Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:15, курсовая работа
Наряду с маркетингом услуг имеет право на существование и маркетинг личности (отдельных лиц). Маркетинг личности в литературе известен чаще всего с другими именами: Self marketing или маркетинг самого себя, эго-маркетинг, маркетинг рабочей силы и т.д.
Введение 3
1. Маркетинг личности в обществе 7
1.1. Место маркетинга личности в классе социально-экономических систем и их роль в обществе 7
1.2.Маркетинговые стратегии в сфере маркетинга личности. 18
1.3 Место маркетинга в психологическом представлении о личности 20
1.4. Эго-маркетинг. Концепция Эго-маркетинга 22
2. Маркетинг личности на рынке труда 24
2.1. Специфика рынка труда и необходимость знания Личности 24
2.2.Человек на "рынке личностей" 30
Заключение 33
Библиография 35
Маркетинг личности относится к классу маркетинга услуг. Во-первых, сфера услуг — быстро развивающийся сектор современной экономики. Во-вторых, менеджмент в сфере услуг имеет определенную специфику.
Услуги характеризуются неосязаемостью предложения, неделимостью производства и потребления, сложностью их стандартизации и несохраняемостью, что предопределяет основные задачи управления в данной сфере: контроль качества, повышение производительности труда и управление людьми.
И, наконец, именно современные фирмы сферы услуг являются основой для создания новых моделей эффективного менеджмента. В прошлом в «передовиках управленческой мысли» ходила компьютерная индустрия, еще раньше — автомобильная промышленность, а сегодня — компании сферы услуг обеспечивают экономическое развитие страны и новые рабочие места. Поэтому маркетинг личности как бы накрывает собой все потребности в людях (рис.1)
Рис.
1.5. Место маркетинга личности в маркетинге
различных организаций
Затраты
на деловые и промышленные услуги
возрастают быстрее, чем расходы
на потребительские услуги. Одна из
причин данной тенденции — усложнение
рынков и технологий. Компании нуждаются
в услугах таких
В
таблице 1.2. представлены основные различия
между маркетинговой
Главная особенность услуг — их неосязаемость. Услуга является действием или выгодой, ее покупатель не получает права собственности на какой-либо материальный объект.
Таблица 1.2. Отличительные особенности | |
Некоммерческий маркетинг | Коммерческий маркетинг |
Некоммерческий маркетинг связан с организациями, территориями и идеями, а также товарами и услугами | Коммерческий
маркетинг главным образом |
Обменивает
голосование на лучшее правительство.
Для получения голосов |
Обмениваются
деньги за товары и услуги
Технология требует наличие людей. Нужен маркетинг личности |
Цели являются более сложными, поскольку успех или неудача не может измеряться с чисто финансовых позиций | Цели обычно касаются сбыта, прибылей и получения наличных денег |
Преимущества
некоммерческого маркетинга часто
не связаны с выплатами |
Преимущества коммерческого маркетинга обычно связаны с платежами потребителей |
От
некоммерческих организаций могут
ожидать или требовать |
Коммерческий маркетинг ориентируется на обслуживание только прибыльных сегментов рынка. Нужна особая категория людей, способная обеспечить прибыль. |
Некоммерческие организации обычно имеют две категории клиентов: потребителей и спонсоров. Представить выгодность этого для потребителя — знать особенности этой личности | Коммерческий маркетинг имеет только одну категорию клиентов — потребителей. Знание особенностей своих потребителей развивает маркетинг личности. |
Выделяют пять наиболее важных характеристик услуг, определяющих управление ими и процесс обслуживания потребителей (табл. 1.3.).
Таблица 1.3. Основные характеристики услуг | |
Характеристики услуг | Проблемы менеджмента |
Неосязаемость | Отсутствие
товара; услуга является действием
или опытом. Трудности в предоставлении
стандартных образцов: приобретение
услуг связано с риском для
клиента. Для продажи услуги нужен
особый дар убеждения, либо манипулирования
сознанием клиента.
Услугу нельзя продемонстрировать: затруднена дифференциация предложений. Отсутствие патентной системы: свободный вход на рынок для конкурентов. |
Нераздельность предоставления услуг и их потребления | Потребители участвуют
в процессе предоставления услуг. Вовлечение
в процесс обслуживания групп
потребителей: проблема контроля.
Компанию, оказывающую услуги, представляет ее персонал: восприятие поставщика определяется отношением клиента к ее сотрудникам Условия обслуживания
— отличительная черта Трудности с расширением компаний, предоставляющих услуги: необходимость создания сетей |
Гетерогенность | Стандартизация услуг затруднена, поскольку их характеристики во многом определяются потребителями Проблема контроля качества услуг: разнородность условий обслуживания |
Несохраняемость | Услуги нельзя
хранить: отсутствуют товарные запасы
Проблемы, связанные с пиковой
нагрузкой: низкая эффективность труда
Трудности с установлением цен на услуги: проблемы с ценообразованием |
Отсутствие прав собственности на услуги | Клиенты не могут владеть услугой, обслуживание аналогично аренде. |
Как видно из таблицы 1.3, внутри любой проблемы менеджмента находится человек, знание характеристик которого является весьма желательным. Следовательно, маркетинг личности латентно присутствует в каждой проблеме, в каждой характеристике. Общепринятого метода организации маркетинга в сфере услуг не существует.
В
компаниях сферы услуг
Высокая степень взаимодействия сотрудников организации с клиентами заставляет уделять внимание при разработке маркетинговой стратегии, ее интеграции со стратегией эффективной деятельности фирмы. Если компания стремится к достижению высокого качества услуг и формированию благоприятствующей развитию структуры издержек, ей жизненно необходимы скоординированные стратегии функционирования персонала и маркетинга. Маркетинг личности как основополагающий комплекс должен быть во главе маркетинговых стратегий услуги.
Услуги
подразумевают высокую степень
контакта с клиентами и, по своему
определению, должны распределяться напрямую,
так как поставщик неминуемо
встретится с потребителем. Однако
экономия в этой области может
быть достигнута и посредством косвенного
распределения компонентов
Даже
самая успешная формула обслуживания
имеет жесткие пределы
Таким образом, можно утверждать, что маркетинг личности относится к классу маркетинга услуг. Он латентно присутствует на каждом шаге как коммерческого маркетинга, так и некоммерческого. Но особое место он начал занимать при подборе персонала, «раскрутке» знаменитостей.
В то же время новая эпоха, опустившаяся нынче над бывшей страной Советов, принесла в научный психологический мир России, не только мутный поток всевозможных западных и доморощенных беллетристических представлений о личности человека и различных моделях его поведения, но и интереснейшие, обладающие глубочайшим объяснительным смыслом научные парадигмы, существование которых в СССР было невозможно даже исходя из основных принципов существовавшего тогда общественного строя. Одной из них, на наш взгляд, является парадигма маркетингового подхода к пониманию природы личности и ее проявлений.
В самом деле, даже беглого взгляда на пестрое поведение человека на современном Западе, вполне достаточно для того, чтобы понять, что маркетингом своей личности люди там занимаются. И занимаются, надо сказать, основательно и успешно. Чего стоят, например, многочисленные PR компании, то и дело вспыхивающие вокруг деятельности тамошних эстрадных, "киношных", спортивных, да и политических звезд.
В
то же самое время, понятие маркетинга,
как некоего универсального принципа
продажи всего и вся, нас, естественно
не устраивает ни коим образом. Для
нас в объяснительном принципе маркетинга
важен не момент продажи личностью
себя, своих, определенным образом сконфигурированных
социально-психологических, культурно
- психологических ресурсов. Для
нас, в объяснительном принципе маркетингового
подхода к личности, важна его
ориентация (и самое важное - осознанная!)
на успешное, глубокое и взаимовыгодное
строительство отношений
В то же время, пользуясь понятием маркетинга как объяснительным принципом, мы очень многое можем объяснить не только в конкретном поведении людей определенной исторической эпохи, но и в механизмах становления, формирования и развития личности. Например, случаи невротического поведения детей. Представим себе, что маленький мальчик, общаясь в детском садике со сверстниками, актуализировал свои психологические и средовые ресурсы и создал некий поведенческий "продукт", нашедший положительный отклик и понимание у его одногруппников. Родители же, эту "успешную" модель поведения их ребенка, которая прекрасно "продавалась" на "рынке детсадовских личностей" восприняли, что называется, "в штыки". В результате всего, ребенок, получивший опыт "неудачной продажи" одной из моделей своего поведения, ушел глубоко в себя, затаился, и в результате потерял всякое желание как-то реализовывать себя, "продавать, предлагать себя, свое - Я" на требовательном психологическом "рынке взрослых людей". Если эта неудачная "модель продаж" была неоткорректирована, и, не дай бог, еще и повторилась, мальчик получит проблему на долгие годы- Что же делать, если он так неумело "сегментировал" окружающий его мир, неудачно выбрал "целевой рынок" и "позиционировал"
Эго-маркетинг - Маркетинг отдельной личности. Деятельность, связанная с изучением характеристик и качеств личности, потребностей потребителей и общества, формирующих спрос на эту личность, исследование рынка специалистов и общественных деятелей, разработкой методов совершенствования конкретной личности, разработкой программы продвижения личности на рынок специалистов и общественных деятелей.
Концепция эго-маркетинга и близкая к ней концепция самомаркетинга - это системный подход к самореализации личности, когда человек в условиях конкуренции должен определить свое положение в обществе за счет максимальной мобилизации энергии и инициативы, природных дарований, приобретенных знаний и умений личной предприимчивости и активной жизненной позиции. Социально ориентированная рыночная система создает достаточно приемлемые условия для жизни и полезной деятельности всех членов общества, однако это происходит благодаря усилиям наиболее активных и самодеятельных личностей, которые принимают на себя значительный груз забот о личном благополучии и благополучии всего общества.