Методы исследования в PR

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

пренебрежение исследованием - неоправданная роскошь. Как для PR-специалиста, так и для работодателя. Первый рискует потерять работу, второй же время и деньги.
Целью данной курсовой работы автор ставит изучение методов сбора информации и самостоятельное проведение исследований PR-деятельности организации «InterComp».

Оглавление

Введение 3
Глава I: Подготовка исследования 7
1. Методологический раздел, 1.1. Описание компании "InterComp" 8
1.2 Цели и задачи исследования 11
1.3 Краткий глоссарий 12
2 Методико–процедурный раздел 2.1 Методы исследования в PR 13
2.2 Метод наблюдение 15
2.3 Метод интервью 20
2.4 Анализ документов 25
2.5 Календарный план, Бюджет 28
Глава II: Результаты исследования, 1 Анализ наблюдения 30
2 Анализ интервью 34
3 Анализ документов 36
4 Общие результаты исследования 40
Заключени 43
Библиография 44
Приложение 46

Файлы: 1 файл

От Вали Тавриловой (1).docx

— 93.50 Кб (Скачать)

Один из самых  трудоемких этапов в проведении исследования – подготовка. В нее входит: постановка цели, выбор места и времени  для наблюдения и разработка карточки  наблюдения.

Первый этап – постановка цели. Центральный момент при подготовке, данные, которые получаться на выходе полностью зависят от правильного выбора цели. Автору данной работы появиться возможность побывать на специальном мероприятии восьмого апреля – «бизнес-завтрак» (семинар посвященный изменениям в законе о приеме на работу иностранных граждан).

Теперь необходимо определится, каким будет наблюдение. Чтобы получить объективные данные о компании «InterComp» наблюдение должно быть невключенным, так как это позволит оценить объект со стороны.

     И наконец, последнее приготовление  к наблюдению – это разработка  карточки наблюдения. Так как  целью является оценка образа  компании в целом, то параметры, введенные в карточку наблюдения, тем или иным образом характеризуют складывающийся образ. Расположение, интерьер, речь ораторов, видеоряд, раздаточный материал, кофе-брэйк – всё это влияет на восприятие клиентами компании, и на то, какое будет складываться впечатление у слушателей и потенциальных клиентов об организации в целом.

Подробно  все параметры можно рассмотреть  в подготовленной карточке наблюдения:

Карточка наблюдателя

ФИО:

 

Дата:

 

Время начала наблюдения:

 

Время завершения наблюдения:

 

Общая продолжительность наблюдения:

 

Место наблюдения:

 

Карточка наблюдения

Наблюдаемые параметры и их характеристики

Формализованные показатели

Неформализованные показатели

Расположение 

   

Наличие указателей

   

Помещение (место проведения семинара)

   

Сбор гостей

   

Раздаточный материал

   

Внешний вид ораторов

видеоряд

   

Речь ораторов

   

Кофе-брэйк

   



 

Можно отметить, что Автор, счел нужным проследить от начала и до конца все мероприятие, и по окончанию узнал, какое впечатление оно произвело на гостей.  То и было отражено в карточке наблюдения (см ст 31).

 

      1. Метод интервью

Общая характеристика:

Вторым видом получения информации  является метод интервью. Это, по определению «Энциклопедии Социологии»  «наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента»[7]

 

Интервью могут классифицироваться следующим образом[1;8]:

 

  1. По содержанию беседы различают документальные интервью (уточняются вопросы о фактах) и интервью мнений (направленные на выяснение мнения респондента по определённому вопросу)

 

  1. По технике проведения можно выделить
    • Стандартизированное интервью. Такое интервью жёстко формализовано и представляет собой беседу по заранее приготовленным и структурированным вопросам, фактически по опросному листу анкеты
    • Полустандартизированное интервью. Вопросы также готовятся заранее, но это скорее не опросный лист, а «памятка интервьюеру», где указаны обязательные для обсуждения вопросы, как правило, полузакрытые. Полустандартизированное интервью даёт возможность обсуждения с респондентом иных, слегка отвлечённых от основной тем
    • Свободное интервью. Представляет собой длительную беседу на определённую тему без подготовки обязательных вопросов.

 

  1. В зависимости от особенностей процедуры интервью бывают
    • Клиническими. Это длительное интервью, которое может продолжаться несколько часов и направлено на выяснение сведений о внутренних мотивах, побуждениях и склонностях респондента
    • Фокусированными, т.е имеющими своей целью выяснение реакций респондента на заданное воздействие (на публикацию, событие итп)
    • Ненаправленными. Такие интервью проводятся по инициативе самого респондента, который имеет потребность «выговориться». Носят «терапевтический» характер

 

  1. По способу организации интервью бывают индивидуальными и групповыми.

 

Процедура интервью напоминает процедуру  анкетирования: [2;3;7;8]

1. Формулировка гипотез, разработка  плана интервью

2. Разработка опросного листа  или памятки интервьюеру

3. Проведение интервью

4. Подведение итогов, составление  отчёта

 

Основным  достоинством метода интервью является непосредственный контакт между  исследователем и респондентом. И  по мнению С.И. Григорьева и Ю. Е. Растова, это обстоятельство даёт следующие преимущества перед методом анкетного опроса:[1]

 

  1. практически не бывает вопросов без ответов
  2. можно уточнить неопределённые или противоречивые ответы
  3. можно фиксировать невербальные реакции респондента
  4. информация полней, глубже и достоверней чем та, которая была получена методом анкетирования

 

А к недостаткам такого метода относятся:[1;6;]

 

  1. Малая оперативность
  2. Существенные временные затраты
  3. Высокие требования к интервьюерам и необходимость их тщательной подготовки
  4. Сжатые сроки (как и в методе анкетирования)

 

С точки зрения применения в PR интервью – важный социологический метод. Как правило, PR специалисту не обойтись без интервью с экспертами для получения авторитетной оценки, или же выяснения мнения общественности о событии (личности, организации итп).

Подготовка к интервью:

Прежде чем, приступать к  интервью, необходимо также к нему подготовится, как и в случае проведения наблюдения.

Во-первых, нужно определить какое будет интервью. В нашем  исследовании наиболее уместным будет  глубинное экспертное интервью. Тем  более есть возможность провести интервью с экспертом. А это позволит нам исследовать PR-деятельность в компании более подробно. Цель этого интервью будет заключаться в том, чтобы понять в каких направлениях ведется PR-деятельность в исследуемом объекте.

Стандартная подготовка предполагает три уровня подготовки:

1) выбор лица, с которым следует проводить интервью. В качестве респондента выступает эксперт, то есть в компании «InterComp» это человек выполняющий функции связей с общественностью – менеджер по маркетингу и рекламе Капралова Ольга.

2) определение места и времени. Автор курсовой работы договорился с Ольгой провести интервью 7 апреля 2009 года в центральном офисе компании «InterComp», чтобы не отвлекать специалиста от своей работы.

3) запись ответов и окончательное оформление. Этот этап уже относится к обработке данных и их последующему анализированию.

Важным этапом в подготовке является разработка путеводителя интервью. Так как цель интервью – выяснить основные направления PR-деятельности. То очертим круг тем в соответствии с этой целью. Подготовленный путеводитель интервью можно посмотреть ниже:

 

 

Путеводитель  интервью

I блок: Общие сведения

- выполнение PR функций

- образование 

- место отдела (специалиста)  в структуре организации

- наличие или отсутствие  документов, регламентирующих деятельность     PR-специалиста

- сотрудничество с другими  отделами компании

II блок: Основные направления

- исследования в организации

- виды стратегического  планирования

- реализация специальных  мероприятий, PR-акций или PR-кампаний

- работа с группами  общественности

- оценка эффективности  PR-деятельности

- перспективы создания  полноценного PR-отдела


 

 

Как мы можем отметить, путеводитель интервью состоит из двух блоков, это  сделано, для того, чтобы разграничить в дальнейшем полученные данные. В путеводителе автор курсовой работы попытался затронуть все аспекты деятельности PR-специалиста. Он состоит из двух блоков. Первый блок посвящен общим сведениям, таким как, уточнению кто выполняет функции связей с общественностью в компании, кому подчиняется этот человек и т.д. Второй блок посвящен основным направлениям PR-деятельности, которые уже были выделены автором курсовой работы. А эксперту оставалось рассказать о них поподробнее, если, конечно, они осуществляются.

2.4 Анализ документов

Общая характеристика

Документ  – средство закрепления различным  способом на специальных носителях  информации.

Анализ  документов – совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической  информации, необходимой для решения  исследовательских задач. Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и  формализованный (контент-анализ, от английского content-analysis - анализ содержания).9

Анализ  документов –  один из широко применяемых  и эффективных методов сбора  первичной информации. Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе  темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание  информации.

По мере фиксации информации наблюдение делится на:

  1. Письменные документы (сведения, изложенные в форме текста);
  2. Статистические данные (цифровая форма изложения);
  3. Иконографическая документация (кино-, фото  документация)

Так же выделяют внешние и внутренние документы:

  1. Внутренние - создаются в рамках одной организации, где работают и составитель, и адресат текста. К внутренним документам относятся, например, приказы администрации предприятия, служебные записки, должностные инструкции и прочее.
  2. Внешние - предназначаются внешним адресатам, клиентам компании. К ним относятся реклама, афиши и стать в СМИ.

 

Можно выделить два основных типа анализа документов:

  1. Традиционный (неформализованный) – основан на интуитивном понимании, обобщении, содержании и логически сделанных выводах
  2. Количественный (контент-анализ) – анализ содержания. Заключается на единообразном, стандартизированном правлении поиска, учета и подсчета количественной информации показателей сообщения

 

Существенно различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся  в каждом недостатки, так как оба, в конечном счете, преследуют одну и  ту же цель — получение интересующей исследователя, достоверной и надежной информации.

Наиболее  распространенным методом анализа  в СО является контент-анализ.

Контент-анализ – метод изучения сообщений, создаваемых  в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме  письменного текста (на бумаге) или  записи как каких-либо иных физических носителях.10

Данный  вид анализа применялся в исследовании внешних документов компании. Автор анализировал сайт компании11.

В учебном  пособии Шишкина Д.П., Гавры Д.П  и Бровко С.Л описана технология контент-анализа, состоящая из следующих  этапов:

  1. Отбор документов постановка задачи, разработка программы контент-анализа.
  2. Обоснование и отбор единиц контент-анализа (классификатор контент-анализа)
  3. Разработка бланка контент-анализа
  4. Кодировка документальных массивов на основании разработанного кодировочного бланка, ввод в компьютер и компьютерная обработка.

Подготовка к анализу

В курсовой работе контент-анализ был проведен по данной технологии:

  1. Отбор документов и постановка задачи:

Информация о работе Методы исследования в PR