Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:58, контрольная работа
Успех деятельности фирмы зависит от наличия современного, высококачественного, выгодного для покупателя товара. Первая заповедь маркетинга звучит следующим образом: "Если у Вас нет товара, у Вас нет ничего".
Товар – сложное и многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главным среди которых являются потребительские свойства, т. е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.
Маркетинговое определение товара
Успех деятельности фирмы зависит от наличия современного, высококачественного, выгодного для покупателя товара. Первая заповедь маркетинга звучит следующим образом: "Если у Вас нет товара, у Вас нет ничего".
Товар – сложное и многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главным среди которых являются потребительские свойства, т. е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.
Общепринятое определение товара – "продукт труда, произведенный для продажи", - остается справедливым и в маркетинге, однако, в маркетинге не столь важна роль товара в обмене на деньги, сколько возможность его использовать для удовлетворения нужд и потребностей. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, организации и идеи. Некорректно смешивать понятия "товар" и "товарная единица".
Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность, все, что предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Товарная единица – обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами (например, зубная паста – товар, а зубная паста Мятная по цене 10 руб. – товарная единица).
Таким образом, в понятие товара входит не только изделие как таковое, но и все остальные составляющие, так или иначе предстающие перед покупателями и в конечном итоге оказывающие влияние на покупку.
Обычно принято делить товары на потребительские (личного пользования) и товары производственного назначения. При их приобретении существуют разные мотивации (единоличная воля, коллегиальное решение).
Товары личного пользования обычно делят на три группы:
Товары производственного назначения подразделяются на:
Заслуживает внимания и классификация товаров на основе покупательских привычек:
Нередко
предприятие оказывается в
Предприятие
может производить оригинальный
товар. Такой товар называют дифференц
Товары, способные удовлетворить одни и те же потребности покупателей, называются взаимозаменяемыми. Товары дополняющие другу друга – взаимодополняющими.
При классификации товаров принято выделять объективные параметры:
Все эти характеристики товара оказывают существенное влияние на маркетинговую стратегию.
При характеристике товарной политики фирмы необходимо определиться в терминологии. Ранее мы определили понятие товарная единица. Товарная единица входит в отдельную ассортиментную группу:, например, костюм входит в ассортиментную группу – мужская одежда и т. д. Несколько групп товарного ассортимента выпускаемого фирмой составляют товарную номенклатуру.
Товарная номенклатура характеризуется:
Приведенные характеристики определяют товарную политику фирмы.
Товарная политика – это сфера деятельности фирмы по принятию решений в области товарной номенклатуры и товарного ассортимента. Она определяет какие товары и в каком количестве следует производить, а также позволяет принимать решения о целесообразности разработки и производства нового товара.
Производство принципиально новых товаров называют диверсификацией. Новые изделия могут быть тематически связаны со старыми, как, например, шампунь и зубная паста связаны с мылом в качестве гигиенических товаров. Если же фирма, выпускающая мыло, начинает производство игрушек или канцелярских товаров, то такая диверсификация не связана со старым продуктом. Диверсификация обычно используется при исчерпании рыночных возможностей товара, либо при осуществлении политики роста предприятия, разнообразия видов его производства, а также для распределения рисков.
Видоизменение
традиционного продукта, связанное
с его функциональными
Маркетинговая деятельность и жизненный цикл товара
Товарная политика базируется на теории жизненного цикла товара, концепция которой была впервые опубликована Теодором Левиттом в 1965 году.
Теодор
Левитт
Ведущий профессор Гарвардской
школы бизнеса, автор
концептуальных основ
маркетинга, изложенных,
в частности, в таких
работах, как Маркетинговая
Майопия (1960 г.), Глобальная
организация рынков (1983
г.). В настоящее время
является редактором
журнала Гарвард бизнес
ревью.
Изучение
колебаний объемов и
Жизненный цикл товара – определенный период рыночной устойчивости товара, т. е. период существования товара на рынке. Продолжительность жизненного цикла зависит от специфики товара и состояния рынка и может продолжаться от нескольких дней до десятков лет.
Задачей маркетинга является рациональное удлинение продолжительности жизни товара на рынке, хотя развитие НТП, наоборот, приводит к ускоренному старению товаров и сжатию жизненного цикла.
Традиционный жизненный цикл товара может быть представлен пятью стадиями: (рис. 5.1)
Рис. 5.1. Традиционный жизненный цикл товара
Стадия внедрения характеризуется не загруженностью производственных мощностей (т. к. малые объемы производства), высокой себестоимостью товара (т. к. неотработанна технология), небольшим объемом реализации продукции.
Цены могут формироваться по двум направлением:
Прибыль на данном этапе незначительна. Затраты на маркетинг велики.
Основные задачи маркетинга на этой стадии:
Стадия роста характеризуется полной загрузкой производства; высоким качеством товара (так как технология отработана); высоким объемом реализации; высокими ценами (но ниже, чем на первой стадии); растущей прибылью; расширяющимся кругом потребителей. Для реализации используются каналы массового сбыта. Реклама от информативной переходит к агрессивной (в первую очередь к конкурирующим товарам).
Задачи маркетинга на данном этапе:
Стадия зрелости характеризуется избытком производственных мощностей; применением стабильных технологий; выпуском крупных партий товара; увеличением затрат на углубление ассортимента; высоким качеством товара; появлением модификаций товара; усилением конкуренции (в первую очередь ценовой). Объем продаж на данной стадии близок к максимуму. Ценовая конкуренция приводит к снижению цены, и, как следствие, сокращение прибыли. Спрос на товар уже массовый, стандартный, приближается насыщение рынка. Реклама направлена на массового и консервативного покупателя.
Задачи маркетинга на этом этапе:
Стадия насыщения характеризуется наиболее острой конкурентной борьбой за покупателя, существенным превышением предложения над спросом, что приводит к снижению объема продаж и в еще большей степени к снижению валовой прибыли. Ожесточенная ценовая конкуренция приводит к установлению достаточно низких цен, близких к издержкам производства. Состояние насыщения рынка наступает в тот момент, когда несмотря на принимаемые меры, роста продаж нет.
Задачи маркетинга на этой стадии:
Стадия спада характеризуется избытком производственных мощностей; малой дифференциацией товара; нестабильным качеством товара; падающим объемом реализации, уменьшением конкуренции; низкими ценами; ограниченными каналами товародвижения; небольшими затратами на маркетинг.