Методы изучения конкурентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является изучение конкурентов ОАО «АСБ Беларусбанка», а также поиск путей повышения конкурентоспособности на современном рынке.
Для достижения этой цели, необходимо преодолеть ряд задач:
-изучить существующих и потенциальных конкурентов;
-уровень рентабельности рынка;
-показатели деятельности ОАО «АСБ Беларусбанка» и многие другие.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……...………..3

1. Сущность, методы, задачи маркетинговых исследований конкурентов…………………………………………………………………….…………….6

2. Анализ конкурентных преимуществ ОАО «АСБ Беларусбанка»…………16

3. Организация и проведение маркетинговых исследований для поиска путей повышения конкурентоспособности ОАО «АСБ Беларусбанка»………………………………………………...…….….………………......….26

Заключение……………………………………………………………….………45

Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работаМОЯ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

 Одним из ключевых  моментов развития банка на  рынке розничных услуг является  получение прибыли за счет  привлечения клиентов, заинтересованных в услугах данного банка. Здесь важную роль отыгрывает не только широкий спектр предоставляемых банком услуг, но и их доступность. Поэтому следует обратить внимание на такие факторы как месторасположение банка и развитость филиальной сети. Наибольшим количеством филиалов в Республике Беларусь обладают ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «АСБ Беларусбанк».

 Наиболее устойчивые  позиции по отношению к банкам-конкурентам  имеют те банки, которые эффективно  функционируют в банковской системе  страны. Так, лидирующими банками  по сумме активов по состоянию  на являются ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «Приорбанк»

          В структуре суммарных активов  всех банков наибольшую долю  занимает ОАО «АСБ  Беларусбанк». Суммарный удельный вес  активов первых по величине шести банков составляет 86,9% . Таким образом, на все остальные банки приходится всего 13,1 % общих банковских активов страны, что свидетельствует о значительной концентрации банковских активов в системообразующих банках.

 Они же занимают  лидирующие позиции среди банков  по сумме полученной прибыли. Прибыль ОАО «АСБ Беларусбанк» по состоянию на 01.01.2013 составила 1201,8 млр.руб, ОАО «Белагропромбанк» - 1060,8 млр.руб..

ОАО «АСБ Беларусбанк» является крупнейшим банком по величине капитала.

 В структуре общего  капитала банков более половины  всей его величины приходится на два банка – Беларусбанк и Белагропромбанк:32,1 % и 30,9% соответственно

 Согласно результатам расчетов, в среднем для крупных банков характерен более низкий уровень риска, в то время как банки остальных групп или по причине высокого показателя стандартного отклонения рентабельности активов (РРБ-Банк) или по причине более низкой капитализации (БелРосбанк) имеют более высокое значение индекса риска. Наиболее надежным по данному показателю признан ОАО «Белагропромбанк».

 Банки выступают на рынке розничных банковских услуг непосредственно путем оказания физическим лицам кредитных и депозитных услуг. Именно на этом сегменте рынка разворачивается основная борьба банков-конкурентов за клиента.

 На государственные  банки приходилось 87% средств физических лиц. Доминирующее место на рынке депозитов физических лиц занимал ОАО «АСБ Беларусбанк».

  Уровень концентрации  рынка депозитов в трех крупнейших  банках (ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО  «Белагропромбанк», ОАО «Приорбанк») составил 74,6%, что свидетельствует о том, что значительная часть сбережений сконцентрирована в данных банках.

 Наиболее устойчивую  позицию среди банков, конкурирующих  в данном сегменте рынка, имеют банки, привлекшие во вклады наибольшую сумму денежных средств физических лиц. Лидером по оказанию депозитных услуг является ОАО «АСБ Беларусбанк». В тройку ведущих банков вошли также ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «БПС-Банк».

 По данному показателю  Беларусбанк не только вырвался  далеко вперед, но и превосходит все остальные банки вместе взятые. Кроме того, характерна значительная концентрация депозитов физических лиц в первых шести кредитных учреждениях, куда вошли все системообразующие банки. В общей массе депозитов их суммарная доля более 93%  

Примечательно, что по объему выданных кредитов физическим лицам на двенадцатой позиции располагается ОАО «Дельта Банк», который на рынке кредитования граждан активно функционирует еще меньше года. Также следует отметить, что из шестерки лидеров были вытеснены сразу два системообразующих банка – ОАО «Белинвестбанк» и ОАО «Белвнешэкономбанк».

Таким образом, по рассмотренным выше показателям, можно представить рейтинговую таблицу 6 крупнейших белорусских банков.

  Рейтинг ведущих банков Республики Беларусь на 01.02.2013 год

 

БеларусБанк

Белагропромбанк

Приорбанк

БелИнвестБанк

Москва-Минск Банк

Идея Банк

Как видим, во всех представленных рейтингах пальма первенства принадлежит ОАО «АСБ Беларусбанк», доля которого по отдельным показателям доходит до 60% соответствующего значения всех банков страны. Вместе с тем серьезную конкуренцию лидеру составляет ОАО «Белагропромбанк», который по некоторым критериям (капитал, кредиты юридическим лицам, депозиты юридических лиц) находится почти на одном уровне с Беларусбанком.

  Состав остальных  участников, входящих в первую шестерку лидеров, в зависимости от показателей различен. Лидирующее положение ОАО «АСБ Беларусбанк» в сфере оказания розничных услуг определяется, в первую очередь, исторически сложившейся ориентацией на работу с населением, а также его участием в реализации государственной жилищной программы и  специализацией по выдаче льготных кредитов различным категориям граждан.

 Жесткая конкуренция  в банковском деле ведет к  вытеснению банков, не применяющих  инновации, поэтому решение проблемы  эффективного применения электронных платежных инструментов для банков является чрезвычайно важным. Дальнейшее распространение получила практика системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.

 На сегодняшний день 21 банк Республики Беларусь эмитирует банковские пластиковые карточки внутренних, международных и внутренних частных и международных частных систем расчетов. Лидерами по выпуску в обращение банковских пластиковых карточек традиционно является ОАО «АСБ Беларусбанк», которым в 2012 году было эмитировано на 46%  больше платежных  карт, чем в 2011 году.

 Укреплению конкурентной  позиции банка способствует не  только его положение в первых  строках рейтинга в рамках  страны, но и признание со стороны международных рейтинговых агентств.

Особенностью развития конкурентных отношений между коммерческими банками РБ в сфере оказания услуг физическим лицам является высокий уровень концентрации рынка кредитных и депозитных услуг населению в трех крупнейших банках Республики Беларусь (ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Приорбанк»). По рассмотренным в данном разделе показателям и данным рейтинга белорусских банков ведущими банками в банковском секторе страны являются системообразующие банки, отличающиеся высокой прибыльностью и надежностью.

 Таким образом, динамика  развития банка, показатели эффективности  его деятельности, ориентация на  клиента способствуют развитию ОАО «АСБ Беларусбанка» как одного из самых значительных конкурентов на рынке розничных услуг банковского сектора Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Организация  и проведение маркетинговых исследований  для поиска путей повышения конкурентоспособности ОАО «АСБ Беларусбанка»

Рекламная деятельность как основной способ реализации маркетинга в банках Республики Беларусь

 Маркетинговый подход к банковскому делу заключается в планировании и осуществлении мероприятий по формированию, распространению и продвижению к потребителям банковских услуг и продуктов, когда при взаимовыгодном соблюдении интересов потребителей и банка последний достигает поставленных целей и задач. Маркетинг позволяет определить какие продукты, каким потребителям и на каких условиях банк будет предлагать .

 Работа маркетинговых  служб банка направлена на  выявление целевых рынков для  различных продуктов. Поиск целевого рынка связан с сегментацией, то есть выделением однородных групп клиентов, на которых ориентирована маркетинговая программа . Однако, ряд банковских специалистов подходит к маркетингу как просто к продажам и поэтому свою деятельность в основном сводит лишь к изучению рынка и проведению рекламных компаний, что в конечном итоге весьма слабо влияет на результаты деятельности банка. В связи с этим в последнее время появляется все больше и больше фактов, указывающих на невысокую экономическую эффективность банковских маркетинговых программ .

 В РБ маркетинг в  банках развивается как инструмент  стратегического планирования деятельности  банка, как способ продвижения  банковских продуктов и услуг, а также способ рекламы банка для привлечения большего числа клиентов.

 Рынок финансовых услуг  в Беларуси, можно сказать, в XXI в. начал ориентироваться на неоднородную целевую аудиторию. Появились конкретные сегменты, на которые банк направляет свою деятельность. Таким образом, банки развивают отдельные стратегические направления для корпоративных клиентов, для малого бизнеса, для физических лиц, для финансовых учреждений.

 Почти все банки  Беларуси основной доход зарабатывают  на кредитовании и депозитах, и в этом сегменте наблюдается широкий охват потребителей: помимо кредитов для всех желающих («Просто Кредит» от Приорбанка, вклады «Столичный» (Банк Москва-Минск), «Капитал», «Накопительный» от Беларусбанка, кредит на потребительские цели от Белинвестбанка), банки предоставляют свои услуги пенсионерам (вклад «Пенсионный» от Беларусбанка, специальные виды социальных вкладов от БПС-Банка, Белинвестбанка, Банка ВТБ (Беларусь) .

 В Беларуси существуют  льготные кредиты для студентов  на оплату обучения, льготные кредиты для молодых семей на строительство, реконструкцию или приобретение жилья, а также на приобретение домашнего имущества, и товаров первой необходимости (в основном, этими видами кредитов занимается ОАО «АСБ Беларусбанк»).

C целью формирования  благоприятного мнения о банке, а также завоевания доверия физических и юридических лиц банки выводят на рынок новые продукты, которые уже сами по себе выступают PR-инструментами: это бум кредитов физическим лицам (кредитная линия с использованием личной кредитной банковской пластиковой карточки от  Белвнешэкономбанка; программа кредитования физических лиц на покупку квартир от Банк ВТБ (Беларусь); кредиты от БПС-Банка на покупку товаров народного потребления; ускоренное кредитование от Банка Москва-Минск и др.) . Что касается глобальных проектов в сфере оказания услуг физическим лицам, то это:

 

1) поддержание социальных  программ для населения (поддержание  программы по экотуризму – Белагропромбанк),

2) программы развития  розничного бизнеса (по количеству  вкладов лидируют Беларусбанк, Белагропромбанк и БПС-Банк).

 Одним из наиболее эффективных способов продвижения банка на рынке является активное освоение интернет-возможностей. Интернет-банкинг – сервис, позволяющий управлять своим банковским счетом через Интернет. Около половины крупнейших белорусских банков использует Виртуальный банкинг: Приорбанк, Белагропромбанк, Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк, Паритетбанк, Минский Транзитный Банк и др. В рамках интернет-банкинга также осуществляется оплата за товары в интернет-магазинах, используя электронные деньги EasyPay (Белгазпромбанк), белорусские webmoney – WMB (Технобанк).

  «Мобильный банкинг»  Белагропромбанка позволяет с  помощью SMS-запросов оперативно получать  информацию о процентных ставках  по депозитам, о сумме денежных средств на счете и последнем движении по нему, о наступлении даты возврата депозита или даты погашения сберегательного сертификата.

 Основой продвижения  на рынке являются реклама, телевидение, газеты, журналы, информационные буклеты, Интернет. Высокой PR-активности банков в РБ не наблюдается, тем не менее, банки должны анализировать и учитывать вкусы и потребности клиентов, и поэтому применяют разную коммуникационную стратегию. Банки усиливают и позиционируют восприятие своего бренда в основном через рекламные игры и акции («Счастье прикатило» (розыгрыш среди вкладчиков автомобиля) – Белагропромбанк; «Международная карточка Visa Еlectron всего за 1 доллар» или «Кружка каждому вкладчику» – Паритетбанк) .

 Для информационного  обеспечения своей деятельности 27 банков из 30-ти используют сайты. Что удобно для клиента в плане оперативного получения информации о деятельности банка. Названия статей, размещаемых на сайтах, носят рекламный характер: «Длинные» деньги – дешёвые кредиты», «Белагропромбанк - банк подарков!» (Белагропромбанк), «Банк ВТБ (Беларусь): купить квартиру? С нами это просто!». Оформление банковских сайтов функциональное: чаще всего выбран один или два доминирующих цвета: оранжевый (Белагропромбанк), зеленый (Белинвестбанк), голубой (Банк ВТБ (Беларусь). Используются стандартные для банковской деятельности рисунки: деньги, проценты, недвижимость, бытовая техника, счастливые люди .

 

 Классическими способами  рекламы и PR является продвижение  банков в печатной продукции (буклетах, газетах), на биллбордах, а также  на радио и телевидении. Рекламные  блоки в СМИ часто дублируются на биллбордах и плакатах в метро, что делает продвижение продуктов максимально интенсивным. Первое, что попадается на глаза в буклете, это приятные для восприятия слоганы: «Ваши новые возможности» (Приорбанк), «Простые решения сложных задач» (Белинвестбанк), «Вместе мы можем больше» (Банк Москва-Минск), «С нами – выгодно!» (Трастбанк), «Чтобы все исполнилось» (Приорбанк), «Это просто! Это выгодно! Это удобно», «Придай деньгам движение» (Приорбанк), «Фундамент Вашего будущего благополучия» (Трастбанк), «Деньги работают, вы отдыхаете» (Банк Москва-Минск). Каждый банк старается использовать уникальный способ подачи информации в буклетах, при этом упрощая и приближая банковские термины к пониманию клиента: названия кредитов и депозитов: «Быстрый депозит» (Приорбанк), «Просто кредит» (Приорбанк), «Кредит на счастье» (Банк Москва-Минск). Дизайн банковского буклета зависит от того, какую услугу он рекламирует: это могут быть изображения денег, золотых слитков и пластиковых карточек (Трастбанк), наиболее эксплуатируемыми элементами являются люди (счастливая семья, дети, пенсионеры), что, несомненно, вызывает доверие и ощущение единения клиента с банком.

Информация о работе Методы изучения конкурентов