Маркетинг промышленного предприятия в системе конкурентных взаимодействий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования в данной работе является деятельность предприятий по анализу состояния конкуренции на рынке потребительских товаров и, собственно, оценке их конкурентоспособности.

Необходимо поставить основные задачи работы:

рассмотрение теоретических основ маркетинга в системе конкурентных взаимодействий;
рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия;
рассмотрения вариантов скорейшей адаптации предприятия в конкурентной борьбе.

Оглавление

Введение………………………………………………..………………………….3

Глава 1. Определение конкурентоспособности предприятия………………….5

Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………….5
Уровни конкурентоспособности предприятий………………...…………9
Глава 2. Маркетинг промышленного предприятия в системе конкурентных взаимодействий…………….….…….………………………….………………..16

2.1. Конкурентные стратеги………......…..…..….……..…..….……….......…16

2.2. Система обеспечения конкурентоспособности……......……………...…23

2.3. Факторы конкурентных преимуществ предприятия……..……………...26

2.4. Конкуренция и конкурентоспособность……………..………….....…….26

Заключение………………………………………………………………….……35

Список литературы………………………………………………...…………….37

Файлы: 1 файл

Адаптация предприятия в конкурентной среде.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

         Конечный результат — создание производственных систем нового поколения. Существо проблемы заключается в том, чтобы ориентировать предприятия на постоянное и последовательное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; на неуклонное уменьшение всех видов затрат на производство продукции, а также на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на производимые и реализуемые изделия.  
         В настоящее время стала особенно актуальной проблема объединения в рамках крупных комплексов гибкости и адаптивности мелкосерийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства. Подобное сочетание открывает возможность гарантировать снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки при постоянном внедрении в производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ассортимента. Это и может помочь создать условия для победы в конкурентной борьбе.  
Российские компании призваны сосредоточить усилия на следующих направлениях: комплексной автоматизации производственных процессов; постоянном совершенствовании форм и методов управления (в том числе организация производства и расширение технико-экономической базы); развитии и совершенствовании кадрового потенциала, повышении квалификации и деловой активности каждого работника.

         Создавая условия для последовательного совершенствования технологии и производственных процессов, внедрения более совершенных методов организации производства, российскому бизнесу важно задействовать резервы, заложенные в «человеческом факторе». Инвестиции, обеспечивающие повышение квалификации и совершенствование организационно-управленческой составляющей, дают намного более существенный экономический эффект, нежели, скажем, инвестиции в автоматизацию основного производства. 
         Для повышения конкурентоспособности товара необходимо обеспечить возможность количественно ее измерять, что позволит управлять ее уровнем. Сбор такой количественной информации, собранной в виде системы экономических показателей, является важным этапом процесса улучшения конкурентоспособности продукции. Анализ количественных показателей позволяет судить об уровне конкурентоспособности на текущий период, о степени необходимости ее повышения, о потенциальных способах достижения этой цели. Кроме того, используя указанные показатели, можно оценить эффективность мер, которые были приняты на начальном этапе, 
Для измерения конкурентоспособности анализируемого товара необходима качественная информация, характеризующая полезный эффект данного товара и товаров-конкурентов за нормативный срок их службы, а также совокупности затраты за жизненный цикл объектов. Полезный эффект — это совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы либо конкретными потребителями, а качество это потенциальный полезный эффект для групп потребителей. Полезный эффект товаров можно измерять в натуральных единицах (например, производительность однопараметрических машин), в денежном выражении, либо в условных баллах (как в случае исчисления полезного эффекта объектов, характеризующихся несколькими дополняющими друг друга важнейшими параметрами).

         Другой стороной товара является совокупные затраты за жизненный цикл, которые, как правило, обязательно нужно осуществлять, чтобы получить от товара полезный эффект. Конкурентоспособность товаров, по которым невозможно количественно измерить и спрогнозировать из полезный эффект или совокупные затраты на жизненный цикл, можно определите на основе экспериментальной проверки в конкретных условиях потребления, по результатам пробных продаж, либо с применением экспертных и других методов. 
         После того, как менеджер изучил показатели конкурентоспособности изделий своей фирмы, ему необходимо приступить к осуществлению конкретных мероприятий по повышению и удержанию на достигнутом уровне и конкурентоспособности. Работа в этом направлении начинается с выбора подхода к рассмотрению управления конкурентоспособностью товара. Таких подходов известно несколько: системный, воспроизводственный, комплексный, функциональный. Системный подход — это такое направление методологии специально-научного познания и социальной практики в основе которого лежит исследование объектов в качестве целостных систем. Важнейшими принципами системного подхода являются следующие: 
— процесс принятия решений начинается с выявления и четко формулирования конечных целей;

— вся  проблема рассматривается как одно целое, как единая система в рамках которой выявляется все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; 
— характерны выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

— цели отдельных подсистем не могут  вступать в конфликт с целями всей системы. 
         Система — это совокупность элементов, находящихся в таких отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. Исходя из принципов системного анализа, сначала на основе маркетинговых исследований формируются параметры товара ли услуг: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. Товар должен быть конкурентоспособен прежде всего по нормативам - затем определяется, какие нужны ресурсы и информация, что прогнозируется после изучения организационно технического уровня производства (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды стран и инфраструктуры данного региона).

         При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок необходимо адекватно отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения. Для обеспечении конкурентоспособности товара нужно, чтобы: результаты маркетинговых исследований были на уровне высших мировых достижений к моменту поставки товара потребителю, чтобы среда способствовала нормальному протеканию процессов в системе. Но заметим, что сначала формируются требования к выходу системы, затем — к входу только потом — к процессу. Другими словами, нужно определить отношения с внешней средой и только потом работать над повышением качества процесса. 

     Заключение

 

     Для всесторонне успешной деятельности на рынке компания должна обладать тем или иным абсолютным конкурентным преимуществом. Руководитель предприятия должен знать о своих преимуществах и максимально эффективно их использовать для повышения конкурентоспособности.

     Конкурентоспособность можно определить как сравнительную  характеристику предприятия, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или показателей других предприятий. Это некая относительная интегральная характеристика, отражающая отличия фирмы от фирмы-конкурента и, соответственно, определяющая её привлекательность в глазах потребителя.

     Для организации работ по обеспечению  конкурентоспособности фирмы нужно  определить её стратегию развития, миссию, возможности, сильные и слабые стороны. Определить эти факторы и ответить на все вопросы, возникающие в процессе, поможет система обеспечения конкурентоспособности.

     Для оценки конкурентоспособности предприятия  необходимо провести диагностику состояния  конкуренции на рынке и определить тип структуры конкурентной среды. Условия функционирования хозяйствующего субъекта и его конкурентоспособность определяются прошлыми, настоящими и будущими (ожидаемыми) состояниями элементов конкурентной среды и внешней среды макро- и микроуровней. Для принятия тактических решений и получения наиболее полной картины состояния конкуренции фирме необходим количественный анализ конкурентной среды, её диагностика. После проведения диагностики конкурентной среды можно перейти непосредственно к оценке конкурентоспособности предприятия.

     На  данный момент не существует конкретной методики определения конкурентоспособности  предприятия. Существует множество  методов, которые оценивают конкурентоспособность, но все они односторонние или сводятся к простой сумме показателей. А единой принятой методики нет.

 

      Список используемой литературы

  1. Багиев  Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для  вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общей редакцией Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2001.
  2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2003
  3. Мелентьева Н.И., Бичун Ю.А. Маркетинговые коммуникации (теоретические и методические основы) / Под ред. Г.Л. Багиева: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001
  4. Наумов В.Н. Поведение потребителей: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002
  5. Портер М. Конкуренция. – М., Издательство «Вильямс», 2003
  6. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2000
  7. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. Учебное пособие. – СПб.: Издательство ДНК, 2003
  8. Томилов В.В., Бабкина Л.Н., Песоцкая Е.В. и др. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003
  9. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М. – 2000
  10. Черкасов В.А. Теоретические основы конкурентоспособности: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004
  11. Энджел Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей – СПб: Питер Ком, 1999
  12. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. №4, 2003

Информация о работе Маркетинг промышленного предприятия в системе конкурентных взаимодействий