Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 19:41, курсовая работа
Маркетинговые исследования - это объективный сбор, регистрация и анализ всех факторов по проблемам, относящимся к продаже и перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю или промышленному покупателю. Результаты маркетинговых исследований, обоснованные выводы и рекомендации используются для принятия маркетинговых решений, уменьшающих неопределенность и риск
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА I. Особенности фармацевтического рынка России …………………..5
Структура рынка лекарственных средств………………………………..7
Маркетинговое исследование средств, влияющих на органы пищеварения……………………………………………………………….9
Общая характеристика современных лекарственных средств………...11
Классификация средств, влияющих на органы пищеварения…………14
ГЛАВА II. Анализ ассортимента……………………………………………….17
2.1. Ситуационный анализ……………………………………………………20
2.1.1. Анализ средств, применяющихся при нарушении функций поджелудочной железы…………………………….………...............................20
2.1.2. Маркетинговые исследования………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………27
Курсовая работа по управлению и экономике фармации
ТЕМА: « Маркетинговые исследования Российского рынка лекарственных препаратов, влияющих на органы пищеварения»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. Особенности фармацевтического рынка России …………………..5
ГЛАВА II. Анализ ассортимента………………………………………………
2.1. Ситуационный анализ……………………………………………………20
2.1.1. Анализ средств, применяющихся
при нарушении функций
поджелудочной железы…………………………….……….........
2.1.2. Маркетинговые исследования………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Маркетинговые исследования - это объективный сбор, регистрация и анализ всех факторов по проблемам, относящимся к продаже и перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю или промышленному покупателю. Результаты маркетинговых исследований, обоснованные выводы и рекомендации используются для принятия маркетинговых решений, уменьшающих неопределенность и риск. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов, а значит и производителя, с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Поэтому проведение маркетинговых исследований различных групп лекарственных препаратов в в современном мире необходимы для качественного удовлетворения потребительских требований [7].
Пищеварительная система - это система органов, куда поступает и где происходит расщепление пищи, с последующим всасыванием веществ, необходимых для жизнедеятельности организма, а также выведением остатков переваренной пищи. Заболевания органов желудочно-кишечного тракта - это комплекс характерных, постоянных или периодически возникающих симптомов, сигнализирующих о нарушениях в работе системы пищеварения или отдельного органа этой системы, имеющих определенную зависимость от экзогенных, эндогенных и генетических факторов. Изучением заболеваний органов пищеварения занимается отдельный раздел медицинской науки - гастроэнтерология.
По статистическим данным заболевания желудочно-кишечного тракта занимают второе место по данным заболеваемости в России. Среди причин, вызывающих данные заболевания особо следует выделить неправильное питание и стрессы. Питание определяет продолжительность и качество жизни человека. Современный ритм жизни: «перекусы» на бегу, «фаст-фуд», злоупотребление алкоголем и постоянные стрессы на работе и дома способны привести к развитию, как острых процессов, так и хронических заболеваний. Жизнь в современном обществе диктует свои правила, и наш организм пытается подстроиться под эти правила, соответственно, в первую очередь страдает одна из важнейших систем организма - это система органов пищеварения. Когда страдает система пищеварения, происходит взаимосвязанное нарушение в работе других систем организма, а значит нарушение гомеостаза [17].
Целью курсовой работы является маркетинговое исследование конкретной группы лекарственных препаратов, т.е. группы препаратов влияющих на органы пищеварения, а именно средств, влияющих на язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
ГЛАВА I. Особенности фармацевтического рынка России.
В России, как и во всем мире, рынок лекарственных средств объемен и многообразен, с большим количеством участников и торговых наименований. На российском рынке реализуется продукция примерно тысячи фирм-производителей. Более того, совокупный рынок лекарственных средств гораздо шире, чем те его субрынки, для которых характерна рекламная активность.
Фармацевтический рынок состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.
Коммерческий розничный рынок составляет примерно 70% всего объема фармацевтического рынка России. Более 20% всех аптечных продаж приходится на Москву [1].
Среди АТС групп по объему продаж в стоимостном выражении лидирует группа «Пищварительный тракт и обмен веществ» (А) составляя пятую часть аптечных продаж. В группу входят препараты - витамины, гепатопротекторы, противодиарейные средства, антациды, противоязвенные лс. Наибольший прирост объема продаж демонстрирует группа «костно-мышечная система» (М) за счет увеличения продаж препаратов Мовалис, Нимесил, Вольтарен, Кетонал.
О российском рынке лекарственных средств можно сделать следующие выводы:
• Российский рынок лекарственных средств за последние годы стал одним из крупнейших в мире. Лидером роста на российском рынке лекарств сейчас является государственный сегмент рынка, что связано с увеличением государственного финансирования программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).
• Аптечный рынок этого года развивается под знаком небывалого роста, причем рост происходит не столько за счет подорожания, сколько за счет увеличения продаж.
• В последние годы растут доли дорогостоящих лекарств, что говорит о том, что доходы населения увеличились, и россияне все большее предпочтение стали отдавать более дорогостоящим препаратам.
• На первом месте по популярности у населения осталось средство от гриппа и ОРВИ «Арбидол», на втором – «Линекс» и «Эссенциале» для лечения желудочно-кишечного тракта и стимулирования иммунной системы, на третьем - стимулятор мозговой деятельности «Актовегин».
• Увеличение продаж лекарств связано с ежегодно увеличивающимися доходами населения на 15–25%, широкой рекламной кампанией лекарственных средств и «модой» на здоровье у населения.
• Около 12% всех продаваемых в России лекарственных препаратов – фальсификат. Среди наиболее подделываемых брэндов лидирующие позиции занимают широко рекламируемые лекарственные средства, такие как: Но-Шпа, Мезим, Супрастин, Тавегил и другие.
• Фармацевтический рынок является наиболее защищенным от кризиса. Население старается не экономить на лекарствах, однако предполагается снижение потребительской активности, а это безусловно повлияет на рыночную ситуацию [21].
1.1. Структура рынка лекарственных средств.
Фармацевтический рынок ежегодно расширяется за счет обновления ассортимента, повышения качества продукции отечественных производителей и импорта. Поэтому объем информации о состоянии рынка лекарственных средств, собранный для различных целей, растет, и сведения постоянно обновляются.
В структуре рынка лекарственных препаратов можно выделить три основные составляющие: рецептурные, безрецептурные препараты и лекарства, отпускаемые за счет государственного обеспечения – ДЛО. В западных странах основной бизнес сосредоточен на продаже рецептурных препаратов. В России, в силу особых экономических условий, наиболее быстрыми темпами развивается рынок препаратов, отпускаемых без рецепта врача. Его доля составляет уже более 50%, для сравнения: в США и европейских странах - 10-14%. Структура российского рынка значительно отличается от рынков развитых стран в сторону преобладания «брендированных» дженериков, в основном иностранного производства. Результатом является переплата конечным потребителем (в том числе и государством) за торговые названия препаратов, подчас морально устаревших, что значительно затормаживает рост доступности лекарственных препаратов для населения [16].
В силу недостаточной развитости системы здравоохранения основным покупателем лекарственных препаратов зачастую выступает сам пациент, осуществляющий непрофессиональный выбор, преимущественно под действием рекламы. Сложившаяся система продвижения стимулирует фармпроизводителей вкладывать больше средств в маркетинг и продажи, а не в разработку новых эффективных препаратов, что существенно замедляет развитие отрасли по инновационному сценарию [13].
Российская фармацевтическая отрасль, проигрывая в валовой доходности, тем не менее, в среднем на 68% обеспечивает отечественное здравоохранение лекарственными средствами в натуральных показателях; в госпитальном секторе этот показатель достигает 72%. При этом основную часть продуктовых портфелей отечественных производителей составляют низкорентабельные дженериковые препараты, что не позволяет фармпроизводителям выделять на исследования и разработки более 1-2% от своей выручки.
В целом можно говорить о том, что сегодняшнее состояние фармсектора России, при относительном внешнем благополучии, является нестабильным.
1.2. Маркетинговое исследование средств, влияющих на органы пищеварения.
Маркетинговые исследования рынка лекарственных препаратов - сложный, и многоступенчатый процесс, требующий опыта, знаний и наработанных контактов, которые позволят в кратчайшие сроки собрать, обобщить и проанализировать статистические, экономические и прочие сопутствующие данные и сформировать в единый, развернутый экспертный маркетинговый отчет, позволяющий разрабатывать линии поведения и строить прогнозы.
К пищеварительным органам относят все отделы желудочно-кишечного тракта, поджелудочную железу и печень. Единство всей системы пищеварения, обусловлено регулирующей ролью ЦНС. Поэтому нарушения в одном из отделов пищеварительной системы отрицательно сказывается на функции других ее отделов. Этот взгляд является основой рациональной фармакотерапии заболеваний органов пищеварения [15].
Пищеварение является единым, целостным процессом благодаря тесным взаимосвязям между деятельностью различных отделов пищеварительного тракта. Нарушение функций одного из отделов желудочно-кишечного тракта, как правило, приводит к расстройству функции других органов. В разных отделах пищеварительного тракта протекают различные процессы усвоения пищевых веществ. В желудке — расщепление белка, секреция внутреннего фактора, окисление ионов железа; у новорожденных — расщепление жиров (образование диглицеридов под действием желудочной липазы). В двенадцатиперстной кишке — поступление желчных кислот, эмульгация жира, расщепление триглицеридов, образование моно- и диглицеридов, расщепление крахмала и дисахаридов, расщепление белка, всасывание моносахаров, аминокислот, железа, кальция, цинка, магния. В тощей кишке — расщепление дисахаридов; всасывание моносахаров, моноглицеридов, желчных кислот, жирорастворимых витаминов, фолата, кальция, железа, магния, цинка, витамина В12. В подвздошной кишке — всасывание желчных солей, воды, натрия, основного количества витамина В12. В толстой кишке — всасывание воды, калия, натрия, кальция, желчных солей.
Нарушения секреторной и двигательной активности пищеварительного тракта отмечаются при многих заболеваниях и патологических состояниях. Для нормализации функций желудочно-кишечного тракта используют большой арсенал лекарственных средств. В основном он включает вещества, непосредственно влияющие на секреторную и моторную функции желудка и кишечника, а также на экскреторную активность поджелудочной железы и печени. Вместе с тем в их числе рассматриваются средства, регулирующие аппетит, а также рвотные и противорвотные средства [19].
1.2.1. Общая характеристика современных лекарственных средств.
Общая характеристика некоторых лекарственных препаратов применяющихся при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Гастропротекторы – средства, повышающие резистентность слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки к действию агрессивных факторов желудочного сока.
Они делятся на:
- средства, повышающие защитную
функцию слизистой оболочки
- средства, обеспечивающие механическую защиту слизистой оболочки желудка: сукралфат (Вентер), висмута нитрат основной, висмута трикалия дицитрат (Де-нол).
Мизопростол – применяется для профилактики и лечения эрозий и язв желудка, двенадцатиперстной кишки у лиц, принимающих НПВС и препараты глюкокортикостероидов.
Мизопростол - гастропротекторное средство, синтетический аналог PgE1. Увеличивает образование защитной слизи и гидрокарбоната; способствует усилению кровотока в слизистой оболочке. Ускоряет заживление эрозий, язвы желудка и 12-перстной кишки, в ряде случаев способен предотвратить их образование. Оказывая непосредственное влияние на париетальные клетки желудка, подавляет базальную, ночную, стимулированную (пищей, гистамином, пентагастрином) секрецию HCl. Уменьшает базальную (но не стимулированную гистамином) продукцию пепсина. Действие начинается через 30 мин и продолжается не менее 3-6 ч. При дозе 50 мкг эффект умеренный и короткий, 200 мкг - выраженный. Повышает частоту и силу сокращений миометрия, гладкой мускулатуры кишечника.
При пероральном применении быстро и полно абсорбируется (пища снижает абсорбцию). Связь с белками плазмы - 85%. В стенках ЖКТ и печени метаболизируется до фармакологически активной мизопростоловой кислоты. Выводится почками - 64-73% в течение первых 24 ч (56% в течение первых 8 ч) и с желчью (15% в течение первых 24 ч). При нарушении функции почек может повышаться Cmax почти в 2 раза, удлиняться T1/2. Не кумулирует.