Маркетинг туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….4
1.Туризм как специфическая форма торговли услугами……………...6
1.1. Индустрия туризма и ее развитие в современных условиях………..6
1.2. Технология индустрии туризма……………………………………...12
2. Маркетинговые технологии в туризме………………………………20
2.1. Понятие и роль маркетинга в туризме……………………………...20
2.2. Туристский спрос, его особенности и прогнозирование ………….21
2.3. Рыночный риск и проблемы в туризме……………………………..24
2.4. Сегментация туристских рынков.…………………………………...27
2.5. Прогнозирование спроса на туристские услуги……………………28
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Маркетинг туризма в России.doc

— 176.00 Кб (Скачать)
lign="justify">     Туристские  ресурсы, как правило, имеют следующие  основные свойства:

     * аттрактивность (привлекательность):

     * климатические условия;

     * доступность;

     * степень изученности:

     * экскурсионная значимость:

     * пейзажные и видеоэкологические  характеристики;

     * социально-демографические характеристики:

     * потенциальный запас;

     * способ использования и др.

     Данные  ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.

     Туристские  ресурсы условно можно подразделить на две группы:

     * природные:

     * инфраструктурные.

     Динамическое  развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры, просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. - туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

     Несмотря  на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном  уровнях за счет:

     * экологического просвещения:

     * ограничения туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы;

     * налогового регулирования и т.д.

     Интенсивное неконтролируемое посещение туристами  уникальных термальных источников на Камчатке привело к изменению  их температурного баланса, а в ряде случаев и к прекращению фонтанирования некоторых из них.

     2) Участники международного туризма

     Осуществление международных туристских операций предполагает определенные отношения  между туристами - потребителями  туристических услуг и туристическими фирмами - их производителями и реализаторами, а также отношение последних с различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг.

     В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения, которые условно можно разделить на несколько категорий:

     Предприятия, предоставляющие услуги по размещению:

     - гостиницы, мотели, кемпинги

     - пансионаты, частные квартиры и  дома

     - туристке базы, дома отдыха, приюты

     - другие средства размещения

     Предприятия питания:

     - рестораны, столовые

     - кафе, бары

     - другие 

     Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием:

     - автопредприятия

     - авиационные предприятия

     - железнодорожные ведомства

     - предприятия морского и речного  транспорта

     1.Туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта Виды туристических компаний будут рассмотрены далее.:

     - туроператоры

     - турагентства

     - турагенты

     - предприятия по реализации путевок, эти предприятия выделены отдельно, так как могут существовать в различных организационных формах. Сейчас практикуется создание “Магазинов путешествий”, которые не являются туристическими компаниями и не предоставляют туристских услуг, но занимаются реализацией путевок.

     2. Рекламно-информационные туристские  учреждения:

     - рекламные агентства

     - информационные средства

     3. Производственные туристские предприятия:

     - фабрики по производству туристкой  и гостиничной мебели

     - предприятия по производству туристского снаряжения

     - фабрики туристских сувениров  В некоторых странах (например, Египет) продажа сувениров приносит  большие доходы, соизмеримые с  доходами от непосредственного  приема туристов.

     4. Предприятия торговли:

     - магазины по реализации туристского снаряжения

     - магазины по реализации туристских  сувениров

     - пункты проката автомобилей и  других транспортных средств  и т.д.

     5. Предприятия сферы досуга в  туризме:

     - клубы (в том числе ночные)

     - залы игровых автоматов

     - аттракционные предприятия (аттракционы, Диснейлэнды, аквапарки и им подобные) 

     6. Учреждения самодеятельного туризма:

     - туристские клубы

     - альпинистские клубы и другие  узкоспециализированные клубы 

     7. Органы управления туризмом:

     - министерства по туризму (Мальта, Испания)

     - комитеты и департаменты туризма  (Россия)

     - общественные туристские организации  и объединения

     8. Учебные туристские заведения:

     - высшие и средние специальные  учебные туристские заведения

     - институты повышения квалификации  и переподготовки

     - другие образовательные учреждения

     9. Научные и проектные учреждения:

     - научно-исследовательские туристские  институты и лаборатории

     - институты по проектированию  туристских предприятий

     - и т.д.

     Здесь приведен далеко не полный перечень, так  как туристскую индустрию формируют косвенно предприятия морского, речного, авиационного и других видов транспорта, коммунальные службы, а также еще огромное количество предприятий.

     Осуществление международных туристских операций предполагает определенные отношения  между туристами - потребителями туристических услуг и туристическими фирмами - их производителями и реализаторами, а также отношение последних с различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг.

     Система отношений этих главных субъектов  международного туристического бизнеса  представлена на Рис. 1.

     Согласно  определению Всемирной Туристической  Организации (ВТО) турист--это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки. Его взаимоотношения с туристической фирмой заключаются в приобретении туристической путевки - документа, подтверждающего факт передачи туристического продукта--права на тур, предназначенного для передачи туристу, а тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

     Работа  туристических фирм с туристами  включает в себя:

     - предложение туристу или группе  туристов определенного набора  туристическо - экскурсионных услуг;

     - получение от клиента денежных  средств за путевку (тур),

     - перечисление денежных средств  соответствующим организациям за  размещение,

     - проживание, экскурсионное обслуживание.

     Договорные  отношения туриста и туристической  фирмы складываются как отношения покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). При этом следует подчеркнуть особый характер "продукта", приобретаемого у туристической фирмы. Вступая и ней в договорные отношения, турист рассчитывает в конечном итоге получить необходимый ему набор услуг. Фирма же предоставляет ему, как правило, еще не сами услуги, а права (гарантии) получения в определенное время, в определенном месте услуг, непосредственно осуществляемых другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с данным туристом, но состоящими в договорных отношениях с направляющей туристической фирмой. Турист приобретает также и гарантии оказания определенных видов услуг и самой направляющей фирмой. Совокупность этих прав отображается в путевке, которая является конечным "продуктом" деятельности туристической фирмы и соответственно предметом ее реализации и зависит от того, какой она занимается деятельностью.

     Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором).

     Турагентская  деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем (турагентом).

     Взаимоотношения между туроператором и туристом чаще всего строятся на основании  агентского договора о предоставлении первым второму права на реализацию туристического продукта, сформированного  туроператором.

     Для случаев самостоятельной реализации туристического продукта туроператором на схеме ''Субъекты операций международного туризма'' исключается блок "турагент", и в случаях турагентской деятельности по договору с зарубежными фирмами - блок "туроператор" и все его функции выполняются турагентом.При наличии валютного счета и лицензии на осуществление внешнеэкономических операций по международному туризму туристическая фирма может перейти к заключению прямого договора с контрагентами.

     Отношения с зарубежным партнером основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма - перевозку туристов, страхование и визовое оформление. Рекламная кампания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера. 

     Подобное  деловое сотрудничество можно считать  наиболее удобным. Иностранная компания, имея постоянные связи с гостиницами  и лучше разбираясь в положении  на рынке, может снизить затраты и обеспечить скидку, которые дают возможность российской фирме предлагать конкурентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем затраты самостоятельно путешествующего туриста, что обеспечивает постоянный спрос.

3) Туристские  услуги

     Как уже было сказано выше, туристический продукт--это пакет предоставляемых фирмой-продавцом или ее партнером услуг согласно заказу клиента. Так как количество и перечень этих услуг может быть самым разнообразным, будет целесообразным классифицировать услуги.

     Классификация туристских услуг.

     Туристские  услуги делятся на основные, дополнительные и сопутствующие.

     1) Основные услуги регламентируются  договором на туристское обслуживание  и путевкой и включают в  себя:

Информация о работе Маркетинг туризма в России