Мерчандайзинг и коммуникации в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Мерчендайзинг нужен для того, чтобы товар адекватно воспринимался, его нужно правильно представить покупателю. В этом и состоит основная задача мерчендайзинга. В первую очередь, нужно помнить о том, что все делается ради целевого покупателя и его комфорта. Мерчендайзинг определяет правила представления и продвижения товара на рынок путем различных средств и методов (системы методов). Для того, чтобы продаваемый товар пользовался высоким спросом у покупателей, оформление магазина надо начинать уже с порога, т.е. с витрины.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА……………………...5
1.1. Понятие и инструменты мерчендайзинга…………………………………5
1.2 Требования к выкладке товаров ……………………………………………10
1.3. POS-материалы – инструмент мерчендайзинга…………………………...17
2.АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В СУПЕРМАРКЕТЕ «Садко-Диета»……… ………………………………………………23
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………..23
2.2.Анализ использования методов средств коммуникаций в супермаркете «Садко-Диета»………………………………………………………………… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа готовая.docx

— 661.31 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Читинский институт (филиал)

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Байкальский  государственный университет экономики  и права»

Кафедра коммерции  и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Маркетинг»

Мерчандайзинг и коммуникации в розничной торговле

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель -----------------------                     студент гр. ТД-11  М.И.Бочкарев

                            (подпись, дата)

Руководитель ----------------------                     к.э.н. , доцент О. В. Гладких

                            (подпись, дата)              

 

 

 

 

 

 

 

Чита, 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА……………………...5

1.1. Понятие и инструменты мерчендайзинга…………………………………5

1.2 Требования  к выкладке товаров ……………………………………………10

1.3. POS-материалы – инструмент мерчендайзинга…………………………...17

2.АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В СУПЕРМАРКЕТЕ «Садко-Диета»……… ………………………………………………23

2.1. Краткая  характеристика предприятия……………………………………..23

2.2.Анализ использования методов средств коммуникаций в супермаркете «Садко-Диета»………………………………………………………………… 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………31 

ВВЕДЕНИЕ

Мерчендайзинг нужен для того, чтобы товар адекватно воспринимался, его нужно правильно представить покупателю. В этом и состоит основная задача мерчендайзинга. В первую очередь, нужно помнить о том, что все делается ради целевого покупателя и его комфорта. Мерчендайзинг определяет правила представления и продвижения товара на рынок путем различных средств и методов (системы методов). Для того, чтобы продаваемый товар пользовался высоким спросом у покупателей, оформление магазина надо начинать уже с порога, т.е. с витрины.

Мерчендайзинг как искусство розничной торговли появляется еще в те времена, когда  не были известны деньги, торговля являлась меновой, а покупатели зачастую говорили на разных языках с торговцами. Поэтому главное правило мерчендайзинга – покупателю все должно быть понятно с минимальными пояснениями продавца – применялось еще тогда. Умение красиво и правильно выложить товар, грамотно организовать торговое место приносило хорошую прибыль меновым торговцам.

Возник мерчендайзинг  как новое направление в Америке  в 20-30х годах двадцатого столетия. Тогда были трудные времена Великой  депрессии, компании искали выход для своих фирм, чтобы они были конкурентоспособными. В тот момент и пришло понимание того, что можно эффективно использовать каждый метр пространства торговой точки таким образом, чтобы она приносила максимальную прибыль.

Мерчендайзинг шел медленными темпами до середины двадцатого века, так как существовал  рынок продавца. Затем он превратился  в рынок покупателя, и все переменилось, начали проводить анализ всевозможных приемов воздействия, причем активны были такие розничные продавцы, как например сеть супермаркетов. В нашей стране мерчендайзингу большое внимание начали уделять только в 90-х годах прошлого века, разработки в основном осуществлялись розничными продавцами.

Ранее мерчендайзинг  осуществлялся менеджерами по продажам и самими продавцами, а сейчас существуют специализированные агентства, занимающиеся вопросами продвижения товара на рынке. За такой небольшой промежуток времени мерчендайзинг смог эволюционировать в самостоятельную науку и до сих пор развивается достаточно активно.

Целью данной работы  является изучение инструментов мерчандайзинга как средства невербальной маркетинговых коммуникации. Объектом данного исследования я выбрал супермаркет «Садко-Диета» находящийся по адресу улица Новобульварная  7

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА
    1. Понятие и инструменты  мерчендайзинга

Мерчендайзинг (merchandising — искусство торговать) — это комплекс мероприятий производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки. Мерчендайзинг - это набор технологий для построения эффективных коммуникаций между покупателем и товаром на местах продаж.

Мерчендайзинг - направление в маркетинговых коммуникациях, способствующее стимулированию розничных продаж через привлечение внимания конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж без активного участия специального персонала. Это способ создания оптимальных условий для контакта потребителя с продвигаемым товаром, с помощью визуального или иного способа привлечения внимания к товару с целью вызвать у потребителя желание купить этот товар.

Понятие мерчендайзинга неприменимо, если речь идет о продажах вообще — например продажах услуг, оптовых продажах, розничных продажах через Интернет-магазин. Мерчендайзинг всегда ориентирован на определенный результат: стимулирование желания конечного потребителя выбрать и купить продвигаемый товар.

Необходимость мерчендайзинга была доказана после того, как выяснилось, что2/всех решений о покупке потребители принимают, стоя перед прилавком. Даже, если покупка определенного вида товара запланирована предварительно, 7 из 10 покупателей принимают решение о выборе в пользу той или иной торговой марки непосредственно в торговом зале. То есть у 9 из 10 потребителей, пришедших в магазин, нет окончательно сформированного решения, какую именно марку продукта они предпочтут. Таким образом, если сфокусировать внимание покупателя на той или иной марке или виде товара, можно увеличить их продажу. Хороший мерчендайзинг помогает продать ваши товары, так как он вызывает желание сделать покупку.

Цели, которые преследует мерчендайзинг:

  • вызвать желание, побудить потенциального покупателя выбрать
  • и приобрести именно ваши товары;
  • формирование лояльности покупателей к торговой точке, к торговой марке и к производителю;
  • продвижение продукции в розничной торговле - Point of Sale (конечная точка продаж) — для новых торговых марок или брендов;
  • увеличение объема продаж.

Задачи мерчендайзинга:

  • информирование покупателя о месте нахождении выкладки товара;
  • предоставление максимально полной информации о сути товара и цене:
  • привлечение максимального внимание к конкретному месту выкладки товара;
  • воздействие на покупателя с целью убеждения его сделать покупку немедленно, «Здесь и сейчас!»;
  • предотвращение наступления товара-конкурента методами повсеместного брендирования;
  • управление сбытом: продажу дополнительных инвестиций;
  • управление поведением потребителей: увеличение средней суммы покупки.

Задачи коммуникационной политики в мерчендаизинге:

  • разработка программы маркетинговых коммуникаций;
  • обеспечение покупателей необходимой информацией;
  • совершенствование видов и способов рекламы в местах продажи;
  • сокращение продолжительности мыслительного процесса, проходящего с момента знакомства покупателей с товаром до момента его полного освоения;
  • обеспечение доступности товаров для покупателей в процессе выбора без участия продавцов-консультантов:
  • организация распределения познавательных ресурсов во времени и пространстве торгового зала;
  • сокращение периода адаптации покупателей в торговом зале;
  • создание атмосферы магазина, адекватной психологическому состоянию посетителей.

Установление задач является отправным  моментом для определения видов работ (функций), которые обеспечивают их достижение.

Для осуществления данных функций  используются такие инструменты, как:

  • размещение рекламных материалов;
  • правильное оформление ценников к каждому товару:
  • выкладка товара по планограмме, составленной специалистами с учетом всех нюансов продукции;
  • наличие какого-либо дополнительною торгового оборудования.

Возможности мерчендайзинга:

  • эффективно представить товары на полках:
  • оптимизация размещения товарных групп с учетом правил поведения покупателей увеличивает продажи по отделам на 10%;
  • оптимизация выкладки в магазине дает увеличение прибыли от единицы площади на 15%;
  • совместное использование оптимизации размещения, выкладки и рекламы — до 25% увеличения, иногда до 90%;
  • продвигать новые и нужные товары;
  • увеличить число импульсных покупок и время пребывания покупателя в магазине;
  • завоевать новых покупателей и удержать старых:
  • создать конкурентное преимущество магазина;
  • рассказать покупателю о свойствах продукта;
  • повлиять на поведение покупателей, соблюдая социальные правила и этическую чуткость.

Результатом мерчендайзинга является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар. Как показывает опыт, мерчендайзинг необходим не только розничному торговцу, но и остальным участникам канала распределения: производителям товаров, дистрибьюторам и покупателям. Однако существует заметная разница в целях мерчендайзинга производителя и розничного торговца. Цель мерчендайзинга производителя — стимулировать желание потребителей выбрать конкретный товар, торговую марку. Торговец же заинтересован в увеличении общей прибыли и формировании лояльности покупателей; ему важно, чтобы все товары в магазине смотрелись достойно. Поэтому зачастую между торговцем и производителем товаров возникают трения.

Для достижения целей мерчендайзинга используют различные средства и  методы, применение которых позволит сократить расходы на внутри магазинную информационную и всю маркетинговую коммуникационную деятельность за счет минимизации дополнительных усилий для привлечения познавательных ресурсов посетителей торгового зала.

Ключевыми инструментами мерчендайзинга выступают:

  • дизайн магазина (как внешний, так и внутренний);
  • планирование магазина (точнее, планирование потоков движения покупателей):
  • реклама и прочие инструменты на месте продажи;
  • цветовая блокировка;
  • ассорти мент товаров (merchandise ranges):
  • комплексные меры.

Значение  коммуникационного мерчендайзинга в том. что он помогает установить контакте посетителем. Атмосфера магазина, психологический настрой и квалификация персонала, умение ненавязчиво общаться — все это определяет успех коммуникации с покупателем.

Многие  исследования свидетельствуют, что 65-70% решений о покупке посетители принимают непосредственно в  магазине. Это означает, что львиную  долю прибыли розничной торговле приносят импульсные, т.е. незапланированные покупки. Делая такие покупки, покупатели руководствуются не разумом и логикой, а чувствами и эмоциями. Именно эти факторы выступили основой концепции коммуникационною мерчендайзинга.

В любых  коммуникациях, которыми оперирует  мерчандайзинг, можно выделить имиджевую  и информационную составляющие.

Имиджевая составляющая присуща следующим элементам коммуникации:

  • занимаемая товаром площадь;
  • выкладка товара;
  • упаковка;
  • визуальная реклама (имиджевые постеры, шелф-токеры, наклейки на полу и на дверях магазина, вобблеры);
  • фирменные стойки;
  • имиджевая видеореклама на различных экранах и мониторах;
  • проекционные изображения;
  • реклама на продовольственных тележках;
  • имиджевые аудиоролики.
  • Информационную составляющую несут:
  • ценники;
  • объявления па мониторах;
  • упаковка (содержательная часть);
  • информационные листовки и плакаты;
  • рекомендации продавцов и других покупателей;
  • информационные аудиоролики и объявления по трансляции;
  • бегущие строки.

Информация о работе Мерчандайзинг и коммуникации в розничной торговле