метод использовался в основном для согласования текущих (до 5 лет) потребностей производства и возможностей вузов.

     Нормативный метод. Это метод «коэффициента насыщенности», предложенный С. Гусятинером, И. Лясниковым и др. Под нормативом насыщенности понимается доля специалистов (число специалистов на 1000 работающих), которая должна выдерживаться на предприятиях данной отрасли. Этот норматив, устанавливаемый на десятилетний период с разбивкой по пятилеткам, начал включаться с 1981 г. как один из основных показателей в план социально-экономического развития. На основе его производилось определение текущей и перспективной потребности промышленности в специалистах. По сути дела, имея директивный характер как для предприятий, отчитывающихся в его выполнении, так и для высшей школы, осуществляющей прием строго в соответствии с определенными потребностями, норматив обеспечивал возможность перспективного приемлемого согласования их интересов.

     Комбинированный метод. Основы этого метода разработаны в 1958 г. Научно-исследовательским экономическим институтом Госплана. Он является синтезом первых двух методов и предусматривает определение текущей потребности в специалистах в первые пять лет планируемого периода прямым счетом на основе разработанных типовых штатов, а в последующие годы определение перспективной потребности – на основе коэффициентов насыщенности.

     Среди основных принципов используемого  ранее механизма согласования потребностей производства и возможностей высшей школы следующие:

     ·       принцип максимальной эффективности взаимодействия промышленности и высшей школы, предусматривающий использование системы обязательного распределения молодых специалистов;

     ·       принцип государственного регулирования и контроля за функционированием существовавшего механизма, предусматривающий персональную ответственность всех его субъектов за нарушение условий (руководители вузов обязаны были выполнить план распределения, руководители предприятий – трудоустроить молодого специалиста, выпускники – отработать на предприятии положенный срок);

     ·       принцип безусловной подчиненности социальных потребностей в высшем образовании экономическим, обуславливающий соразмерность темпов развития высшей школы, а соответственно и ее возможностей в подготовке специалистов, росту потребности в них экономики государства.

     В начале 90-х годов отработанный механизм был полностью отвергнут. В результате высшая школа, получив импульс роста от все возрастающих социальных потребностей общества, стала экстенсивно развиваться по своей траектории, освобожденной от жесткого государственного регулирования и ограничивающих ее развитие планов роста производства. Лишь в последние годы начались разработки таких методов прогноза потребностей рынка в специалистах с ВПО, которые были бы применимы к новым экономическим условиям и способствовали согласованию возможностей высшей школы с потребностями региональных экономик.

     Этой  проблеме посвящен один из проектов Института  развития образования ГУ-ВШЭ (Государственный  университет Высшая школа экономики) в 2002 г. – «Разработка методологии прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в выпускниках системы профессионального образования». В зависимости от прогнозируемого типа изменения профессиональной структуры авторы предлагают использовать один из трех методов прогноза.

     Опытный метод. Этот метод предусматривает ориентацию на образцы и соотношения, складывающиеся в наиболее развитых промышленных странах, имеющих структурное сходство с российской экономикой.

     Расчетно-аналитический метод. Метод основан на экстраполяции профессионально-отраслевой матрицы, позволяет получать прогнозную картину с достаточно мелкой детализацией. В ее основе – расчет профессиональной структуры по основным отраслям экономики. В этом случае прогнозы отраслевой структуры являются основой для определения перспективного спроса на профессии, который далее определяется методом экстраполяции.

     Преимущества социологического метода заключаются в потенциальных возможностях организации постоянного мониторинга спроса на профессии и специалистов. Этот метод позволяет обеспечить максимально возможную территориально-отраслевую привязку спроса на профессии к имеющимся в регионе возможностям подготовки кадров.

     В свою очередь автор книги «Кадровая  политика региона: инновационный подход» Г. И. Сидунова отмечает, что насчитывается несколько десятков методов прогнозирования на рынке труда. Среди них: экспертный метод, основанный на выявлении субъективных мнений специалистов; экстраполяционный метод, базирующийся на прогнозировании тенденций по отдельным составляющим рынка труда; методы, основанные на корреляционных связях; аналитический метод, объединяющий широкий класс разнообразных приемов.

     Несмотря  на кажущееся разнообразие возможных  подходов к определению наиболее востребованных специалистов, практическое использование большинства из них сопряжено с определенными сложностями. Наиболее эффективным является комбинация всех взаимно дополняющих друг друга методов. Но чаще всего при прогнозировании рынка труда из-за отсутствия необходимой информации ряд формальных моделей и методов оказывается непригодным. Так, простейший из известных методов прогнозирования, основанный на трендовой экстраполяции, неприменим в силу чрезвычайной неравномерности в развитии экономических явлений в переходный период. Прогнозирование спроса на рабочую силу в зависимости от изменений экономической конъюнктуры с помощью межотраслевых моделей затруднено в связи с тем, что падение производства в различных отраслях, как правило, не сопровождается пропорциональным вытеснением занятых.

     Большинство исследователей считают целесообразным применение подхода, в соответствии с которым следует учитывать  основные факторы (факторный метод), влияющие на спрос и предложение  труда.

Информация о работе Методы прогнозирования потребности и спроса (На примере продовольственного магазина OАО «Магнит»)