Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 05:20, курсовая работа
Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера)
Введение 3
1 Конкуренция в условиях рынка 5
1.1 Понятие и сущность конкуренции 5
1.2 Виды конкуренции 8
1.3 Методы сбора информации о конкурентах 13
2 Анализ конкурентоспособности продукта и предприятия 16
2.1 Спрос, эластичность спроса 16
2.2 Конкурентоспособность продукции и факторы ее определяющие 20
3 Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации 31
3.1 Понятие SWOT – анализа 31
3.2 Техника проведения SWOT – анализа 33
3.3 Понятие комплекса маркетинга (marketing-mix) 36
4 Маркетинговое исследование деятельности филиала ОАО «Дальмостострой» 41
4.1 Основной вид деятельности предприятия 41
4.2 Анализ внешней среды на макроуровне 42
4.3 Анализ внешней среды на микроуровне 44
4.4 SWOT- анализ 47
Список литературы 51
Основные поставщики
Предприятие поддерживает установленные связи с основными поставщиками материалов. На протяжении нескольких лет поставкой дизельного топлива для строительной техники занимается ОАО «Амуравтомаш», ООО «Бизон» осуществляет поставку масел, тесное сотрудничество с ЗАО «Комсомольский НПЗ» в плане поставки мазута и бензина. Поставка щебня, песка, цемента – ООО «Корфовский каменный карьер», запасные части для автомашин и строительной техники – ООО «Вездеход». Как правило, основные поставщики организации базирующиеся в Хабаровском крае. Поиском новых поставщиков занимается компания УПТК, через которую и ведутся расчеты.
Основные поставщики предприятия Таблица 3
Поставщик |
Вид поставки |
ОАО «Амуравтомаш» |
Дизельное топливо |
ООО «Бизон» |
Масла для строительной техники |
ЗАО «Комсомольский НПЗ» |
Мазут и бензин |
ООО «Корфовский каменный карьер» |
Щебень, песок, цемент |
ООО «Вездеход» |
Запасные части для машин и строительной техники |
Основные конкуренты
Основными конкурентами для нашей организации являются крупные мостостроительные компании, способные получать основные подряды. К ним относятся: «Сибмост», «Дормост», «Трансмонолит», «Мостострой–1», «Мостоотряд – 19», ЗАО ТМК, СК «Мост».
Основным конкурентом для
Компания возникла на базе Уссурийского мостоотряда, входившего в состав ОАО «Дальмостострой» и получившая самостоятельность в 2005 году. Численность ТМК составляет 1000 человек. В 2008 году объем выполненных работ составил более миллиарда рублей. В последние годы компания в основном занималась возведением объектов жилищного строительства, освоив передовые технологии монолитного домостроения, устройством асфальтового покрытия дорог, строительством небольших автодорожных мостов. Занимаясь комплексами инженерных сооружений и устройством дорожного основания, она постепенно стала крупным подрядчиком на строительстве дорог. На предприятии трудятся инженерно-технические работники, в основном с профильной специальностью «мосты и тоннели». Но в сооружении крупных мостовых переходов компания участие не принимала. Не смотря на это, компания выиграла тендер на сооружение мостового перехода через бухту «Золотой Рог» и является генеральным подрядчиком строительства. ОАО «Дальмостострой» принимал участие в розыгрыше тендера и имел некоторые преимущества по отношению к ЗАО ТМК: это и больший опыт проведения мостостроительных работ, лучшая материально – техническая база, большая численность и, соответственно, более высокий профессонально – квалификационный состав, значительно превышающие объемы строительно – монтажных работ, репутация и известность далеко за пределами Дальневосточного региона, а так же опыт ведения генподрядных работ по строительству мостовых переходов на острове Сахалин. Однако все это, не помешало без всяких пояснений отдать руководство проекта стоимостью в 7,5 миллиардов рублей ЗАО ТМК. ОАО «Дальмостострой», в частности Комсомольский - на - Амуре мостостроительный отряд занят на производстве субподрядных работ.
Рисунок 5. Многоугольник конкурентоспособности
Показатели КМО выше, чем показатели ТМК по критериям: объем СМР, объем и ассортимент выпускаемой продукции, уровень средней заработной платы, квалификациионно–кадровый состав. У компании ТМК показатели выше по следующим критериям: уровню оснащенности материально – технической базы и уровню социальных гарантий.
Сильные стороны предприятия,S |
Слабые стороны предприятия,W |
Мощная производственно- Квалифицированный кадровый состав Высокое качество производимых работ |
Недостаточное финансирование Снижение уровня заработной платы |
Возможности,O |
Угрозы,T |
Повышение квалификации специалистов Приобретение высокопроизводительной строительной техники Поиск инвестора |
Отток высококвалифицированных кадров Появление сильного конкурента |
Возможности,O |
Угрозы,T | |||||
Поиск инвестора |
Повышение квалификации специалистов |
Приобретение |
Отток высококвалифицированных кадров |
Появление сильного конкурента | ||
Сильные стороны предприятия,S |
Квалифицированный кадровый состав |
Самостоятельная разработка и реализация проектов |
Реализация более сложных проектов |
Повышение профессионального мастерства |
Передача опыта, увеличение кадрового потенциала |
Освоение новых технологий. |
Мощная производственно- |
Развитие производственной базы, закупка основных фондов |
Внедрение высокопроизводительного оборудования своими силами |
Повышение качества продукции |
Замена устаревших основных фондов |
Дополнительное использование производственных мощностей | |
Высокое качество производимых работ |
Выход на мировой рынок |
Сокращение времени на производство работ |
Производство работ с внедрением новых технологий |
Быстрое освоение и внедрение в производственный процесс |
Реклама в других регионах | |
|
Возможности,O |
Угрозы,T | ||||
Поиск инвестора |
Повышение квалификации специалистов |
Приобретение |
Отток высококвалифицированных кадров |
Появление сильного конкурента | ||
Слабые стороны предприятия,W |
Недостаточное финансирование. |
Развитие предприятия |
Использование дополнительных возможностей по повышению прибыли. |
Повышение роста производительности труда |
Материальное стимулирование – доплаты за профессиональное мастерство |
Использование вторичных ресурсов, оказание дополнительных услуг |
Снижение уровня заработной платы |
Повышение среднего уровня заработной платы рабочих и РСС |
Повышение уровня за счет совмещения профессий |
Сдача техники в аренду |
Консультационная поддержка
квалифицированных |
Повышение заработной платы за счет мероприятий по оптимизации численности персонала |
Матрица позиционирования возможностей
Вероятность |
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Слабое влияние |
Высокая |
Приобретение |
Повышение квалификации специалистов |
|
Средняя |
|||
Низкая |
Поиск инвестора |
Матрица позиционирования угроз
Вероятность |
Угроза разрушения |
Критическое влияние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» |
Высокая |
Появление сильного конкурента |
Отток квалифицированных кадров |
||
Средняя |
||||
Низкая |
На
основании исследования
Вторая возможность, которая подлежит обязательной реализации – это повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих. Грамотное руководство – это правильная организация труда, выбор первоочередных задач, расстановка специалистов в производственном процессе, а так же умение выбрать стиль руководства, просчитать последствия принятия того или иного решения. Это позволит уменьшить время на принятие решений, уменьшить риск возникновения нежелательных последствий от принятия решений. Кроме того, руководитель современной формации должен ставить перед собой и решать проблемы выявления личностного и группового потенциала персонала, создания условий для его всестороннего использования и обеспечения на этой основе развития личности и группы и процветания организации. Повышение квалификации специалистов позволит более полно использовать возможности оргтехники и программного обеспечения на предприятии, применять на практике новые методы организации труда, обработки документации, то есть более рационально использовать рабочее время, тем самым повысить эффективность работы персонала.
Поиск инвестора решил бы многие вопросы, стоящие перед организацией в настоящее время. Но, поскольку, работники организации не являются собственниками предприятия, то эта возможность может рассматриваться при наличии свободных денежных средств.
В ходе анализа матрицы позиционирования угроз, можно сделать вывод, что немедленному рассмотрению, вследствие большой опасности подлежит такая угроза, как появление сильного конкурента. Эта угроза существенно отразится на слабых сторонах предприятия: если предприятие будет не конкурентоспособно, то по ОАО «Дальмостострой» произойдет перераспределение финансирования и объектов строительства между филиалами, что приведет не только к снижению уровня заработной платы, но и возможной реорганизации – слиянию с другим филиалом, либо ликвидацией филиала.
Отток квалифицированных кадров - это ситуация, которую нужно держать под контролем. Специфика отрасли мостостроения такова, что квалифицированных инженерно – технических работников с профильной специальностью «мосты и тоннели» на рынке труда очень мало. Как правило, подготовка кадров к самостоятельной работе происходит непосредственно в процессе производства. Подготовка руководящего состава занимает ни один год. Уход с предприятия работников такого уровня грозит как снижением финансирования, так и снижением уровня заработной платы вследствие снижения конкурентоспособности. Как говорилось выше, на предприятии высокий процент пенсионного и предпенсионного возраста и, поэтому, эту угрозу требуется немедленно устранять. Но наличие у предприятия сильных сторон, позволит сгладить нежелательные последствия. Высокое качество производимых работ – это престиж предприятия. Мощная производственная база – это возможность перейти на выпуск новых конструкций с наименьшими затратами, причем, квалифицированный кадровый состав позволяет реализовывать проекты с момента разработки чертежей до выпуска готовой продукции, быстро осваивать новые технологии в строительстве, оборудование и материалы, что приведет к повышению конкурентоспособности и востребованности предприятия на рынке. Передача опыта и повешение уровня квалификации перспективных работников позволит восполнить недостающие кадры вследствие оттока.
Список литературы
Информация о работе Маркетинговое исследование деятельности предприятия