Маркетинг личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Наряду с маркетингом услуг имеет право на существование и маркетинг личности (отдельных лиц). Маркетинг личности в литературе известен чаще всего с другими именами: Self marketing или маркетинг самого себя, эго-маркетинг, маркетинг рабочей силы и т.д.

Оглавление

Введение 3
1. Маркетинг личности в обществе 7
1.1. Место маркетинга личности в классе социально-экономических систем и их роль в обществе 7
1.2.Маркетинговые стратегии в сфере маркетинга личности. 18
1.3 Место маркетинга в психологическом представлении о личности 20
1.4. Эго-маркетинг. Концепция Эго-маркетинга 22
2. Маркетинг личности на рынке труда 24
2.1. Специфика рынка труда и необходимость знания Личности 24
2.2.Человек на "рынке личностей" 30
Заключение 33
Библиография 35

Файлы: 1 файл

курса.docx

— 144.10 Кб (Скачать)
 

     Маркетинг личности относится к классу маркетинга услуг. Во-первых, сфера услуг — быстро развивающийся сектор современной экономики. Во-вторых, менеджмент в сфере услуг имеет определенную специфику.

     Услуги  характеризуются неосязаемостью предложения, неделимостью производства и потребления, сложностью их стандартизации и несохраняемостью, что предопределяет основные задачи управления в данной сфере: контроль качества, повышение производительности труда и управление людьми.

     И, наконец, именно современные фирмы  сферы услуг являются основой  для создания новых моделей эффективного менеджмента. В прошлом в «передовиках управленческой мысли» ходила компьютерная индустрия, еще раньше — автомобильная  промышленность, а сегодня — компании сферы услуг обеспечивают экономическое  развитие страны и новые рабочие  места. Поэтому маркетинг личности как бы накрывает собой все  потребности в людях (рис.1)

     

     Рис. 1.5. Место маркетинга личности в маркетинге различных организаций 

     Затраты на деловые и промышленные услуги возрастают быстрее, чем расходы  на потребительские услуги. Одна из причин данной тенденции — усложнение рынков и технологий. Компании нуждаются  в услугах таких профессиональных организаций, как консультационные фирмы по проблемам управления и  рекламные агентства. В настоящее  время компании стремятся к сосредоточению усилий на своей основной деятельности и к покупке тех услуг, которые  не относятся к сфере их основной деятельности. Эта тенденция привела  к появлению компаний, предоставляющих  деловые услуги по транспортировке, складированию, сбыту и рекламе. При таких предпосылках можно  ожидать активизации маркетинговой  деятельности во внепроизводственной  сфере.

     В таблице 1.2. представлены основные различия между маркетинговой деятельностью  в коммерческой и некоммерческой организациях.

     Главная особенность услуг — их неосязаемость. Услуга является действием или выгодой, ее покупатель не получает права собственности на какой-либо материальный объект.

 
Таблица 1.2. Отличительные особенности коммерческого  и некоммерческого маркетинга и  потребности в маркетинге личности
Некоммерческий  маркетинг Коммерческий  маркетинг
Некоммерческий  маркетинг связан с организациями, территориями и идеями, а также  товарами и услугами Коммерческий  маркетинг главным образом связан с товарами и услугами. Необходимы исполнители — люди. Значит, нужен  маркетинг личности.
Обменивает  голосование на лучшее правительство. Для получения голосов необходим  маркетинг кандидата Обмениваются  деньги за товары и услуги

Технология требует  наличие людей. Нужен маркетинг  личности

Цели  являются более сложными, поскольку  успех или неудача не может  измеряться с чисто финансовых позиций  Цели обычно касаются сбыта, прибылей и получения  наличных денег 
Преимущества  некоммерческого маркетинга часто  не связаны с выплатами потребителей Преимущества  коммерческого маркетинга обычно связаны  с платежами потребителей
От  некоммерческих организаций могут  ожидать или требовать обслуживания экономически невыгодных сегментов  рынка. Нужна личность, которая возьмет  на себя эти заботы Коммерческий  маркетинг ориентируется на обслуживание только прибыльных сегментов рынка. Нужна особая категория людей, способная  обеспечить прибыль.
Некоммерческие  организации обычно имеют две  категории клиентов: потребителей и  спонсоров. Представить выгодность этого для потребителя — знать  особенности этой личности Коммерческий  маркетинг имеет только одну категорию  клиентов — потребителей. Знание особенностей своих потребителей развивает маркетинг  личности.

     Выделяют  пять наиболее важных характеристик  услуг, определяющих управление ими  и процесс обслуживания потребителей (табл. 1.3.).

Таблица 1.3. Основные характеристики услуг
Характеристики  услуг Проблемы менеджмента
Неосязаемость Отсутствие  товара; услуга является действием  или опытом. Трудности в предоставлении стандартных образцов: приобретение услуг связано с риском для  клиента. Для продажи услуги нужен  особый дар убеждения, либо манипулирования  сознанием клиента.

Услугу нельзя продемонстрировать: затруднена дифференциация предложений. Отсутствие патентной  системы: свободный вход на рынок  для конкурентов.

Нераздельность  предоставления услуг и их потребления Потребители участвуют  в процессе предоставления услуг. Вовлечение в процесс обслуживания групп  потребителей: проблема контроля.

Компанию, оказывающую  услуги, представляет ее персонал: восприятие поставщика определяется отношением клиента к ее сотрудникам

Условия обслуживания — отличительная черта поставщика

Трудности с  расширением компаний, предоставляющих  услуги: необходимость создания сетей 

Гетерогенность  Стандартизация  услуг затруднена, поскольку их характеристики во многом определяются потребителями Проблема контроля качества услуг: разнородность условий обслуживания
Несохраняемость Услуги нельзя хранить: отсутствуют товарные запасы Проблемы, связанные с пиковой  нагрузкой: низкая эффективность труда 

Трудности с  установлением цен на услуги: проблемы с ценообразованием

Отсутствие  прав собственности на услуги Клиенты не могут  владеть услугой, обслуживание аналогично аренде.
 

     Как видно из таблицы 1.3, внутри любой  проблемы менеджмента находится  человек, знание характеристик которого является весьма желательным. Следовательно, маркетинг личности латентно присутствует в каждой проблеме, в каждой характеристике. Общепринятого метода организации  маркетинга в сфере услуг не существует.

     В компаниях сферы услуг независимое  бытие отделов невозможно. Товарные запасы отсутствуют, а процессы производства и потребления происходят одновременно. Производство (производство услуги) и  маркетинг (удовлетворение клиента) —  единое целое. Процесс обслуживания должен быть построен так, чтобы противоречие между необходимостью высокой производительности и удовлетворением клиента услугами сводилось к минимуму. Краткосрочными проблемами и нахождением компромиссных решений обычно занимается менеджер, несущий ответственность как за производственный процесс, так и за маркетинг и персонал. Очень важно, чтобы каждый сотрудник компании сферы услуг был ориентирован на маркетинг. Поэтому многие специалисты выступают против создания в компаниях сферы услуг особых отделов маркетинга, утверждая, что в этом случае остальной персонал снимает с себя ответственность за маркетинг, что повлечет за собой снижение качества обслуживания. Опять маркетинг личности негласно присутствует на каждом шаге технологии производства и реализации услуги.

 

1.2.Маркетинговые стратегии в сфере маркетинга личности.

 
 

     Высокая степень взаимодействия сотрудников организации с клиентами заставляет уделять внимание при разработке маркетинговой стратегии, ее интеграции со стратегией эффективной деятельности фирмы. Если компания стремится к достижению высокого качества услуг и формированию благоприятствующей развитию структуры издержек, ей жизненно необходимы скоординированные стратегии функционирования персонала и маркетинга. Маркетинг личности как основополагающий комплекс должен быть во главе маркетинговых стратегий услуги.

     Услуги  подразумевают высокую степень  контакта с клиентами и, по своему определению, должны распределяться напрямую, так как поставщик неминуемо  встретится с потребителем. Однако экономия в этой области может  быть достигнута и посредством косвенного распределения компонентов услуг. Существуют две его формы. Одна из них — распределение услуг  через посредников. Вторая форма  заключается в использовании  компьютерных информационных систем и  технологий.

     Даже  самая успешная формула обслуживания имеет жесткие пределы применения, и фирмам приходится выбирать одну из четырех «дорог»:

  • Стратегия создания сетей, которую практикуют преуспевающие компании быстрого питания и розничной торговли. Это — самая простая стратегия, основывающаяся на подборе менеджеров, нахождении удобного месторасположения торговых точек и управлении инфраструктурой.
  • Стратегия новых услуг опирается на репутацию фирмы и знание менеджерами потребностей клиентов. Развитие идет за счет предоставления новых услуг, без изменения месторасположения компании и основного круга потребителей.
  • Мультисегментная стратегия. Компания использует мощности, предлагая услуги новым сегментам рынка. Проблема маркетинга в данном случае заключается в нахождении сегментов, представители которых захотят воспользоваться услугами, рассчитанными на другие целевые рынки.
  • Смешанная стратегия. Многие компании, работающие в сфере услуг, используют комплексные стратегии: не только открывают новые торговые точки, но и разрабатывают дополнительные услуги и осваивают другие сегменты рынка.

     Таким образом, можно утверждать, что маркетинг  личности относится к классу маркетинга услуг. Он латентно присутствует на каждом шаге как коммерческого маркетинга, так и некоммерческого. Но особое место он начал занимать при подборе персонала, «раскрутке» знаменитостей.

 

1.3 Место маркетинга в психологическом представлении о личности

 
 

     В то же время новая эпоха, опустившаяся нынче над бывшей страной Советов, принесла в научный психологический мир России, не только мутный поток всевозможных западных и доморощенных беллетристических представлений о личности человека и различных моделях его поведения, но и интереснейшие, обладающие глубочайшим объяснительным смыслом научные парадигмы, существование которых в СССР было невозможно даже исходя из основных принципов существовавшего тогда общественного строя. Одной из них, на наш взгляд, является парадигма маркетингового подхода к пониманию природы личности и ее проявлений.

     В самом деле, даже беглого взгляда  на пестрое поведение человека на современном Западе, вполне достаточно для того, чтобы понять, что маркетингом  своей личности люди там занимаются. И занимаются, надо сказать, основательно и успешно. Чего стоят, например, многочисленные PR компании, то и дело вспыхивающие вокруг деятельности тамошних эстрадных, "киношных", спортивных, да и политических звезд.

     В то же самое время, понятие маркетинга, как некоего универсального принципа продажи всего и вся, нас, естественно  не устраивает ни коим образом. Для  нас в объяснительном принципе маркетинга важен не момент продажи личностью  себя, своих, определенным образом сконфигурированных социально-психологических, культурно - психологических ресурсов. Для  нас, в объяснительном принципе маркетингового подхода к личности, важна его  ориентация (и самое важное - осознанная!) на успешное, глубокое и взаимовыгодное строительство отношений человека с миром вокруг, со "значимыми  другими", с самим собой. В этом смысле, вполне возможно, успешной заменой  понятия маркетинга стало бы понятие "экологический подход к психологии личности". Но вся суть в том, что  такой подход, подразумевающий "экологически чистые", бесконфликнтые принципы восприятия, мышления и поведения людей на наш взгляд будет излишне декларативным  и, поэтому, неточным. Мы всегда жили, живем  и будем жить в мире, наполненном  противоречиями, внутренними и внешними конфликтами, конкуренцией. И создание, в этом случае, чистого мира "экологичной  личности" представляется нам больше красивой человеческой сказкой, иллюзией, прерогативой некоторых педагогических школ, несущих человеку не реальный мир, а его подобие - недостижимый идеал.

     В то же время, пользуясь понятием маркетинга как объяснительным принципом, мы очень  многое можем объяснить не только в конкретном поведении людей  определенной исторической эпохи, но и в механизмах становления, формирования и развития личности. Например, случаи невротического поведения детей. Представим себе, что маленький мальчик, общаясь в детском садике со сверстниками, актуализировал свои психологические и средовые ресурсы и создал некий поведенческий "продукт", нашедший положительный отклик и понимание у его одногруппников. Родители же, эту "успешную" модель поведения их ребенка, которая прекрасно "продавалась" на "рынке детсадовских личностей" восприняли, что называется, "в штыки". В результате всего, ребенок, получивший опыт "неудачной продажи" одной из моделей своего поведения, ушел глубоко в себя, затаился, и в результате потерял всякое желание как-то реализовывать себя, "продавать, предлагать себя, свое - Я" на требовательном психологическом "рынке взрослых людей". Если эта неудачная "модель продаж" была неоткорректирована, и, не дай бог, еще и повторилась, мальчик получит проблему на долгие годы- Что же делать, если он так неумело "сегментировал" окружающий его мир, неудачно выбрал "целевой рынок" и "позиционировал"

 

1.4. Эго-маркетинг. Концепция Эго-маркетинга

 
 

     Эго-маркетинг - Маркетинг отдельной личности. Деятельность, связанная с изучением характеристик и качеств личности, потребностей потребителей и общества, формирующих спрос на эту личность, исследование рынка специалистов и общественных деятелей, разработкой методов совершенствования конкретной личности, разработкой программы продвижения личности на рынок специалистов и общественных деятелей.

     Концепция эго-маркетинга и близкая к ней концепция самомаркетинга - это системный подход к самореализации личности, когда человек в условиях конкуренции должен определить свое положение в обществе за счет максимальной мобилизации энергии и инициативы, природных дарований, приобретенных знаний и умений личной предприимчивости и активной жизненной позиции. Социально ориентированная рыночная система создает достаточно приемлемые условия для жизни и полезной деятельности всех членов общества, однако это происходит благодаря усилиям наиболее активных и самодеятельных личностей, которые принимают на себя значительный груз забот о личном благополучии и благополучии всего общества.

Информация о работе Маркетинг личности