Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:36, контрольная работа
Чтобы должным образом функционировать в условиях маркетинга, необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. Хорошая информация позволяет маркетологам:
* получать конкретные преимущества
* снижать финансовый риск и опасности для образца
* определить отношения потребителей
* следить за внешней средой
* координировать стратегию
* оценивать деятельность
* повысить доверие к рекламе
* получить поддержку в решениях
* подкрепить интуицию
* улучшить эффективность.
1.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 3
1.1 Особенности маркетинговой информации 3
1.2 Система сбора внешней маркетинговой информации 5
1.3 Система анализа маркетинговой информации. 6
1.4 Методы сбора первичной маркетинговой информации 7
1.5 Анализ собранной информации 12
2.ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 13
2.1 Характеристика исследуемого образца – вино Мерло Башспирт 13
2. 2 Оценка конкурентоспособности вин 15
СПИСОК ИПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
На этом можно завершить обзор четырех основных вспомогательных систем, входящих в состав системы маркетинговой информации, и перейти к рассмотрению схемы маркетингового исследования.
Система сбора первичной информации предусматривает проведение специальных маркетинговых исследований. Их целью является получение дополнительных данных, связанных с решением конкретных маркетинговых задач. Здесь необходимо заметить, что создание системы сбора первичной информации не всегда доступно многим небольшим предприятиям. В этом случае они обращаются за помощью к фирмам, специализирующимся на выполнении подобного вида работ. Это значительно дешевле, чем содержание на предприятии собственного штата исследователей. Более крупные предприятия нередко сами занимаются сбором первичной маркетинговой информации.
Методы сбора данных разделяются на две группы: количественные и качественные.
Количественные исследования - проведение разных опросов, на которые отвечает большее число респондентов.
Качественные исследования - это наблюдение за тем, что люди делают и говорят. Наблюдение и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму.
Основными методами сбора первичных маркетинговых данных являются:
- опрос;
- наблюдение;
- эксперимент;
- имитационное моделирование.
Наиболее
подробно рассмотрим опрос как метод
сбора маркетинговой
Опрос позволяет выявить систему предпочтений, на которые ориентируется целевой рынок потребителей при выборе определенных туристских продуктов, оценке различных форм обслуживания, обращении к услугам различных фирм. Это самый распространенный метод сбора данных в маркетинге. Он используется примерно в 90% исследований.
В зависимости от источника (носителя) первичной информации различают опросы массовые и специализированные.
В
массовом опросе основным источником
информации выступают различные
категории населения, профессиональная
деятельность которых не связана
с предметом анализа. Участников
массовых опросов принято называть
респондентами (от латинского слова
гезропаео - отвечаю). В свою очередь
в специализированных опросах главным
источником информации являются компетентные
лица, чья профессиональная деятельность
тесно связана с предметом
исследования. Отсюда еще одно широко
используемое название таких опросов
- экспертные. К ним чаще всего
обращаются на начальных этапах маркетинговых
исследований, когда необходимо выявить
проблему, и на заключительном этапе,
когда требуется проверить
В зависимости от частоты проведения опросы могут быть точечные (разовые) и повторные. Последние позволяют выявить жизненный цикл запросов и предпочтений и основные тенденции их изменений с течением времени для своевременного принятия решений о деятельности на рынке.
По степени охвата потенциальных покупателей опросы могут быть сплошными и выборочными.
Сплошные исследования могут проводиться, например, среди посетителей фирмы или ее стенда на выставочных мероприятиях.
На практике количество потенциальных клиентов, как правило, велико, что определяет невозможность проведения сплошных опросов. В связи с этим наиболее приемлемы выборочные опросы, сущность которых заключается в том, что опрашивается часть всей изучаемой совокупности населения, отобранная специальными научно обоснованными приемами. Если выборочная совокупность достаточно полно отражает свойства генеральной совокупности, она называется представительной (репрезентативной).
Опросы могут проводиться в устной или письменной форме и различаются:
При письменной форме опроса участники заполняют полученные опросные листы и отсылают их по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов:
Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака.
При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточно задать вопрос вида «да — нет»; если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы. Кроме вопросов по существу дела могут быть вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, контролирующие правильность и подлинность ответов. Используются также статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого.
Вопросы,
которые могут вызвать
В
исследованиях маркетинга чаще всего
употребляется устный опрос, или
интервью. Если опрос проходит по строго
заданной схеме, то говорят о стандартизированном
интервью. Репрезентативность подобной
формы сбора данных во многом зависит
от лица, проводящего интервью: с
одной стороны, хорошая его подготовка
способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся
участвовать в работе, с другой
- нужно учитывать влияние
Преимущества свободного опроса (есть только тема и цель; конкретной схемы нет):
Недостатки подобных опросов:
Для стандартизированного опроса эти преимущества и недостатки меняются местами. Стандартизированный опрос предполагает одинаковые вопросы для всех опрашиваемых. На практике свободное интервью применяется, как правило, в ходе предварительного изучения проблемы, при опросах экспертов, руководителей предприятий. Стандартизированная форма широко используется при массовых опросах во время исследования рынка.
Следует
отметить, что при использовании
данного метода в плане постановки
задач и разработки плана исследования
необходима высокая квалификация специалистов-исследователей,
а вот непосредственная организация,
проведение опроса, а также обработки
наработанной информации - эти слагающие
метода достаточно просты. Использование
данного метода предполагает получение
от команды исследователей четкого
предварительного формулирования и
сегментирования вопроса и
Основные
требования к анкетам (план, структура,
оформление вопросов и вариантов
ответов) стандартны и аналогичны требованиям,
которые ставятся к опросам не
экспертного уровня. Процедура анкетирования
может проводиться путем
Преимущества опроса, включающего несколько тем:
– при
невысокой потребности в
– при определенных обстоятельствах такой опрос может быть интереснее для опрашиваемых.
Недостатком является то, что выборка должна соответствовать всем темам, включенным в опрос. Кроме того, по одной теме можно получить лишь небольшое количество информации.
Для
повышения качественного
• соблюдение принципов построения опросных листов:
• повышение процента возврата при письменных опросах:
• работа с интервьюерами:
контроль (например, с помощью последующего телефонного интервью).
Следующий
этап маркетингового исследования - извлечение
из совокупности полученных данных наиболее
важных сведений и результатов. Исследователь
сводит полученные данные в таблицы.
На основе этих таблиц выводят или
рассчитывают такие показатели, как
распределение частотности, средние
уровни и степень рассеяния. Затем
исследователь в надежде