Методы прогнозирования потребности и спроса (На примере продовольственного магазина OАО «Магнит»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение исследования, разработка рекомендаций на основе проведенных исследований.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Изучить сущность и теоретические основы прогнозирования потребности и спроса.
2. Определить маркетинговые возможности и проблемы.
3. Развить, улучшить и оценить маркетинговые действия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Методы прогнозирования потребности и спроса……………………..6
Методы прогнозирования спроса…………………………………………6
Методы прогнозирования потребности………………………………....21
Глава 2. Маркетинговые исследования………………………………………...26
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Магнит»……………………………26
2.2. Маркетинговые исследования……………………………………………...29
2.3. Обработка и анализ результатов маркетинговых исследований………...34
2.4. Предложения и рекомендации по улучшению маркетинговой деятельности предприятия………………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы……………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ 

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 

Кафедра экономики и организации  производства 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

НА ТЕМУ: Методы прогнозирования потребности  и спроса (На примере продовольственного магазина OАО «Магнит») 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнила:

                                          Студентка 721 гр. Сушко Ю.В.

                   Руководитель:

                   к.э.н., доц. Бухонова Н.М. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Воронеж 2010 

Содержание: 

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Методы прогнозирования потребности и спроса……………………..6

    1. Методы прогнозирования спроса…………………………………………6
    2. Методы прогнозирования потребности………………………………....21

Глава 2. Маркетинговые исследования………………………………………...26

2.1. Характеристика предприятия ОАО «Магнит»……………………………26

2.2. Маркетинговые  исследования……………………………………………...29

2.3. Обработка  и анализ результатов маркетинговых исследований………...34

2.4. Предложения  и рекомендации по улучшению  маркетинговой деятельности предприятия………………………………………………………38

Заключение……………………………………………………………………….39

Список  используемой литературы……………………………………………...40

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  темы исследования. Исследования, посвященные  вопросам прогнозирования спроса на товары, приобретают особую актуальность для развития и экономического роста  предприятия. Любая экономическая организация в своей деятельности неизбежно сталкивается с подвижностью, неопределённостью внешней среды. В российской экономике подвижность среды обусловлена нестабильностью социальной, политической и правовой сферы. В этих условиях для принятия коммерческих решений нужно опираться на постоянное обновление данных о внешней среде, их анализ и прогноз.

     Неопределённость  внешней среды означает, что фирма  не обладает достаточно полными данными  о своем настоящем и будущем, она не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде.

     Одним из достаточно апробированных способов оценки перспективного спроса на товары, является прогнозирование. Несмотря на то, что в научных исследованиях, элементы прогнозирования используется достаточно широко, в области комплексного изучения спроса, их применение требует углубленных изысканий и разработок. Это в первую очередь, обусловлено сложностью и спецификой объекта прогнозирования, требующего переосмысления методологических и организационных подходов к формированию целостной системы предпрогнозных исследований и непосредственно прогнозов.

     Прогнозирование является одним из способов предвидения  внутренних и внешних условий  деятельности. Прогнозирование как  метод снижения рисков, вызванных неопределённостью, позволяет узнать наиболее вероятное состояние внешней среды в будущем (политической, научно-технической, финансовой, экологической, социальной). Прогнозирование даёт возможность оценки ближайших и отдалённых последствий принимаемых решений.

     Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое  развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических  условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало  падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере.

     Комплексное изучение потребности и спроса на научной основе, должно создать предпосылки для решения ряда задач. Владение исчерпывающей информацией о потребительских предпочтениях населения, позволит предприятию своевременно приспосабливаться к требованиям покупателей, а соответственно и наиболее полно удовлетворять их потребности.

     Чем шире масштабы предлагаемых товаров, тем  настоятельнее потребность знать картину настоящего и особенно будущего развития покупательского спроса.

     Преобразования  произошедшие в социально-экономической  обстановке РФ потребовали адаптации  многих предприятий. В этой связи  выбор темы исследования «Методы прогнозирования отребности и спроса», является своевременным и актуальным.

     Степень разработанности проблемы. Вопросы  теории и практики прогнозирования  потребности и спроса населения на товары и услуги рассмотрены в работах таких ученых как: Бутакова М.М., Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Нижегородцев Р.М., Фейгенбаум М., Мазманова Б.Г., Головань С.И., Спиридонов М.А., Грузинов В.П., Ковалевский А.М., Лопатников Л.И., Карлофф Б., Янч Э., Кондратьев Н.Д., Бестужева – Лада И.В. и др.

     В данной работе будут рассмотрены методы прогнозирования и прогнозирование потребности и спроса,  маркетинговые исследования. 

      Целью курсовой работы является проведение исследования, разработка рекомендаций на основе проведенных исследований.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

     1. Изучить сущность и теоретические основы прогнозирования потребности и спроса.

     2. Определить маркетинговые возможности и проблемы.

     3. Развить, улучшить и оценить маркетинговые действия.

     Объектом  своего исследования я выбрала продовольственный магазин ОАО «Магнит». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Методы прогнозирования  потребности и  спроса 

    1. . Методы прогнозирования спроса

     Для понимания сущности данного вопроса  необходимо предварительно дать определения  понятий – метод.

     Применительно к экономической науке и практике - метод - это: 1) система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления; 2) путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике; 3) прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса.

     Методы  прогнозирования это совокупность приёмов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных об исследуемом объекте вывести суждения определённой достоверности относительно будущего развития объекта.

     По  оценкам отечественных и зарубежных учёных, в настоящее время насчитываются  сотни методов прогнозирования, однако на практике регулярно используются несколько десятков базовых методов (рис. №1).

     Из  рисунка №1 видно, что вся совокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами – в зависимости от степени их однородности:

  • простые методы;
  • комплексные методы.

     Группа  простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция  тенденций, морфологический анализ и др.).

     Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами.

     Кроме того, все методы прогнозирования  поделены еще на три класса:

  • фактографические методы;
  • экспертные методы;
  • комбинированные методы.
 

     

Рис. № 1. Классификация методов прогнозирования

     В основу их выделения положен характер информации, на базе которой составляется прогноз:

     1) фактографические методы базируются  на фактическом информационном  материале о прошлом и настоящем  развитии объекта прогнозирования.  Чаще всего применяются при  поисковом прогнозировании для эволюционных процессов;

     2) экспертные (интуитивные) методы  основаны на использовании знаний  специалистов-экспертов об объекте  прогнозирования и обобщении  их мнений о развитии (поведении)  объекта в будущем. Экспертные  методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов;

     3) комбинированные методы включают  методы со смешанной информационной  основой, в которых в качестве  первичной информации наряду  с экспертной используется и  фактографическая.

     В свою очередь, каждый из перечисленных классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы:

  • статистических (параметрических) методов;
  • опережающих методов.

     Группа  статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия), параметрический метод и др.

     Группа  опережающих методов состоит из методов, основанных на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций.

     Среди экспертных методов выделяют группы по следующим признакам:

  • по количеству привлеченных экспертов;
  • по наличию аналитической обработки данных экспертизы (табл. 3).

     Прогнозирование спроса в теории осуществляется различными методами. На практике, как правило, реализуется комплексный подход, учитывающий сильные и слабые стороны применяемых методов. Общие методы прогнозирования спроса основываются на:

  • Метод экспертных оценок;
  • Статистические методы (фактографические);
  • Комбинированные методы.

     Методы  экспертных оценок. Под экспертными оценками понимают комплекс логических и математических пpoцeдyp, направленных на получение от специалистов инфopмaции, ee aнaлиз и oбoбщeниe c цeлью пoдгoтoвки и выpaбoтки paциoнaльныx peшeний.

     Таблица № 1

     Классификация экспертных методов прогнозирования

Вид экспертизы Вид обработки  мнений
без аналитической обработки с аналитической  обработкой
Индивиду-альная Интервью Эксперт-ные Генера-ция идей Построе-ние  сценария Метод "дере-ва целей" Матрич-ный метод Морфоло-гический анализ
Коллективная Метод "мозгового  штурма" Метод коллективных экспертных оценок Метод "Дельфи"
 

     Экспертные  методы прогнозирования, как правило, используются в случаях:

  • когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования;
  • наличия высокой степени неопределенности информации, имеющейся в прогностической базе, или вовсе при отсутствии информации об объекте прогнозирования.

     Мeтoды экcпepтныx oцeнoк мoжнo paздeлить нa двe гpyппы:

Информация о работе Методы прогнозирования потребности и спроса (На примере продовольственного магазина OАО «Магнит»)